Цели: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах; воспитать культуру учебного труда.
Оборудование: 2 плаката с рисунками птиц, предметные картинки, загадки, шляпа, учебник, хрестоматия, тетради.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята сегодня урок необычный. У нас гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Продолжим урок. Сегодня утром возле дверей класса я нашла шляпу. Шляпа оказалась непростой, в ней вопросы. Очень интересно. Давайте прочитаем несколько из них.
2. Актуализация.
Игра “Шляпка вопросов” (вопросы готовятся детьми по ранее изученным темам). Дети по одному выходят и читают вопросы, остальные ищут ответ.
Вопросы:
а) назови части растений (корень, стебель, цветок, лист, плод, семена);
б) паук насекомое или нет? (нет, потому что у насекомых 6 ног и 3 отдела тела, а у паука 8 ног и 2 отдела тела);
в) кусты, деревья и травы назови одним словом (растения);
г) с помощью чего мы познаём окружающий мир? (с помощью органов чувств);
д) перечисли признака живой природы? (они рождаются, питаются, размножаются, спят, дышат, растут, передвигаются);
е) какие хвойные деревья ты знаешь? (ель, сосна, кедр, лиственница).
- Ребята здесь ещё один вопрос остался, интересно от кого он. Вопрос от Маши, вот что она пишет: “ Миша меня спросил о том, как животные к зиме готовятся. Ответа я не знаю, помогите, пожалуйста”. Поможем?
3. Новая тема. Сообщение темы и цели урока.
- Мы сегодня на уроке попробуем найти ответ на вопрос: как животные к зиме готовятся?
А. Работа по учебнику (с.30-31).
- Откройте учебники на с.30-31. Подумайте, о каких животных мог спросить Миша? (Ответы, суждения)
Б. Творческая работа - доклады и рисунки детей на темы: “Как ежи к зиме готовятся?”, “Как медведь готовится к зиме?”, “Кто к зиме переодевается?”. Учитель дополняет ответы учащихся.
В. Работа в тетрадях (с. 21). О том готовят ли звери запасы к зиме, мы узнаем, выполнив задание в тетради.
Г. Доклады. Ученики рассказывают о полёвке, поползне и белке.
4. “Пантомимо”.
Ученик изображает движениями разных животных, а дети повторяют и говорят, кого они изобразили.
А. Работа по плакатам. На доске висят два плаката с изображениями птиц.
- Ребята, внимательно посмотрите на рисунки и скажите, каких птиц вы узнали?
Сорока Скворец
Ворона Ласточка
Синица Журавль
Воробей Жаворонок
- А почему их разделили на 2 группы? (Одни осенью улетают в тёплые края, а другие у нас остаются зимовать). Вводятся новые термины “зимующие птицы” и “перелётные птицы”.
5. Рефлексия.
А. Загадки о птицах.
- Послушайте загадку - вопрос.
- Как зовут птицу - почтальона, которой адреса не пишут и на словах не говорят, а она всё - таки письмо доставляет? (Голубь)
- К какой группе вы его отнесёте? (К зимующим птицам)
- Может вы тоже знаете загадки о птицах?
а) Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач).
- К каким птицам отнесёте грача: к перелётным или к зимующим? (К перелётным)
б) Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: “ку-ку, ку-ку?” (Кукушка)
в) Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (Дятел)
г) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
Рисунки этих птиц прикрепляются на доске.
- Ребята, почему птицы оставляют родные края? Улетают за тысячи километров от мест, где они выводили своих птенцов? Где с такой любовью строили гнёзда?
Б. Творческая работа (рисунок). Сообщение “Почему птицы улетают в тёплые края?”
6. Закрепление.
Игра “Кто лишний?”
- Я читаю ряд слов, а вы найдите, какое из слов будет лишним, и скажете почему.
- Лиса, волк, медведь, заяц (медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку).
- Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец (скворец, он перелётная птица).
- Грач, ласточка, скворец, воробей (воробей, он зимующая птица).
7. Итог.
Что интересного узнали?
Какой информацией хочешь поделиться с другом?
8. Словесное оценивание.