Задачи: закреплять умения составлять слово из букв, слогов; делать фонетический разбор; умения давать толкование слову, составлять из слов предложения, уметь записывать предложение рукописным шрифтом; систематизировать знания учащихся о составе чисел 2-9, закреплять состав числа 9, навыки счета в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым.
ОБОРУДОВАНИЕ
УЧИТЕЛЯ |
УЧАЩИХСЯ |
– слоги слов |
– Азбука |
– цепочка слов |
– Пропись |
– рассыпанное предложение |
– тетрадь для печатания |
– Азбука,Пропись |
– вееры цифр |
– магнитофон |
– карточки с цифрами |
– осенние листья |
– цветные карандаши, фломастеры |
– алфавит |
– карточки с выражениями |
-мяч |
|
– приглашения на осенний бал |
ХОД УРОКА
1.Организац. момент, настрой на работу
Организация рабочего места
– Ребята, а чем интересен для нас завтрашний день? (последний день осени, осенний бал)
– Правильно, завтра осень устраивает прощальный бал
– А вы хотите на него попасть?
– Тогда вам предстоит серьезное испытание: вы должны будете показать осени, какие знания, умения и навыки вы успели приобрести за 3 осенних месяца;
– Напомните, как они называются
– Итак, согласны попробовать свои силы? тогда начинаем
2. Речевая разминка
– Что лежит в основе устной речи? (звук)
– Что мы делаем со звуками, буквами? (звуки слышим, говорим; буквы пишем, читаем)
– Какие бывают звуки? что вы знаете о гласных звуках? о согласных?
– Что еще знаем про гласные? (образуют слог)
– Для чего нужны слоги?
3. Сообщение темы (работа с алфавитом)
– Какая буква стоит перед буквой П? ( на доске появляются 2 буквы О)
– Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л] ? ( буква ЭЛЬ)
– Послушайте скороговорку и скажите, какие звуки повторяются чаще других? “семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила”, какой буквой они обозначаются? ( появляется буква ЭС )
– О какой букве идет речь, если её соседи буквы Б и Г?
– Теперь попробуйте собрать все буквы вместе; что получилось? (СЛОВО)
4. Составление слов из слогов
– Сегодня мы поработаем со словом (открывается доска со слогами).
– Какое слово спряталось в слогах? составьте слово из слогов? (ТАРАНТАС) – дайте его толкование.
– Прочитайте цепочку слов и объясните значение каждого слова: ТАРАН, ТАРА, ПЛИТА
5. Фонетический разбор слова (на доске)
– Сделаем фонетический разбор слова ПЛИТА.
(1 человек печатает слово на доске, 2 человек ставит ударение, 3 человек делит слово на слоги, выделяет гласные, 4 человек называет твердые согласные, дает им характеристику, 5 человек работает с оставшимся мягким согласным звуком).
6. Чтение слов в Азбуке на с.92 (1 столбик)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Прочитайте столбик слов про себя.
ЗАДАНИЕ: кто из вас поднимался на борт самолета или корабля?
– Как называется такая лестница? прочитайте (ТРАП).
– Прочитайте название машины, которая очень нужна в сельском хозяйстве (ТРАКТОР)
– Прочитайте название человека, который управляет такой машиной (ТРАКТОРИСТ).
– Чем похожи эти слова? выделите корень.
– Прочитайте второе и пятое слово; близкие это слова по значению или нет? (ТРАКТ, ТРАКТАТ).
– Верно, не всегда слова, которые на слух звучат похоже, являются однокоренными, ведь однокоренные слова– слова, имеющие один корень и общий смысл.
– Дайте толкование этим словам.
7. Предложение
– Для чего же нужны слова? (образуют предложения).
– Что же такое предложение?
– Правильно, предложение всегда выражает законченную мысль (на доске рассыпанное предложение).
– Прочитайте группу слов; из этих слов вы должны будете составить предложение.
– Какая есть подсказка? (заглавная буква), значит это слово и будет первым или началом.
– Прочитайте, что получилось? (НА ЛУГУ РАСТУТ МАКИ И РОМАШКИ)
– О чем же говорится в предложении? ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
– А теперь в своих печатных тетрадочках запишите это предложение одними гласными буквами, соблюдая положенное расстояние между словами ( а уу ау аи и оаи ).
8.Физминутка
9. Пропись №2 с. 0-1
– Работу со словом продолжим в ПРОПИСИ.
– Найдите слова на странице 1 печатного шрифта; прочитайте их про себя, что у них общего? (они все вместе рисуют грустную картину, передающую тоскливое настроение)
– Что такое СУМРАК, МРАК?
– В какое время года мы можем встретиться с этими словами?
– К какому времени года они больше всего подходят, какое время года описывают эти слова?(осень)
– Посмотрите на соседнюю страницу-картинку
– Какое настроение у девочки? почему?
– А давайте поднимем девочке настроение-добавим в эту мрачную картину ярких красок
– Обведите зонтик по точкам и заштрихуйте его (учащиеся работают под музыку П.И.Чайковского “Октябрь”)
– Какое красивое предложение мы составляли из слов и записывали одними гласными?
– Теперь давайте попробуем записать это предложение рукописным шрифтом; чем интересно,необычно оно? (последнее слово нарисовано)
– Какое это слово? (ромашки)
– Озвучьте это предложение
– Почему же это слово надо будет нарисовать, а не написать? (букву ША еще не проходили)
– Давайте запишем это предложение
– Сколько слов в предложении? назовите их (учащиеся записывают предложение с комментированием; на каждое слово по одному человеку; слово РОМАШКИ прорисовать так же как показано на образце)
– Мелкие детали прорисовывать тяжелее, чем крупные, поэтому это задание очень развивает руку, старайтесь
– А какая наука помогла нам сосчитать количество слов в предложении? (математика)
– Это говорит о том, что сейчас вас ждет следующее испытание - МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, начнем устный счет с физминутки
10. Физминутка
1,2 – выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – всем присесть
7,8 – сено косим
9,10 – тесто месим
11,12 – сели заниматься
11. Устный счет
– Хорошо, до 12 посчитали, размялись; продолжим счет с мячом
– Посчитать от 13 до 18.
– От 14 до 7.
– Назвать предыдущее число для 4.
– Назвать предыдущее число для 13.
– Назвать последующее число для 5.
– Назвать последующее число для 18.
– Назвать соседей числа 9.
– Назвать соседей числа 12.
– Какое число находится между числами 17 и 19?
– Какое число находится между числами 8 и 10?
12. Математич. диктант (работа с веерами)
– Первое слагаемое 2, второе-3; чему равна сумма?
– Уменьшаемое 8, вычитаемое 5; чему равна разность?
– Я задумала число, вычла из него 4 и получила 5; какое это число?
– Я задумала число, прибавила к нему 6 и получила 7; какое число я задумала?
– Увеличьте 3 на 4
– У кого на парте оказалась карточка с ответом 5? 3? 9? 1? 7?
– Прикрепите ее на доску (на доске располагаются ответы)
– Расположите эти ответы в порядке возрастания (1,3,5,7,9)
13. Повторение свойств предметов
(На доске 9 осенних листьев разной формы и разного цвета)
– На какие группы можно разбить все листья? ( ПО ЦВЕТУ: желтые и фиолетовые; учащиеся на доске создают группу по признаку, а учитель записывает соответствующее выражение: 6+3 или 3+6)
ПО ФОРМЕ: дубовые и кленовые (4+5 или 5+4)
ПО РАЗМЕРУ: большие и маленькие (2+7 или 7+2)
– 4+5; 3+6; 2+7 – что это? (состав числа 9)
– Расскажите все, что знаете об этом числе
– Какое разбиение числа 9 отсутствует? (8+1 или 1+8)
– Составьте для недостающего разбиения числовые равенства по рисунку (по одной строке на учащегося)
– Выделите ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ.
– Как найти целое? как найти часть?
14. Итог урока
– Вот и закончился наш урок; вы достойно выдержали испытание, которое приготовила вам Осень.
– Сейчас я хочу вручить вам приглашения на завтрашний осенний бал (учитель вручает приглашения– листья).
– Урок окончен, всем большое спасибо.