Действующие лица. Взрослые: 1-я ведущая, 2-я ведущая.
Реквизит. Муравейник из картона, накрытый сеткой-вуалью, искусственное дерево с “гусеницами”, 2 корзинки из лозы, 4 шапочки муравьишек, 4 пары ушек и хвостиков для кошек, вырезанный из бумаги большой зеленый лист, 16 “тлей”, куклы (Падишах и Муравей), небольшой ящичек, элементы костюмов Мухи, Стрекозы, Комара, Муравья. Экран и всё необходимое для показа слайдов.
Зал оформлен как летняя поляна: искусственные деревья, кусты, яркие цветы, стрекозы и бабочки, ближе к центральной стене большой “муравейник”, накрытый зеленой вуалью-сеткой с нашитыми на нее листочками. От него справа и слева полукругом стоят стульчики зеленого цвета. На стене экран для показа слайдов.
Под легкую музыку свободно входят дети, останавливаются в центре зала.
1-я ведущая. Посмотрите, ребята, за окнами давно осень золотая по дворам гуляет, дождями холодными землю поливает, листвой пестрой дорожки устилает…
2-я ведущая. А в нашем музыкальном зале цветы расцветают, бабочки да стрекозы летают, словно лето красное опять к нам вернулось!
1-я ведущая. Да, не спешит лето с нами расстаться... Как вы думаете, ребята, почему? (ответы детей)
2-я ведущая. А может потому, что лето красное ещё не все секреты нам раскрыло, поэтому и в гости на лесную поляну пригласило.
1-я ведущая. К лету в гости мы пойдем? (ответы детей) Лету песенку споем!
Дети исполняют песню “Лесная песенка” слова В. Бредиса, музыка И. Баранова, затем под проигрыш идут “змейкой” по залу и усаживаются вместе с ведущими на стульчики.
1-я ведущая. Вот мы и на летней полянке, а это что такое?
2-я ведущая. Может это и есть один из тех секретов, которые лето красное для нас приготовило?
1-я ведущая. Похоже что так… Ой, а вот здесь на листочке что-то написано…Прочитаем.
Загадка.
Стоит под елкой городок.
К нему 100 тропок, 100 дорог,
По тем дорожкам взад – вперед
Народец крохотный снуёт.
Что за городок, что за народ?
Дети. Муравейник и муравьи.
2-я ведущая. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку.
Ведущие убирают вуаль-сетку, под ней большой макет муравейника.
2-я ведущая. Это и правда, муравейник! Ребята, а что вы знаете о жильцах этого дома, о муравьях? (ответы детей)
1-я ведущая. Знаете ли вы, что муравьи – один из самых старых видов насекомых на Земле. Ученые говорят, что и 100 миллионов лет тому назад были муравьи и выглядели они так же, как выглядят и сейчас. Посмотрите.
На экране появляется слайд – “Муравей”. http://www.photoforum.ru/photo/271065/index.ru.html
2-я ведущая. Знаете ли вы, что жизнь муравьёв во многом похожа на жизнь людей? Как и мы, муравьи живут в домах, причем в домах многоэтажных, которые они строят сами. Скажите, а где же можно увидеть муравейник?
(Варианты ответов: в лесу, в саду, в поле, на берегу ручья, в городе – в парке и на газоне!)
1-я ведущая. А знаете ли вы, из чего стоят муравьи свои дома? (ответы детей) Верно, из мелких веточек, кусочков коры, сосновых иголок.
2-я ведущая. А крепок ли такой дом?
1-я ведущая. Представьте да! Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки, хвоинки, с маленькими кусочками глины и земли, причем склеивают очень аккуратно, одну к одной и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Как вы думаете почему? (ответы детей) Да, чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике всегда было сухо.
2-й ведущая. Знаете ли вы, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. Главная в семье муравьев – самка. Она занята только тем, что постоянно откладывает яйца. Муравьи – няньки их тут же уносят и сами ухаживают за будущим потомством. 1-я ведущая. Муравьи – воины смело защищают муравейник от непрошенных гостей – сверчков, кузнечиков, больших жуков…Иногда муравьи ссорятся со своими соседями – муравьями из-за участков, на которых они охотятся и тогда начинаются настоящие муравьиные войны.
2-я ведущая. Муравьи – победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, то они станут рабами-рабочими у победителей. Вот так.
1-я ведущая. Хорошо, что войны среди муравьев случаются не часто. Обычно приносят еду для всех членов семьи муравьи – фуражисты. А фуражом, т.е. едой для муравьев становятся семена трав, грибы, а ещё жучки, гусеницы, мушки, личинки. А ведь это всё вредные для леса насекомые!
На экран появляется слайд “Муравей – фуражист” http://mirbukashek.ru/category/muravi
2-я ведущая. Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, что они могли бы уместиться в ранце школьника! И это только в один муравейник!
1-я ведущая. Да, недаром муравьев называют “санитарами леса”! Там, где много муравьев, лес здоровый и чистый.
2-я ведущая. А раз так, то сейчас мы предлагаем вам, ребята, стать … муравьями и отправиться наводить порядок в лесу (встает, подходит к 1-му дереву).
1-я ведущая. Посмотрите-ка, на листьях наших деревьев появились гусеницы и если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется!
Игра “Кто скорее соберет гусениц”
2 команды по 2 “муравья” – поочередно подбегают к 1-му дереву и снимают с него по гусенице в 2 корзинки из лозы. Кто больше гусениц соберет, те муравьи будут признаны самыми быстрыми и умелыми защитниками леса.
1-я ведущая. Ну, что же спасибо вам, неутомимые защитники леса – вон сколько гусениц вы принесли в наш муравейник!
2-я ведущая. А знаете ли вы, ребята, что в доме муравьев действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражёр несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его “казнят” – убивают и самого пускают на фураж – съедают.
1-я ведущая. Любопытно то, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто не может трудиться, потому что стал старым или, например, повредил лапку. Его кормят до тех пор, пока он не выздоровеет и не сможет сам приносить еду другим.
2-я ведущая. Знаете ли вы, ребята, что у муравьёв как и людей в доме живут любимые питомцы. Если у нас это кошечки, собачки, то у муравьёв тля – крошечное насекомое, которое муравьи ценят за то, что оно вырабатывает самый вкусный и любимый муравьями нектар.
1-я ведущая. Весной муравьи – пастухи выводят из муравейника целые стада “муравьиных коров” и ведут их на “пастбища” – на веточки молодых растений. Тля пьет сок из листочков. Муравей, подбегает к ней, щекочет усиками ее брюшко и тля тут же выделяет капельку ароматной жидкости – “молочко”.
На экране слайд – “Пастухи и их “коровы” http://www.lasius.narod.ru/antPhoto.htm
2-я ведущая. Муравей-пастух собирает эти капельки и несет голодным братьям в муравейник, а те в свою очередь покормят других. Всегда делиться едой – закон муравьиной семьи.
1-я ведущая. Однажды “муравьиные коровки” расползлись в разные стороны . Муравьям -пастухам нужно как можно быстрее собрать их в стадо. Итак, следующая игра.
Игра “Кто скорее соберет “тлю”
1-я команда из 4-х детей (стоят по углам зала) собирает разложенную по всему залу “тлю” на большой зеленый лист (в центре зала). Засекается время, которое потратила команда на выполнение этого задания. Затем “тля” вновь раскладываются по залу и собирает их 2-я команда, так же состоящая из 4-х детей. Выигрывают те, у которых на выполнение задания ушло меньше времени.
1-я ведущая. Похлопаем самым лучшим муравьям – пастухам! Молодцы! (все хлопают)
2-я ведущая. Знаете ли вы, ребята, что в доме у муравьев действуют строгие правила. Например, в свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе, муравьи – охранники закроют все ходы-выходы, и придется опоздавшему ночевать вне дома.
1-я ведущая. Но однажды один муравей забрался высоко на дерево. Налетел сильный в ветер, сорвал листочек, на котором сидел муравей и …понес его далеко от дома. Упал листочек на землю, свалился с него муравейка и повредил ножку. А что дальше с ним приключилось – смотрите сами.
Дети смотрят отрывок из м\ф “Путешествие муравья” режиссер Эдуард Назаров
http://www.youtube.com/watch?v=owycnFx8too&feature=player_embedded
2-я ведущая. Эту историю “Как муравьишка домой спешил” придумал русский писатель Виталий Бианки, а нарисовал ее замечательный мультипликатор Эдуард Назаров.
1-я ведущая. А мы с вами знаем песенки о муравьях, и стихи. Сейчас мы их и послушаем.
Выходит мальчик и читает стихотворение Тима Собакина “Дом для муравьёв”
Мальчик Вася Муравьёв
Строит дом для муравьёв.
Стены будут из песка,
Крыша будет высока.
Но ползти в песочницу
Муравьям не хочется!
Муравьишек под сосной
Муравейник ждёт лесной.
2-я ведущая. Конечно, муравьишки хотят жить в доме не из песка, а из хвоинок и соломинок. Но вот однажды протекла в лесном муравьином доме крыша… А что было дальше вы узнаете из следующего стихотворения.
Выходят 2 детей и читают стихотворение Леонида Епанешникова “Муравей”.
1-й.
В муравьином доме крышу
Починить пора.
За соломинкою вышел
Муравей с утра.
К ней через дорогу
Добрался не спеша,
Оглядел, потрогал:
Очень хороша!
2-й.
Ухватился лапками,
Раз – и поволок...
Под лопухами-шапками
Домик-бугорок.
Нелегко, но к домику
Тащит всё равно.
Для тебя – соломинка,
А для него – бревно!
1-й.
Ух как стало жарко,
Даже лоб намок!
Бросил бы…
2-й.
Да жалко:
Дом уж недалёк!
1-я ведущая. Молодец, муравей, дотащил соломинку! Знаете ли вы, что муравей хоть и маленький, а может поднять груз в 100 раз тяжелее собственного веса.
2-я ведущая. Да он настоящий чемпион среди насекомых по поднятию тяжестей!
1-я ведущая. Однажды муравей нес не соломинку, а “ две дощечки для дверей”. Что с ним потом случилось, мы сейчас расскажем и даже покажем! Пожалуйста, ребята!
Выходят 4 девочки, надевают ушки и хвосты кошек, 4 мальчика – шапочки муравьев. Дети исполняют танец под фонограмму песни Л. Абелян “ Про муравья ” (аудио кассета “ Страна Насекомия: Музыкальное путешествие в мир насекомых” М: Весть-ТДА 2003г.)
1-я ведущая. Знаете ли вы, что муравьи могли бы войти в Книгу Рекордов Насекомых как самые выносливые? Есть ученые, которые специально занимаются изучением муравьёв и проводят с ними разные эксперименты.
2-я ведущая. И что же?
1-я ведущая. А вот что. Зажали муравья килограммовой гирей между двух стекол – лежал он неподвижно как мертвый, освободили – он дальше побежал по своим муравьиным делам. Вот каким выносливым оказался!
2-я ведущая. Это что! Вот однажды, положили муравья в воду, продержали его там четыре дня, и только потом вынули на сухое теплое место.
1-я ведущая. И что же?
2-я ведущая. Ожил муравейка и вел себя, как ни в чем не бывало. А еще ученые выяснили, что муравьи легко поддаются обучению. Причем, любой муравей, научившись чему-то новенькому, может тут же обучить двух-трех младших собратьев, а те в свою очередь, других. Очень они оказывается, умные насекомые.
1-я ведущая. Конечно, умные: у муравья ведь самым большой мозг по отношению к телу среди всех насекомых! Недаром об уме и мудрости муравьев даже сказки сложили. Одну из них мы вам сейчас расскажем. А называется она “Падишах (берет в руки падишаха) …
2-я ведущая. …и мудрый муравей”. (берет муравья)
Ведущие разыгрывают по ролям ингушскую народную сказку “Падишах и муравей”.
1-я ведущая. Однажды могучий падишах отправился с войском в поход. На седьмой день пути один из всадников наехал на муравейник.
2-я ведущая. И тут раздался грозный окрик: – Что за глупец ведёт войска, не разбирая дороги!
1-я ведущая (сердито) Что за дерзкие слова? Схватить наглеца!
2-я ведущая. Схватили муравья и принесли падишаху.
1-я ведущая (с удивлением). – Какой маленький, а такой сердитый!
2-я ведущая. Лучше быть маленьким, да удаленьким, чем большим, но бестолковым.
1-я ведущая (с удивлением) А голова у тебя какая большая!
2-я ведущая. Значит, есть где уму вместиться.
1-я ведущая. А почему талия у тебя с волосок?
2-я ведущая. Настоящий джигит всегда ест в меру.
1-я ведущая. Что же съедаешь ты за год?
2-я ведущая. На год мне одного пшеничного зёрнышка хватает.
1-я ведущая (с возмущением) Не верю… Врёшь!
2-я ведущая (с обидой). Разве настоящий джигит будет говорить неправду?
1-я ведущая. А вот велю я тебя …(берет “ящик”) в ящик закрыть (2-я ведущая кладет него муравья ), положить туда одно пшеничное зерно (2-я ведущая кладет “зерно”), вот тогда посмотрим, что с тобой через год станет.
Ведущие (вместе). Прошёл год.
1-я ведущая. Падишах совсем забыл о муравье.
2-я ведущая. Наконец кто-то из воинов напомнил ему о нём.
1-я ведущая. Падишах приказал открыть ящик. (2-я ведущая открывает “ящик”) И что же он увидел?
2-я ведущая. За весь год муравей съел только половину зерна. Другая половина его была цела.
1-я ведущая. Почему ты съел только половину зерна?
2-я ведущая. Ты мог не вспомнить обо мне ещё целый год, вот я на всякий случай и приберёг вторую половину зерна, – ответил мудрый муравей.
1-я ведущая. Вот такая сказка. А ведь о муравьях народ не только сказки, но и песни складывает, да какие!
2-я ведущая. А ну, ребята, давайте для исполнения одной из таких песен наденем костюмы. Подходите, пожалуйста.
Дети надевают элементы костюмов Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья. Звучит мелодия р.н.п. “Как у наших у ворот”. http://puzkarapuz.ru/?newsid=13932 Все встают в полукруг.
Муха.
Как у наших у ворот
Собирается народ:
Муха – певунья,
Стрекоза – плясунья,
Комаришка – музыкант
(У него такой талант!)
И приятель Муравей.
Погляди на нас скорей.
Дети исполняют русскую народную песню “Как у наших у ворот”.
2-я ведущая. Ну, вот, ребята, и подошло к концу наше с вами путешествие в Лето. Как много интересного оно нам рассказало о своих лесных обитателях – трудолюбивых муравьях.
1-я ведущая. Пришла пора попрощаться с обитателями хвойного домика и сказать им несколько приятых слов.
На экране слайд – “Муравей лесной” http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=4814
2-я ведущая. Хвойный домик сложен кучей, Он без окон, без дверей, Только вы на всякий случай Проходите поскорей.
1-я ведущая.
В этом домике из хвои
Без двора и без ворот,
Все хозяева – герои,
Смелый маленький народ.
1-й мальчик. Кто в труде весь день проводит, Носит тяжести весь день? Кто храбрец на бой выходит, Чуть домок его задень?
2-й мальчик. Бьются яростно и смело, Не жалея жизнь свою, И за храбрость, труд да дело
Все дети. ЧЕСТЬ И СЛАВА МУРАВЬЮ! (аплодисменты)
1-я ведущая. Ну, что же мы прощаемся с теплым летом, говорим ему “До свиданья!” и дарим ему свою песню, которая называется “Лето – это ты!”
Дети исполняют песню “Лето – это ты!” слова В. Семернина, музыка С. Соснина Под проигрыш песни дети идут по залу, прощаются со всеми и выходят из зала.