Интегрированный урок в 1-м классе (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи: закреплять умения составлять слово из букв, слогов; делать фонетический разбор; умения давать толкование слову, составлять из слов предложения, уметь записывать предложение рукописным шрифтом; систематизировать знания учащихся о составе чисел 2-9, закреплять состав числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым.

ОБОРУДОВАНИЕ

УЧИТЕЛЯ

УЧАЩИХСЯ

– слоги слов

– Азбука

– цепочка слов

– Пропись

– рассыпанное предложение

– тетрадь для печатания

– Азбука,Пропись

– вееры цифр

– магнитофон

– карточки с цифрами

– осенние листья

– цветные карандаши, фломастеры

– алфавит

– карточки с выражениями

-мяч

– приглашения на осенний бал

ХОД УРОКА

1.Организац. момент, настрой на работу

Организация рабочего места

– Ребята, а чем интересен для нас завтрашний день? (последний день осени, осенний бал)

– Правильно, завтра осень устраивает прощальный бал

– А вы хотите на него попасть?

– Тогда вам предстоит серьезное испытание: вы должны будете показать осени, какие знания, умения и навыки вы успели  приобрести за 3 осенних месяца;

– Напомните, как они называются

– Итак, согласны попробовать свои силы? тогда начинаем

2. Речевая разминка

– Что лежит в основе устной речи? (звук)

– Что мы делаем со звуками, буквами? (звуки слышим, говорим; буквы пишем, читаем)

– Какие бывают звуки? что вы знаете о гласных звуках? о согласных?

– Что еще знаем про гласные? (образуют слог)

– Для чего нужны слоги?

3. Сообщение темы (работа с алфавитом)

– Какая буква стоит перед буквой П? ( на доске появляются 2 буквы О)

– Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л] ? ( буква ЭЛЬ)

– Послушайте скороговорку и скажите, какие звуки повторяются чаще других? “семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила”, какой буквой они обозначаются? ( появляется буква ЭС )

– О какой букве идет речь, если её соседи буквы Б и Г?

– Теперь попробуйте собрать все буквы вместе; что получилось? (СЛОВО)

4. Составление слов из слогов

– Сегодня мы поработаем со словом (открывается доска со слогами).

– Какое слово спряталось в слогах? составьте слово из слогов? (ТАРАНТАС) – дайте его толкование.

– Прочитайте цепочку слов и объясните значение каждого слова: ТАРАН, ТАРА, ПЛИТА

5. Фонетический разбор слова (на доске)

– Сделаем фонетический разбор слова ПЛИТА.

(1 человек печатает слово на доске, 2 человек ставит ударение, 3 человек делит слово на слоги, выделяет гласные, 4 человек называет твердые согласные, дает им характеристику, 5 человек работает с  оставшимся мягким согласным звуком).

6. Чтение слов в Азбуке на с.92 (1 столбик)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Прочитайте столбик слов про себя.

ЗАДАНИЕ: кто из вас поднимался на борт самолета или корабля?

– Как называется такая лестница? прочитайте (ТРАП).

– Прочитайте название машины, которая очень нужна в сельском хозяйстве (ТРАКТОР)

– Прочитайте название человека, который управляет такой машиной (ТРАКТОРИСТ).

– Чем похожи эти слова? выделите корень.

– Прочитайте второе и пятое слово; близкие это слова по значению или нет? (ТРАКТ, ТРАКТАТ).

– Верно, не всегда слова, которые на слух звучат похоже, являются однокоренными, ведь однокоренные слова– слова, имеющие один   корень и общий смысл.

– Дайте толкование этим словам.

7. Предложение

– Для чего же нужны слова? (образуют предложения).

– Что же такое предложение?

– Правильно, предложение всегда выражает законченную мысль (на доске рассыпанное предложение).

– Прочитайте группу слов; из этих слов вы должны будете составить предложение.

– Какая есть подсказка? (заглавная буква), значит это слово и будет  первым или началом.

– Прочитайте, что получилось? (НА ЛУГУ РАСТУТ МАКИ И РОМАШКИ)

– О чем же говорится в предложении? ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

– А теперь в своих печатных тетрадочках запишите это предложение одними гласными буквами, соблюдая положенное расстояние между словами ( а уу ау аи и оаи ).

8.Физминутка

9. Пропись №2 с. 0-1

– Работу со словом продолжим в ПРОПИСИ.

– Найдите слова на странице 1 печатного шрифта; прочитайте их про  себя, что у них общего? (они все вместе рисуют грустную картину, передающую тоскливое настроение)

– Что такое СУМРАК, МРАК?

– В какое время года мы можем встретиться с этими словами?

– К какому времени года они больше всего подходят, какое время года  описывают эти слова?(осень)

– Посмотрите на соседнюю страницу-картинку

– Какое настроение у девочки? почему?

– А давайте поднимем девочке настроение-добавим в эту мрачную картину ярких красок

– Обведите зонтик по точкам и заштрихуйте его (учащиеся работают под музыку П.И.Чайковского “Октябрь”)

– Какое красивое предложение мы составляли из слов и записывали одними гласными?

– Теперь давайте попробуем записать это предложение рукописным  шрифтом; чем интересно,необычно оно? (последнее слово нарисовано)

– Какое это слово? (ромашки)

– Озвучьте это предложение

– Почему же это слово надо будет нарисовать, а не написать? (букву ША еще не проходили)

– Давайте запишем это предложение

– Сколько слов в предложении? назовите их  (учащиеся записывают предложение с комментированием; на каждое слово по одному человеку; слово РОМАШКИ прорисовать так же как показано на образце)

– Мелкие детали прорисовывать тяжелее, чем крупные, поэтому это задание очень развивает руку, старайтесь

– А какая наука помогла нам сосчитать количество слов в предложении? (математика)

– Это говорит о том, что сейчас вас ждет следующее испытание - МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, начнем устный счет с физминутки

10. Физминутка

1,2 – выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – всем присесть
7,8 – сено косим
9,10 – тесто месим
11,12 – сели заниматься

11. Устный счет

– Хорошо, до 12 посчитали, размялись; продолжим счет с мячом

– Посчитать от 13 до 18.

– От 14 до 7.

– Назвать предыдущее число для 4.

– Назвать предыдущее число для 13.

– Назвать последующее число для 5.

– Назвать последующее число для 18.

– Назвать соседей числа 9.

– Назвать соседей числа 12.

– Какое число находится между числами 17 и 19?

– Какое число находится между числами 8 и 10?

12. Математич. диктант (работа с веерами)

– Первое слагаемое 2, второе-3; чему равна сумма?

– Уменьшаемое 8, вычитаемое 5; чему равна разность?

– Я задумала число, вычла из него 4 и получила 5; какое это число?

– Я задумала число, прибавила к нему 6 и получила 7; какое число я задумала?

– Увеличьте 3 на 4

– У кого на парте оказалась карточка с ответом 5? 3? 9? 1? 7?

– Прикрепите ее на доску (на доске располагаются ответы)

– Расположите эти ответы в порядке возрастания (1,3,5,7,9)

13. Повторение свойств предметов

(На доске 9 осенних листьев разной формы и разного цвета)

– На какие группы можно разбить все листья? ( ПО ЦВЕТУ: желтые и  фиолетовые; учащиеся на доске создают группу по признаку, а учитель записывает соответствующее выражение: 6+3 или 3+6)

ПО ФОРМЕ: дубовые и кленовые (4+5 или 5+4)

ПО РАЗМЕРУ: большие и маленькие (2+7 или 7+2)

– 4+5; 3+6; 2+7 – что это? (состав числа 9)

– Расскажите все, что знаете об этом числе

– Какое разбиение числа 9 отсутствует? (8+1 или 1+8)

– Составьте для недостающего разбиения числовые равенства по  рисунку (по одной строке на учащегося)

– Выделите ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ.

– Как найти целое? как найти часть?

14. Итог урока

– Вот и закончился наш урок; вы достойно выдержали испытание, которое приготовила вам Осень.

– Сейчас я хочу вручить вам приглашения на завтрашний осенний бал (учитель вручает приглашения– листья).

– Урок окончен, всем большое спасибо.