Открытый урок по окружающему миру по теме: "Как животные к зиме готовятся"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; обобщить жизненные наблюдения детей о перелётных и зимующих птицах; воспитать культуру учебного труда.

Оборудование: 2 плаката с рисунками птиц, предметные картинки, загадки, шляпа, учебник, хрестоматия, тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята сегодня урок необычный. У нас гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Продолжим урок. Сегодня утром возле дверей класса я нашла шляпу. Шляпа оказалась непростой, в ней вопросы. Очень интересно. Давайте прочитаем несколько из них.

2. Актуализация.

Игра “Шляпка вопросов” (вопросы готовятся детьми по ранее изученным темам). Дети по одному выходят и читают вопросы, остальные ищут ответ.

Вопросы:

а) назови части растений (корень, стебель, цветок, лист, плод, семена);

б) паук насекомое или нет? (нет, потому что у насекомых 6 ног и 3 отдела тела, а у паука 8 ног и 2 отдела тела);

в) кусты, деревья и травы назови одним словом (растения);

г) с помощью чего мы познаём окружающий мир? (с помощью органов чувств);

д) перечисли признака живой природы? (они рождаются, питаются, размножаются, спят, дышат, растут, передвигаются);

е) какие хвойные деревья ты знаешь? (ель, сосна, кедр, лиственница).

- Ребята здесь ещё один вопрос остался, интересно от кого он. Вопрос от Маши, вот что она пишет: “ Миша меня спросил о том, как животные к зиме готовятся. Ответа я не знаю, помогите, пожалуйста”. Поможем?

3. Новая тема. Сообщение темы и цели урока.

- Мы сегодня на уроке попробуем найти ответ на вопрос: как животные к зиме готовятся?

А. Работа по учебнику (с.30-31).

- Откройте учебники на с.30-31. Подумайте, о каких животных мог спросить Миша? (Ответы, суждения)

Б. Творческая работа - доклады и рисунки детей на темы: “Как ежи к зиме готовятся?”, “Как медведь готовится к зиме?”, “Кто к зиме переодевается?”. Учитель дополняет ответы учащихся.

В. Работа в тетрадях (с. 21). О том готовят ли звери запасы к зиме, мы узнаем, выполнив задание в тетради.

Г. Доклады. Ученики рассказывают о полёвке, поползне и белке.

4. “Пантомимо”.

Ученик изображает движениями разных животных, а дети повторяют и говорят, кого они изобразили.

А. Работа по плакатам. На доске висят два плаката с изображениями птиц.

- Ребята, внимательно посмотрите на рисунки и скажите, каких птиц вы узнали?

Сорока    Скворец

Ворона    Ласточка

Синица    Журавль

Воробей   Жаворонок

- А почему их разделили на 2 группы? (Одни осенью улетают в тёплые края, а другие у нас остаются зимовать). Вводятся новые термины “зимующие птицы” и “перелётные птицы”.

5. Рефлексия.

А. Загадки о птицах.

- Послушайте загадку - вопрос.

- Как зовут птицу - почтальона, которой адреса не пишут и на словах не говорят, а она всё - таки письмо доставляет? (Голубь)

- К какой группе вы его отнесёте? (К зимующим птицам)

- Может вы тоже знаете загадки о птицах?

а) Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей (грач).

- К каким птицам отнесёте грача: к перелётным или к зимующим? (К перелётным)

б) Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: “ку-ку, ку-ку?” (Кукушка)

в) Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (Дятел)

г) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).

Рисунки этих птиц прикрепляются на доске.

- Ребята, почему птицы оставляют родные края? Улетают за тысячи километров от мест, где они выводили своих птенцов? Где с такой любовью строили гнёзда?

Б. Творческая работа (рисунок). Сообщение “Почему птицы улетают в тёплые края?”

6. Закрепление.

Игра “Кто лишний?”

- Я читаю ряд слов, а вы найдите, какое из слов будет лишним, и скажете почему.

  • Лиса, волк, медведь, заяц (медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку).
  • Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец (скворец, он перелётная птица).
  • Грач, ласточка, скворец, воробей (воробей, он зимующая птица).

7. Итог.

Что интересного узнали?

Какой информацией хочешь поделиться с другом?

8. Словесное оценивание.