Цели:
Дидактические: применение ЗУН в практической деятельности, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, речи, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, таблицы: “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, “Растворимость кислот, солей, оснований”, “Электроотрицательность”; штативы, пробирки, спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой, раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки для выпаривания.
Форма проведения – игра.
Этапы игры:
- Этап подготовки
- Этап введения в игру
- Этап проведения
- Этап анализа
- Заключительный этап
В игре участвуют:
основные игроки – учащиеся 9 класса;
3 человека - счетная группа;
2 человека – помощники;
Ведущий – учитель.
Ход и содержание мероприятия
Каждый человек стремится чего-то в жизни достичь, быть не похожим на других. В жизни каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный час, который показывает, на что мы способны. Вот сегодня и давайте попытаемся определить, для кого наступил звездный час, но пока только в одном – в изучении химии. А сделаем это в форме игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час “Знатоки химии”.
Правила игры.
Игра состоит из 10 туров.
В девяти турах участвуют все желающие, в финале – 3 лучших игрока.
Каждый тур посвящен определенной теме и содержит несколько заданий.
На обдумывание задания – 30 секунд.
Ответ дается в виде цифры, под которой правильный ответ.
Право первого ответа принадлежит тому, кто первым поднимет руку.
За каждый правильный ответ выдается звездочка.
Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика, снимается с игры.
Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф - лишение заработанной звезды или удаление из игры.
Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.
Три игрока, набравшие наибольшее количество звездочек, выходят в финальный тур.
Финальный тур – выполнение практического задания.
Оценивание эксперимента:
- выбор нужного оборудования - 1 балл
- соблюдение правил безопасности – 1 балл
- четкое проведение эксперимента – 1 балл.
Прошу счетную комиссию занять свои места. Счетной комиссии выдается список всех участников игры с таблицей-сеткой.
Мы начинаем игру. Задания первых девяти туров предлагаются в виде презентации. (Приложение 1)
1-й тур: Знание химических элементов
1 Al | 2 Am | 3 Ru | 4 Na | 5 Та |
- Атом, какого из элементов легче всего отдает свои внешние электроны? (Натрий.)
- Какой из приведенных элементов назван в честь нашей страны? (Рутений.)
- Какой из приведенных элементов назван в честь континента? (Америций.)
- У атома какого элемента электронная конфигурация внешнего уровня s2p1? (Алюминий.)
- Какой из перечисленных элементов наиболее распространен в природе? (Алюминий.)
2-й
тур: Электронные формулы атомов1 1s22s22p4 |
2 1s22s22p63s23p6 |
3 1s22s1 |
4 1s22s2 |
5 1s22s22p3 |
- Какая из электронных формул соответствует аниону хлора? (2.)
- Какая из электронных формул соответствует атому элемента, наиболее распространенного в Солнечной системе? (1.)
- Какая электронная формула принадлежит атому элемента с наиболее выраженными металлическими свойствами? (3.)
3-й тур: Свойства веществ различных классов
1 SO2 |
2 А1(ОН)3 |
3 СаСО3 |
4 MgO |
5 SO3 |
- Какие из приведенных веществ взаимодействуют с раствором гидроксида натрия? (1, 2, 5.)
- Какие из веществ подвергаются разложению при нагревании? (2, 3.)
- Какие из указанных веществ при растворении в воде образуют кислоту? (1, 5.)
- В каком из веществ массовая доля кислорода составляет 50 %? (1.)
4-й
тур: Реакции ионного обмена1 K++ Ag+ |
2 Ag++ Cl- |
3 Ba2++SO42- |
4 Zn2++ 2OH- |
5 Zn0 + 2H+ |
- Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата серебра к раствору хлорида калия? (2.)
- Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата бария к раствору сульфата натрия? (3.)
- Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора хлорида цинка к раствору гидроксида натрия? (4.)
- Какое из ионных уравнений не может существовать, так как подобную реакцию нельзя провести практически? (1.)
- Какое из ионных уравнений соответствует реакции замещения? (5.)
5-й тур: Окислительно-восстановительные процессы
1) H2S + O2 —> 2) H2SO4 + BaCl2 —>
3) S + Fe —> 4) H2S + SO2 —> 5) S + O2 —>
- В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства восстановителя? (1, 5.)
- В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства окислителя? (3.)
- Уравнение какой реакции относится к реакциям обмена? (2.)
- Уравнения каких реакций относятся к реакциям соединения? (3, 5.)
6-й тур: Химия и математика
1 3 | 2 7 | 3 10 | 4 4 | 5 5 |
- Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу сульфата меди в медном купоросе? (5.)
- Сколько молей ионов натрия образуется при полной диссоциации одного моля фосфата натрия? (1.)
- Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г серной кислоты? (4.)
7-й
тур: Изменение свойств веществ1 Mg | 2 Al | 3 S | 4 Р | 5 Cl |
- Какие из элементов нарушают порядок расположения их по убыванию металлических свойств? (3-4.)
- Соединения, какого элемента проявляют амфотерные свойства? (2.)
- Какой элемент входит в состав мозговой ткани? (4.)
8-й
тур: Великие химики1 Ломоносов |
2 Аррениус |
3 Берцелиус |
4 Каблуков |
5 Семенов |
- Кому из ученых принадлежит идея о гидратации ионов в растворах? (4.)
- Кому из ученых принадлежит это высказывание: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”? (1.)
- Кто из ученых является основоположником теории электролитической диссоциации? (2.)
9-й
тур: Химическая связь в веществах1 Н2О | 2 НС1 | 3 РН3 | 4 Na2S | 5 O2 |
- Молекула, какого вещества образована ионной связью? (4.)
- В молекуле какого вещества две ковалентных полярных связи? (1.)
- Молекула, какого вещества имеет двойную ковалентную неполярную связь? (5.)
Итак, мы подошли к финалу.
Уважаемые члены счетной комиссии, определите трех лучших игроков сегодняшней игры.
Прошу выйти финалистов на подиум.
Финал: Химический эксперимент.
Ведущий приглашает финалистов за столы, на которые находится необходимое оборудование. Каждому выдается задание на карточке. На выполнение – 2 минуты.
1) Выделите поваренную соль из раствора.
2) Проведите очистку сахарного сиропа.
3) Вскипятите воду в пробирке.
Итог игры:
- проводится награждение победителя, для которого наступает “Звездный час”;
- выступление победителя.
10-й тур: (внеконкурсный)
Химия и лирика.
Во все времена богатство государства, народа, монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и назовите пословицы, поговорки или стихотворные строки в которых встречается слово “Золото” или его производные.
Рекомендуемая литература:
- Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна “Химия – 8” - Москва: “Блик и Ко”, 2000 г. – с. 224.
- Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Методическая библиотека).
- Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. (Методическая библиотека).
- Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления) / авт.-сост. Е.П.Ким. – Волгоград: Учитель, 2009.- 134 с.