Начальная школа – урок русского языка по теме "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • активизировать знания учащихся о предложении;
  • расширить информацию о роли в предложении главных членов;
  • уточнить, какие члены предложения называются главными;
  • закрепить умение находить в предложении главные члены;

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
  • карточки с разно-уровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной и для парной работы;
  • учебник “Русский язык. К тайнам нашего языка” - 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, тетрадь-задачник № 3 (авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, УМК “ Гармония”)

ХОД УРОКА

I. Организация, мотивация учебной деятельности:

Слайд № 1. Презентация

Учитель: Урок русского языка. Раздел “ Возвращаемся к разговору о предложении”. А тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно по ходу работы.

Слайд № 2

II. Актуализация опорных знаний.

1. Опрос учащихся:

- Дайте определение предложения.

- Как в записи определить начало и конец предложения?

2. Проверка домашнего задания (упр. 415 – учебник).

- Есть вопросы по выполнению домашнего задания?

- Назовите существительные из 1 предложения и укажите падеж этого существительного: с горы - р.п., на лыжах - п.п., девочка - и.п..

- Из 2 предложения: мальчики - и.п., в снежки - в.п.

- Уточните, пожалуйста, на какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?

3. Словарная работа.

Слайд № 3

Учитель: Я диктую вам глаголы из словаря в прошедшем времени, вы записываете его и дополняете его подходящим по смыслу именем существительным, желательно в именительном падеже. Например: стояла + машина (учитель диктует, а дети записывают в рабочих тетрадях).

Видела, обидел, таял, строил, слушала, прыгали.

Учитель: Используя любое словосочетание из словарной работы, составьте и запишите распространенное предложение. (Спросить 3-4 ребят)

- Посмотрите внимательно на свои предложения. Кто, что интересного заметил? Какую роль выполняет словосочетание в предложении?

Дети: Словосочетания являются главными членами предложения; это основа предложения.

Слайд № 3 плюс анимация

- Может кто-нибудь догадался, какая тема урока?

Тема урока: Главные члены предложения

Слайд № 4

III. Работа по теме урока.

1. Постановка цели урока:

- Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения- главные; расширим информацию о главных членах предложения; будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

2. Задание разбить текст на предложения.

Учитель: Наш знакомый иностранец Майк записал текст. Прочитайте его. Что вы можете предложить Майку?

Слайд № 5

Дети: В тексте надо поставить точки в нужных местах.

Учитель: Разбейте текст на предложения и запишите в тетрадях.

(Дети выполняют работу. Учитель проходит по рядам и индивидуально помогает тем ребятам, кто испытывает затруднение)

Учитель: Проверьте свою работу и сравните со слайдом.

Слайд № 6

Учитель: А теперь в каждом предложении подчеркните главные члены предложения, можно попросить совета у соседа при затруднении.

Слайд № 7

Учитель: Сравните, пожалуйста, предложения. Какие выводы можно сделать?

Дети: Главные члены предложения занимают разное место в предложении; последовательность различная; в одном предложении два сказуемых; и т.д.

3. Творческое задание.

(Учитель показывает четыре слайда под музыкальное сопровождение и предлагает составить свое предложение о весне, предварительно вспомнив, какая часть речи помогает украсить нашу речь)

Слайды № 8, 9, 10, 11

Спросить нескольких учеников.

Учитель: Обратите внимание на подлежащее и сказуемое: какая связь между ними? (Если ребята затрудняются, спросить о числе подлежащего и сказуемого)

Вывод: число у подлежащего и сказуемого одинаковое.

4. Игра “Кто самый быстрый и внимательный”.

Слайд № 12

Учитель: Слова в предложении перепутали свои места. Кто из вас быстрее всех запишет это предложение правильно и отметит главные члены предложения крестиком.

(Дети выполняют задание, учитель проверяет)

IV. Физминутка “Повтори мои движения”.

1. Работа по вариантам:

Слайд № 13

Учитель: К данным вопросам подобрать подходящие по смыслу слова и записать полученное предложение. Затем прочитать. Чтобы облегчить работу, можно задать определенную тему, например: Зима или Весна.

2. Самостоятельная работа.

Учитель: В печатных тетрадях стр.5, упр.420, прочитайте задание, вопросы. Выполняем самостоятельно. По сигналу ВЗАИМОПРОВЕРКА. (+ если все правильно, - если есть вопросы к выполненной работе)

3. Обобщение наблюдений

Учебник стр. 147 упр. 421.

V. Итог урока.

Слайд № 14

1. Продолжи предложение:

Я узнал на уроке …

(Дети продолжают предложение, а учитель по ходу их высказываний выстраивает на доске схему-таблицу о главных членах предложения, из ранее напечатанных табличек, затем сверяет со слайдом, а можно взять один из видов обобщения)

Слайд № 15

2. Оценить работу активных ребят.

3. Домашнее задание.

Печатная тетрадь стр. 6, упр. 424.

4. Психологический тест: Лесенка знаний.

Слайд № 16

- На полях в тетради поставьте, пожалуйста, ту букву, которая соответствует вашей ступеньке.

Слайд № 17

Учитель: Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.