Цель. Осмысление истинного значения понимания учащимися понятия “счастливая семья”.
Задачи.
1. Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье.
2. Воспитывать культуру взаимоотношений родителей и детей; способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций.
3. Воспитывать у учащихся чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений.
Оборудование урока.
1. Оборудование для иллюстрации слайдов презентации занятия.
2. Раздаточный материал.
Предварительная работа.
Для детей.
Оформление семейных альбомов с фотоматериалами, информацией о семейных традициях.
Для учителя.
- Оформить рабочий материал (“Брачные объявления”, высказывания о семье, заготовки для создания модели семьи и герба, листы для проведения рефлексии).
- Подборка высказываний о семье, родителях, воспитании детей.
ХОД УРОКА
В начале классного часа дети получают цветные жетоны с распределением места в “семье”. Создаются игровые “семьи” во главе с “мамой и папой” из приглашенных на мероприятие семейных пар, родителей.
1 слайд. Презентация.
На экране высвечивается название классного часа “Секреты счастливой семьи”.
Раздается стук в дверь, в класс входит Домовой.
Домовой:
Век живу и век учусь
Я житейской мудрости,
Чтоб потом помочь друзьям
Не пропасть от глупости.
Ведущий: Извините, дедушка, вы кого-то ищите?
Здесь собрались ребята и их родители из 7 “А” класса, на классный час “Секреты счастливой семьи”.
Домовой:
Все семейные загадки
Я сумею разгадать,
Все семейные проблемы
Я решу с оценкой “пять”,
В каждом доме есть такой,
А зовусь я Домовой
Дом от бед я стерегу,
Семьи ваши берегу.
Ведущий: Ну и чудеса! Сам Домовой к нам на классный час пожаловал.
Домовой: Никаких чудес! Всем известно, что в доме, где живут счастливые семьи, рядом обязательно живет домовой.
Ведущий: Ну, тогда, уважаемый Домовой, Вы попали точно по адресу. Посмотрите, здесь собрались представители счастливых семей.
Домовой: Да, нечасто можно увидеть столько счастливчиков одновременно. К сожалению, не все знают арифметику счастливой семейной жизни.
Ведущий: А какова она?
Домовой: Арифметика проста, но в тоже время мудрая: все семейные радости нужно умножить на два, а неприятности наоборот делить на два.
Ведущий: Уважаемый Домовой, а не могли бы вы раскрыть нам секреты семейного счастья.
Домовой: Увы, не могу, секреты должен каждый открыть сам, но я думаю, что классный руководитель и ваши родители вам в этом сегодня помогут.
Классный руководитель: Совершенно верно, уважаемый Домовой, мы сегодня собрались, чтобы продолжить начатый в сентябре разговор о роли семьи в жизни человека, поговорить о том, что значит счастливая семья, что нужно сделать, чтобы счастье было верной и постоянной спутницей семьи.
На наш классный час я пригласила специалистов семейной жизни - ваших родителей. Им сегодня предстоит стать родителями многодетных семей, творческие группы на которые вы разбиты, превращаются в “семьи”, и у каждой семьи есть своя “мама” и свой “папа”.
Учитель предлагает родителям занять свои места в группах.
Каждой семье сегодня предстоит совместная работа, принятие общих решений, коллективный поиск решений выхода из конфликтных ситуаций, а главное раскрытие секретов счастья в семье. Чтобы познакомить поближе всех членов семьи, настроится на работу, я предлагаю вам выполнить простое задание. Придумайте фамилию для вашей семьи.
Идет работа в “семьях”.
Задание 1. Участники “семьи” определяют фамилию команды. По окончанию работы, идет представление групп – семей, их фамилии.
Семья – величайшая ценность для каждого человека. Это понимают все. Но настоящую семью могут создавать люди, подготовленные не только к праздникам семейной жизни, но и к ее будням, умеющие не только танцевать и веселиться, но и хорошо работать. Растить детей, содержать дом. Каждая семья – это свой особый мир, свои традиции, обычаи.
Скажите, какие ассоциации возникают у вас с понятием семья?
Учитель опрашивает все группы.
Слайд 2. Понятие семья.
Напомню, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Мы сегодня с вами говорим не просто о семье, разговор пойдет о счастливой семье. А, что такое счастье?
Учитель опрашивает все группы.
Слайд 3. Понятие счастье.
Счастье – состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью.
Ребята, как вы думаете, а когда рождается семья?
Учитель опрашивает все группы.
Слайд 4. Свадебные фото.
Молодые люди знакомятся, понимают, что встретили свою половинку и жить без нее больше не могут, влюбляются, идут в ЗАГС, заключают брак.
Брак – добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.
Давайте спросим ваших мам и пап, а как они познакомились? Почему решили пожениться? Опрос родителей.
В старые времена, времена средневековья в каждой знатной семье было принято иметь свой семейный герб. Семья создавалась, и глава семьи выбирал символы, которые будут изображены на гербе, будут являться отличительными знаками нового рода, символом семьи.
Задание 2. Я предлагаю вам всем вместе создать герб своей семьи, написать девиз. Для создания девиза вы можете воспользоваться подборкой высказываний, пословиц, которые находятся на ваших столах. Время на эту работу 3 минуты.
“Семьям” выдаются заготовки для создания герба и подборка высказываний. (Приложение 1. Приложение 2)
По окончании работы идет представление гербов. Гербы вывешиваем на доску.
Слайд 5. Фотографии маленьких детей (фотографии учеников класса).
Главное богатство семьи – дети. А.Герцен в XIX веке сказал: “Семья начинается с детей. Дети – это зеркало родителей, их надежда на лучшее будущее”.
Вопросы родителям: Какое чувство вы испытали, когда узнали, что стали отцом. Зачем в семье нужны дети?
Родители берут на себя очень ответственную задачу воспитание нового поколения. Как показывает жизнь не все мужчины и женщины могут стать настоящими родителями, которым удается создать счастливую семью. Ваша задача, определить, какими качествами должны обладать муж, жена, будущие – мать, отец.
Задание 3. Работа с брачными объявлениями, выбрать объявление, которое больше соответствует представлениям об идеальных муже и жене. Участники “семьи” должны нарисовать словесный портрет отца и матери, определить какими качествами они должны обладать, для создания счастливой семьи. (Приложение 3. Приложение 4)
К сожалению, не все семьи сохраняют крепость уз, семьи распадаются. Психологи утверждают, только та семья будет крепка и счастлива, если семейные проблемы, конфликты, решаются всеми сообща.
Предлагаю вам разрешить семейный конфликт на общем семейном совете.
Задание 4. Решение ситуаций. Каждой семье дается своя ситуация.
Ситуация 1. Вы (родители) совершенно случайно узнали, что ваш ребенок курит. Вы просите его честно признаться, но он все отрицает. При этом он утверждает, что его друзья курят, поэтому от него пахнет сигаретами.
Ситуация 2. Вы много работаете, часто очень заняты, поэтому просите своего ребенка сделать необходимую работу по дому. Ребенок находит тысячу отговорок, но при этом успевает поболтать с друзьями, посмотреть телевизор. Как только родители начинают ругать, уходит к себе в комнату и на просьбы родителей не реагирует.
Ситуация 3 Мальчишка лет 12-13 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем не просто. Мальчик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды не реагирует.
Ситуация 4. Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от бабушки и дедушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т.д.
Идет работа в группах. По окончании работы, “семьи” предлагают свои варианты решения конфликтов.
Думаю, вы обратили внимание, что все ситуации связаны с взаимоотношениями родителей и детей. Мы определили качества, которыми должны обладать родители. А какая роль детей в семье? Ваше мнение. Вопросы родителям и детям.
Слайд 6. Семейные фотографии (фотографии из семейных альбомов учеников класса).
Мы подошли с вами к самому сложному заданию нашей встречи. В течение 5-7 минут постарайтесь создать модель счастливой семьи.
Задание 5. Участники “семьи” должны создать модель счастливой семьи. Используя следующий план:
- взаимоотношения между супругами, между родителями и детьми;
- распределение обязанностей по дому;
- количество детей;
- организация свободного времени. (Приложение 5)
Представление группами своих моделей.
Напомню вам, тема нашей встречи “Секреты счастливой семьи”, мы сегодня с вами определили, какими качествами должны обладать родители и дети, учились решать конфликтные ситуации. Осталось раскрыть секреты семейного счастья.
Задание 6. Вам дается “сердце семьи”, напишите на нем, что необходимо, чтобы семья была счастлива.
Дети выполняют задание, прикрепляют сердечки возле рисунка дома.
Классный руководитель: Уважаемый Домовой, Вы согласны с мнением ребят?
Домовой: Безусловно.
Дом родной -
Знакомый с детства.
Городок, что у реки.
Дом родной,
Где любят сердцем.
Всем разлукам вопреки.
Дом родной -
В краю чудесном.
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной,
Знакомый с детства.
Все пути ведут к тебе
Дорогие ребята, уважаемые родители, вам удалось раскрыть все секреты счастья в доме, я желаю вам:
Слайд 7. Дом и сердечки с секретами семейного счастья:
ЛЮБОВЬ;
ВЗАИМОВЫРУЧКА;
ПОДДЕРЖКА;
ВНИМАНИЕ;
ЗАБОТА.
Каждый из вас в будущем создаст свою семью. Надеюсь, они будут счастливыми, но и сегодня вы можете каждый день дарить своим близким счастье, а если вдруг станет почему-то трудно, у вас будет возможность взглянуть на памятные фотографии, которые останутся у нас от этой встречи и вам будет достаточно вспомнить все “секреты” счастливой семьи, и их применить. Наша встреча подходит к концу. В течение всей встречи вы были одной семьей.
Я предлагаю вам повернуться друг к другу лицом и сказать: “Спасибо за то, что ты был все это время рядом”, затем пожать друг другу руки.
Рефлексия классного часа. (Приложение 6)