Звездный час "Знатоки химии" Игра. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели:

Дидактические: применение ЗУН в практической деятельности, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитывающие: формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, речи, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, таблицы: “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, “Растворимость кислот, солей, оснований”, “Электроотрицательность”; штативы, пробирки, спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой, раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки для выпаривания.

Форма проведения – игра.

Этапы игры:

  • Этап подготовки
  • Этап введения в игру
  • Этап проведения
  • Этап анализа
  • Заключительный этап

В игре участвуют:

основные игроки – учащиеся 9 класса;
3 человека - счетная группа;
2 человека – помощники;

Ведущий – учитель.

Ход и содержание мероприятия

Каждый человек стремится чего-то в жизни достичь, быть не похожим на других. В жизни каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный час, который показывает, на что мы способны. Вот сегодня и давайте попытаемся определить, для кого наступил звездный час, но пока только в одном – в изучении химии. А сделаем это в форме игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час “Знатоки химии”.

Правила игры.

Игра состоит из 10 туров.

В девяти турах участвуют все желающие, в финале – 3 лучших игрока.

Каждый тур посвящен определенной теме и содержит несколько заданий.

На обдумывание задания – 30 секунд.

Ответ дается в виде цифры, под которой правильный ответ.

Право первого ответа принадлежит тому, кто первым поднимет руку.

За каждый правильный ответ выдается звездочка.

Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика, снимается с игры.

Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф - лишение заработанной звезды или удаление из игры.

Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.

Три игрока, набравшие наибольшее количество звездочек, выходят в финальный тур.

Финальный тур – выполнение практического задания.

Оценивание эксперимента:

  • выбор нужного оборудования - 1 балл
  • соблюдение правил безопасности – 1 балл
  • четкое проведение эксперимента – 1 балл.

Прошу счетную комиссию занять свои места. Счетной комиссии выдается список всех участников игры с таблицей-сеткой.

Мы начинаем игру. Задания первых девяти туров предлагаются в виде презентации. (Приложение 1)

1-й тур: Знание химических элементов

1 Al 2 Am 3 Ru 4 Na 5 Та
  1. Атом, какого из элементов легче всего отдает свои внешние электроны? (Натрий.)
  2. Какой из приведенных элементов назван в честь нашей страны? (Рутений.)
  3. Какой из приведенных элементов назван в честь континента? (Америций.)
  4. У атома какого элемента электронная конфигурация внешнего уровня s2p1? (Алюминий.)
  5. Какой из перечисленных элементов наиболее распространен в природе? (Алюминий.)

2-й тур: Электронные формулы атомов

1

1s22s22p4

2

1s22s22p63s23p6

3

1s22s1

4

1s22s2

5

1s22s22p3

  1. Какая из электронных формул соответствует аниону хлора? (2.)
  2. Какая из электронных формул соответствует атому элемента, наиболее распространенного в Солнечной системе? (1.)
  3. Какая электронная формула принадлежит атому элемента с наиболее выраженными металлическими свойствами? (3.)

3-й тур: Свойства веществ различных классов

1

SO2

2

А1(ОН)3

3

СаСО3

4

MgO

5

SO3

  1. Какие из приведенных веществ взаимодействуют с раствором гидроксида натрия? (1, 2, 5.)
  2. Какие из веществ подвергаются разложению при нагревании? (2, 3.)
  3. Какие из указанных веществ при растворении в воде образуют кислоту? (1, 5.)
  4. В каком из веществ массовая доля кислорода составляет 50 %? (1.)

4-й тур: Реакции ионного обмена

1

K++ Ag+

2

Ag++ Cl-

3

Ba2++SO42-

4

Zn2++ 2OH-

5

Zn0 + 2H+

  1. Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата серебра к раствору хлорида калия? (2.)
  2. Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата бария к раствору сульфата натрия? (3.)
  3. Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора хлорида цинка к раствору гидроксида натрия? (4.)
  4. Какое из ионных уравнений не может существовать, так как подобную реакцию нельзя провести практически? (1.)
  5. Какое из ионных уравнений соответствует реакции замещения? (5.)

5-й тур: Окислительно-восстановительные процессы

1) H2S + O2 —> 2) H2SO4 + BaCl2 —>

3) S + Fe —> 4) H2S + SO2 —> 5) S + O2 —>

  1. В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства восстановителя? (1, 5.)
  2. В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства окислителя? (3.)
  3. Уравнение какой реакции относится к реакциям обмена? (2.)
  4. Уравнения каких реакций относятся к реакциям соединения? (3, 5.)

6-й тур: Химия и математика

1 3 2 7 3 10 4 4 5 5
  1. Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу сульфата меди в медном купоросе? (5.)
  2. Сколько молей ионов натрия образуется при полной диссоциации одного моля фосфата натрия? (1.)
  3. Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г серной кислоты? (4.)

7-й тур: Изменение свойств веществ

1 Mg 2 Al 3 S 4 Р 5 Cl
  1. Какие из элементов нарушают порядок расположения их по убыванию металлических свойств? (3-4.)
  2. Соединения, какого элемента проявляют амфотерные свойства? (2.)
  3. Какой элемент входит в состав мозговой ткани? (4.)

8-й тур: Великие химики

1

Ломоносов

2

Аррениус

3

Берцелиус

4

Каблуков

5

Семенов

  1. Кому из ученых принадлежит идея о гидратации ионов в растворах? (4.)
  2. Кому из ученых принадлежит это высказывание: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”? (1.)
  3. Кто из ученых является основоположником теории электролитической диссоциации? (2.)

9-й тур: Химическая связь в веществах

1 Н2О 2 НС1 3 РН3 4 Na2S 5 O2
  1. Молекула, какого вещества образована ионной связью? (4.)
  2. В молекуле какого вещества две ковалентных полярных связи? (1.)
  3. Молекула, какого вещества имеет двойную ковалентную неполярную связь? (5.)

Итак, мы подошли к финалу.

Уважаемые члены счетной комиссии, определите трех лучших игроков сегодняшней игры.

Прошу выйти финалистов на подиум.

Финал: Химический эксперимент.

Ведущий приглашает финалистов за столы, на которые находится необходимое оборудование. Каждому выдается задание на карточке. На выполнение – 2 минуты.

1) Выделите поваренную соль из раствора.
2) Проведите очистку сахарного сиропа.
3) Вскипятите воду в пробирке.

Итог игры:

- проводится награждение победителя, для которого наступает “Звездный час”;

- выступление победителя.

10-й тур: (внеконкурсный)

Химия и лирика.

Во все времена богатство государства, народа, монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и назовите пословицы, поговорки или стихотворные строки в которых встречается слово “Золото” или его производные.

Рекомендуемая литература:

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна “Химия – 8” - Москва: “Блик и Ко”, 2000 г. – с. 224.
  2. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Методическая библиотека).
  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. (Методическая библиотека).
  4. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры, шоу-программы, театрализованные представления) / авт.-сост. Е.П.Ким. – Волгоград: Учитель, 2009.- 134 с.

Презентация