Цели и задачи:
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
- карточки с разно-уровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной и для парной работы;
- учебник “Русский язык. К тайнам нашего языка” - 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, тетрадь-задачник № 3 (авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, УМК “ Гармония”)
ХОД УРОКА
I. Организация, мотивация учебной деятельности:
Слайд № 1. Презентация
Учитель: Урок русского языка. Раздел “ Возвращаемся к разговору о предложении”. А тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно по ходу работы.
Слайд № 2
II. Актуализация опорных знаний.
1. Опрос учащихся:
- Дайте определение предложения.
- Как в записи определить начало и конец предложения?
2. Проверка домашнего задания (упр. 415 – учебник).
- Есть вопросы по выполнению домашнего задания?
- Назовите существительные из 1 предложения и укажите падеж этого существительного: с горы - р.п., на лыжах - п.п., девочка - и.п..
- Из 2 предложения: мальчики - и.п., в снежки - в.п.
- Уточните, пожалуйста, на какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?
3. Словарная работа.
Слайд № 3
Учитель: Я диктую вам глаголы из словаря в прошедшем времени, вы записываете его и дополняете его подходящим по смыслу именем существительным, желательно в именительном падеже. Например: стояла + машина (учитель диктует, а дети записывают в рабочих тетрадях).
Видела, обидел, таял, строил, слушала, прыгали.
Учитель: Используя любое словосочетание из словарной работы, составьте и запишите распространенное предложение. (Спросить 3-4 ребят)
- Посмотрите внимательно на свои предложения. Кто, что интересного заметил? Какую роль выполняет словосочетание в предложении?
Дети: Словосочетания являются главными членами предложения; это основа предложения.
Слайд № 3 плюс анимация
- Может кто-нибудь догадался, какая тема урока?
Тема урока: Главные члены предложения
Слайд № 4
III. Работа по теме урока.
1. Постановка цели урока:
- Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения- главные; расширим информацию о главных членах предложения; будем упражняться в нахождении главных членов предложения.
2. Задание разбить текст на предложения.
Учитель: Наш знакомый иностранец Майк записал текст. Прочитайте его. Что вы можете предложить Майку?
Слайд № 5
Дети: В тексте надо поставить точки в нужных местах.
Учитель: Разбейте текст на предложения и запишите в тетрадях.
(Дети выполняют работу. Учитель проходит по рядам и индивидуально помогает тем ребятам, кто испытывает затруднение)
Учитель: Проверьте свою работу и сравните со слайдом.
Слайд № 6
Учитель: А теперь в каждом предложении подчеркните главные члены предложения, можно попросить совета у соседа при затруднении.
Слайд № 7
Учитель: Сравните, пожалуйста, предложения. Какие выводы можно сделать?
Дети: Главные члены предложения занимают разное место в предложении; последовательность различная; в одном предложении два сказуемых; и т.д.
3. Творческое задание.
(Учитель показывает четыре слайда под музыкальное сопровождение и предлагает составить свое предложение о весне, предварительно вспомнив, какая часть речи помогает украсить нашу речь)
Слайды № 8, 9, 10, 11
Спросить нескольких учеников.
Учитель: Обратите внимание на подлежащее и сказуемое: какая связь между ними? (Если ребята затрудняются, спросить о числе подлежащего и сказуемого)
Вывод: число у подлежащего и сказуемого одинаковое.
4. Игра “Кто самый быстрый и внимательный”.
Слайд № 12
Учитель: Слова в предложении перепутали свои места. Кто из вас быстрее всех запишет это предложение правильно и отметит главные члены предложения крестиком.
(Дети выполняют задание, учитель проверяет)
IV. Физминутка “Повтори мои движения”.
1. Работа по вариантам:
Слайд № 13
Учитель: К данным вопросам подобрать подходящие по смыслу слова и записать полученное предложение. Затем прочитать. Чтобы облегчить работу, можно задать определенную тему, например: Зима или Весна.
2. Самостоятельная работа.
Учитель: В печатных тетрадях стр.5, упр.420, прочитайте задание, вопросы. Выполняем самостоятельно. По сигналу ВЗАИМОПРОВЕРКА. (+ если все правильно, - если есть вопросы к выполненной работе)
3. Обобщение наблюдений
Учебник стр. 147 упр. 421.
V. Итог урока.
Слайд № 14
1. Продолжи предложение:
Я узнал на уроке …
(Дети продолжают предложение, а учитель по ходу их высказываний выстраивает на доске схему-таблицу о главных членах предложения, из ранее напечатанных табличек, затем сверяет со слайдом, а можно взять один из видов обобщения)
Слайд № 15
2. Оценить работу активных ребят.
3. Домашнее задание.
Печатная тетрадь стр. 6, упр. 424.
4. Психологический тест: Лесенка знаний.
Слайд № 16
- На полях в тетради поставьте, пожалуйста, ту букву, которая соответствует вашей ступеньке.
Слайд № 17
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Урок окончен.