Задачи:
- Ознакомление учащихся с проблемой сохранения здоровья, основными компонентами здорового образа жизни.
- Развивать потребность в здоровом образе жизни.
- Формировать познавательный интерес, активную позицию в отношении охраны здоровья, поощрение победителей.
Оборудование: выпущенные учащимися газеты о здоровом образе жизни, рисунки, иллюстрирующие виды спорта.
Ход занятияВступительное слово учителя: В формировании здоровья человека определенное значение имеют следующие факторы:
– образ жизни (49-55%);
– генетика (18-22%);
– внешняя среда (18-22%)
– состояние системы здравоохранения (8-10%);
В школах города Туймазы и Туймазинского района вводятся здоровосберегающие технологии. Здоровый образ жизни – это творение человеком себя, творение длиною в жизнь в физическом, социальном и духовном измерениях.
Золотое правило ЗОЖ – мудрость умеренности. Гиппократ говорил: “Никто не должен преступать меры: мудрость жизни – знать во всем меру”. Здоровый образ жизни предусматривает не только и не столько поддержание в совершенном состоянии своего физического тела, сколько жизнь творческую, наполненную смыслом и целями. Здоровый образ жизни должны включать в себя и здоровый образ мыслей.
Учитель: Красота основана на гармонии физического развития, которая выражается в соответствии функций организма человека изменяющимся условиям окружающей среды.
Обязательным условием гармонического развития человека является активная физическая деятельность.
Развитие организма заканчивается 25 годам, когда прекращается рост человека в длину. Но это не значит, что органы и ткани не продолжают изменяться. После 25 лет жизни человека, когда организм полностью сформировался, возможны 2 пути его дальнейшего развития.
Если вы продолжаете физическую работу, тренируете свои мышцы, много двигаетесь, изменения происходят в сторону дальнейшего совершенствования мускулатуры, следовательно, и вашей фигуры. Если же вы ведете сидячий образ жизни, не занимаетесь физической работой, обильно питаетесь, развитие идет по пути атрофии мышц, отложения жировой клетчатки, как подкожной, так и во внутренних органах. Телосложение при этом меняется, но в связи с ожирением. Следовательно, иметь пропорциональное телосложение – задача, зависящая от нас.
Начинается конкурс.
Учитель: А сейчас представление команд.
Название, девиз.
9А класс. Название “Улыбка”.
Девиз:
Улыбка – наша радость,
В улыбке солнце свет.
Улыбка – наше счастье
И долголетия секрет.
9Г класс. Название “Актимель”
Девиз:
Здоровью – да,
Курению – нет,
Вот весь секрет
Наших побед.
После выступления каждой команды эрудиты задают интеллектуальные вопросы. За каждый правильный ответ выдается жетон.
Учитель: Команды выбрали спортивные темы выступлений.
9А – олимпийские игры
9Г – каратэ.
Основные требования к участникам выступления:
- Зрелищность выступления.
- Включение основных видов упражнений в выступление.
Участники команд рассказывают об олимпийских играх, каратэ. Участники команд показывают элементы каратэ, малые олимпийские игры.
Учитель: Гармоничность, соразмеримость частей тела человека, пластичность их форм – основа внешней красоты. Характерная черта современного идеала красоты – естественная красота тела – это красота движений.
Учитель: Каждая команда подготовила рекламу с музыкальным сопровождением. Конкурс реклам.
Команда 9А класса. Реклама по теме: “От улыбки станет всем светлей”
Выступление 9А класса. Диалог:
Катя (грусть) Улыбка, почему ты постоянно улыбаешься и в хорошем настроении?
Маша (улыбка) А вот по системе М. Норбекова у человека должна быть всегда улыбка. Проверьте! Настроение станет более оптимистичным. Пословица гласит: “Улыбка дарит нам продленье века, а злоба старит человека”.
Стив Меткалф завел специальный блокнот, где записывал все, что вызывало у него улыбку. Этот список составил более 300 разных заметок, к которым он обращался в пасмурные дни. Он говорил, что надо научиться радоваться самым обычным вещам.
Улыбка поднимает мне настроение и дарит радость, а улыбка и радость тесно связаны с моим здоровьем.
Маша: – А ты, почему такая мрачная?
Катя: – Как мне не грустить, когда я бываю на дискотеках и смотрю на своих сверстников, то вижу, что многие из них курят, пьют и выражаются нецензурными словами и от этого мне становится грустно.
Маша: Грусть, образ жизни зависит от нас самих, посмотри на красоту природы, ведь в природе так все гармонично. Это принесет тебе радость, а радость – это здоровье.
Участники исполняют песню “Улыбка”
Учитель: Одним из заповедей тибетского “рецепта вечной молодости и здоровья” гласит: вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Улыбка, как и смех, помогает человеку находить друзей, укрепляет здоровье и продлевает жизнь.
Команда 9Г класса “Актимель” выступит с рекламой
“Танцы на завтрак, танцы на обед, танцы на ужин – вот весь секрет”
У всех свои секреты здоровья и успеха
Хотите вы ответа – танцуйте без помех.
Мы танцоры, даже дня прожить не можем мы без танцев
Наш секрет здоровья в том, что мы танцуем день за днем.
Исполнение современного танца.
Учитель: Танцы полезны как для физического, так и для духовного состояния человека. Танец дарит человеку здоровье. Танцуйте! Вы почувствуете радость жизни.
Учитель: В организме, настроенном на физическую активность, естественным образом возникает потребность в движении, само же движение вызывает ощущение “мышечной радости”.
Принцип системы Моргауза гласит: если можешь сидеть, а не лежать – сиди, если можешь стоять, а не сидеть – стой, если можешь двигаться – двигайся. Утро полезно начинать с общеукрепляющего и тонизирующего точечного массажа по А. А. Уманской.
Учитель: А сейчас каждая команда покажет комплекс упражнений по точечному массажу и глубокому дыханию.
9Г – точечный массаж по А.А. Уманской
1 зона – область грудины. Контролирует кроветворение и органы. Кончики пальцев располагаются по центру грудины. Контрольная точка находится на ширине 3 пальцев ниже яремной ямки в центре грудины. Условное название для детей – “играем на пианино”.
2 зона – область яремной ямки в основании шеи. Активизирует иммунную систему. Вращение производится без надавливания.
3 зона – на переднебоковой поверхности шеи. Активизирует циркуляцию артериальной крови, направленную к голове. Контрольное движение – поглаживание шеи двумя ладонями снизу вверх без сильного надавливания с правой и левой стороны. Кодовое название – гладим котенка.
4 зона – задняя поверхность шеи и основание затылка. Контролирует все сосудистые реакции организма. Контрольное движение – давящее поглаживание сверху вниз двумя руками с левой и правой стороны. Кодовое название – “гладим большую собаку” и т.д.
9А – глубокое дыхание:
– важно для того, чтобы преодолеть болезни и поддержать здоровье,
– улучшает циркуляцию лимфы и крови,
– расслабляет и успокаивает нервную систему,
– помогает накоплению энергии,
– снимает психические и нервные стрессы,
– питает, очищает тело и успокаивает разум.
Следует делать упражнение утром, днем и вечером таким образом:
– длину вдоха принимаем за единицу; он должен быть настолько долгим, как это удобно,
– задерживать дыхание в 4 раза дольше, чем производить вдох,
– выдыхать в два раза дольше, чем вдыхать,
– проделать все это десять раз подряд.
Учитель: Как здорово, если каждый из вас усвоит общие принципы акупрессуры, и глубокого дыхания и будет чувствовать себя бодрым и радостным.
Учитель: Табачное облако накрыло страну. Наше государство считается одним из самых прокуренных в мире. Тревожит не только увеличение числа курильщиков. Сейчас резко изменился психологический и социальный фон, на котором формируется отношение к процессу курения. Сейчас все пытаются перекрашивать в розовые тона. С рекламных щитов, экранов телевизоров, страниц газет и журналов людей пытаются убедить, что сигареты во рту – незаменимый атрибут успешного человека, символ силы, непременный залог дружного общения. Именно молодежь сильнее всего и поддается влиянию такой рекламы. Поэтому понятно, почему табачная индустрия тратит не рекламу около 2 млрд. долларов ежегодно. Ситуация с курением сложилась настолько критическая, что многие всерьез задумываются над тем, что будет с нами дальше. Курение – это настоящая наркомания и тем более опасная, что многие не воспринимают ее всерьез.
Сообщение учащегося о вредном влиянии табака на здоровье.
На здоровье человека оказывают плохое влияние вредные привычки. Как, например, табакокурение. Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Оноре де Бальзак). По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 г. образуется:
0,0012 г синильной кислоты;
0,0012 г. сероводорода;
0,18 г. никотина;
0,64 г. аммиака;
0,92 г. оксида углерода
Не менее 1 г. табачного дегтя.
В нем содержится около 100 химических веществ, в том числе бензопирен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических углеводородов, канцерогенов. Курение – далеко не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие ее не воспринимают всерьез.
Обращают внимание на себя две закономерности:
1. Воздействие никотина тем больше, чем моложе организм.
2. Воздействие никотина тем больше, чем больше ежесуточное потребление сигарет.
По данным Всемирной организации здравоохранения, общая смертельность курящих превышает смертность некурящих на 30-80%. Для тех, кто выкуривает 10-14 сигарет, коэффициент смертности возрастает на 70%, а для выкуривающих 40 и более сигарет в день на 120%.
Курение и школьник – несовместимы. Школьные годы – это годы физического и умственного роста. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками, а никотиновая зависимость – хороший тормоз в этом.
Учитель: Команды получили заранее домашнее задание. Задание по теме: “Курить – здоровью вредить”. Жюри оценивает соответствие теме, достоверность материала, артистизм, оригинальность.
9Г О вредном воздействии табака.
Ведущий:
Вот курильщик перед вами,
Догадались вы и сами (показывает на крепыша)
А кто не курит – цвет лица
Как у добра молодца.
В 20 лет изобретатель,
В 30 – летчик-испытатель,
Космонавт он в 40 лет.
В чем секрет его побед?
Он – большой руководитель,
Вот висит его портрет.
В чем секрет его побед?
Крепыш: (говорит из портрета в рамке)
А секрет совсем простецкий,
А секрет почти что детский:
Просто с самых ранних лет
Не знал я вкуса сигарет.
9 А Ведущий:
Ему разъяснить вред курения мало,
Мальчишку лечить уже время настало.
Таких пацанов по стране миллион,
Примерами взрослых пацан заражен.
Сначала он берет без спросу
Из пачки только папиросы.
Но день уже не так далек,
Когда залезет в кошелек.
У папирос и сигарет
Один коварный есть секрет:
Они всем кажутся друзьями,
А сами нас толкают к яме.
Учитель:
Ведь производство табака
Рассчитано на слабака,
Того, кто не имеет воли.
Давайте не курить ни в школе,
Ни дома. Бросим навсегда!
Согласны? Подтвердите.
Все участники: Да!
Скандируют слова – двустишия:
– Мы входим в мир без табака,
Прощай, табак, на все века!
– Нам сигареты не нужны,
Болезни больше не страшны.
– Не курим больше никогда,
Не принесет табак вреда.
– Прекрасен мир без сигарет.
Мы табаку сказали: нет!
Учитель: Образ жизни – источник здоровья и источник всех бед – все зависит от тебя и твоего образа жизни. Мы остановились на некоторых компонентах здорового образа жизни.
Мы должны нести ответственность за свое собственное здоровье, и в нашей власти не просто к здоровью, но к истинному – это такое состояние, когда вы ощущаете избыток энергии, запас жизненных сил, позволяющих вам жить, радостной и насыщенной жизнью.
10 секретов здоровья:
1) Сила разума;
2) Сила дыхания;
3) Сила физических упражнений;
4) Сила правильного питания;
5) Сила смеха;
6) Сила отдыха;
7) Сила правильной осанки;
8) Сила окружающей среды;
9) Сила веры;
10) сила любви.
Подведение итогов. Награждение.
Использованная литература:
Адам Дж. Джексон. Десять секретов здоровья.