Цели урока:
- Закрепить работу с именованными числами.
- Совершенствовать умение решать простые и составные задачи.
- Познакомиться с жизнью обитателей морского дна.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе, расширять кругозор.
- Развивать логическое и творческое мышление, познавательную активность.
Оборудование: 2 компьютера, 2 проектора, диск “Кирилл и Мефодий”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
“Математика – царица наук”.
О, математика, гордись собой!
Ты всем наукам – мать родная,
И дорожат они тобой,
Своих заслуг не умаляя.
В веках овеяна ты славой.
Светило всех земных светил,
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава.
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Сегодня математика нам поможет совершить необычное путешествие на дно океана. Каким образом мы можем оказаться на дне океана? (Ответы детей). Правильно вы сказали, что можно опуститься с аквалангом или в батискафе.
Кадр: аквалангисты.
Кадр: батискафы.
Как безопаснее опускаться на дно океана? (В батискафе).
2. Устный счет (дифференцированная работа).
“Работа с именованными числами”.
Давайте посмотрим в иллюминатор батискафа. Кого мы там можем увидеть?
1. Медузы (видеоролик, картинка)
Решение заданий каждому классу в отдельности.
2 кл. |
3 кл. |
Яд самшитовой медузы убивает человека за 60 сек. Сколько это минут? (Запись: 60 сек. = 1 мин.). | Самая крупная медуза имеет длину 229 см. Выразите в м и см. (Запись: 229 см = 2 м 29 см). |
2. Киты (рисунок).
Задачи на тему.
Длина зуба кита-единорога 3 м. Переведи в см. (3 м = 300 см). | Детеныш синего кита имеет массу 2 т. Переведи в кг, г. (2 т = 2000 кг, 2 т = 2000000 г). |
Длина новорожденного синего кита 8 м. Вырази в дм. (8 м = 80 дм). | Кит-кашалот может оставаться под водой 1 час 52 минуты. Сколько всего минут? (1 ч. 52 мин. = 112 мин.). |
3. Осьминоги (видеоролик с информацией, картинка).
Задачи на тему.
Длина тела кольчатого осьминога не более 3 см. Вырази в мм. (3 см = 30 мм). | Наибольшая глубина, на которой обнаружены рыбы, - 10911 м. Вырази в км и м, в см. (10911 м = 10 км 911 м, 10911 м = 1091100 см). |
4. Морские звезды (видеоролик с информацией, картинка).
Задачи на тему.
Морская звезда, чтобы полакомиться моллюсками, проникает в раковину в 12 мм. Сколько это см и мм? (12 мм = 1 см 2 мм). | Морские звезды плавают на глубине до 1 км 800 м. Вырази в см. (1 км 800 м = 180000 см). |
5. Черепахи (видеоролик, картинка).
Задачи на тему.
Маленькая зеленая черепаха имеет длину 18 см. Вырази в дм и см. (18 см = 1 дм 8 см). | Самая крупная кожистая черепаха весит 453 кг. Сколько это граммов? (453 кг = 453000 г). |
6. Рыбки-бабочки (видеоролик, картинка).
Задачи на тему.
Масса рыбки-бабочки 40 г, а самшитовой рыбки – 80 г. |
|
На сколько граммов рыбка-бабочка легче? (80 г – 40 г = 40 г). | Во сколько раз рыбка-бабочка легче? (80 : 40 = 2 р.). |
3. Сообщение темы урока.
А сейчас вы поближе познакомитесь еще с одним видом морского животного. Мы предлагаем выполнить управляемую самостоятельную работу.
18 |
300 |
15 |
95 |
36 |
А |
К |
У |
Л |
Ы |
Тема урока: “Акулы”.
4. Акулы. Виды акул
(знакомство с таблицей).Давайте поближе познакомимся с этими животными, порешаем про них задачи.
5. Видео об акулах.
1) Рифовая акула.
2) Гигантская акула.
3) Акула-молот.
6. Блиц-турнир.
Задачи для двух классов.
2 кл. |
3 кл. |
1. Тигровая акула живет 70 лет, а возраст рыбы-палтуса в Северном море – 60 лет. На сколько лет больше живет тигровая акула? | 1. Китовая акула имеет длину 18 м, а карликовая – 18 см. Во сколько раз китовая акула длиннее карликовой? |
2. В морях и океанах обитает 39 видов акул, опасных для человека, в том числе 14 видов особенно агрессивных. Сколько менее агрессивных видов акул? | 2. Сколько граммов пойманных “запасов” оказалось в брюхе акулы, если там было 23 рыбы по 800 г каждая? |
3. Акуле лечили зуб. Масса зуба 72 г, а масса пломбы 14 г. Какова масса зуба с пломбой? | 3. За 10 лет тигровая акула способна поменять 24000 зубов. Сколько зубов она поменяет за два года? |
4. Сколько человек побывали в музее “Обитатели морей” за 3 дня, если в первый день пришли 25 человек, во второй – 32 человека, а в третий – 14 человек? | 4. Сколько человек побывали в океанариуме за 2 дня, если в первый день пришли 500 человек, а во второй – на 130 человек больше? |
Индивидуальное задание:
3 кл. – осевая симметрия (выразить в см2);
2 кл. – найти площадь акулы.
(Проверка заданий)
7. Решение задач.
Для 2-го класса
Для 3-го класса
8. Итог урока.
1) Что узнали об акулах? (Дети говорят о полученных фактах из жизни акул).
2) Какие темы по математике закрепили, получая информацию о морских животных?
9. Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Оцените.
На столе лежат у вас полоски желтого, оранжевого и зеленого цветов. Желтый будет соответствовать первому значку: мне очень понравилось, я узнал много нового; оранжевый – второму значку: понравилось, но я до этого имел такую информацию; зеленый – третьему значку: мне не понравился урок.
(Дети оценивают урок)
Работа над этой темой не закончена. В начале нового учебного года мы продолжим работу над этой ней. За время каникул предлагаем вам найти литературу про любых обитателей морей и океанов, сделать из соленого теста морское животное. На основе ваших творческих работ мы создадим панно “Жизнь океана”. Проведем заседание секции начальной школы НОУ “Интеллект”, на котором вы защитите свои мини-проекты о морских животных.