Задачи урока:
- обучающая: Научить слушать музыку, продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица». Научить определять черты русской народной песенности, напевности, певучести;
- воспитывающая: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- развивающая: Развивать интерес и любовь к музыке. творческие способности учащихся, развивать вокальные навыки учащихся.
Тип урока: углубленно-обобщающий
Оборудование: картины Б.М.Кустодиева «Проводы Масленицы»; «Купчиха»; В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»;музыкальные инструменты: ложки, свистульки, трещотки; ширмы, самовар, стол, блюдо с блинами, чучело Масленицы, кукла (из кукольного театра) «Петрушка».
Методы обучения: урок-концерт (праздничный костюмированный отрывок праздника).
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Построение детей.
- Вход детей «цепочкой» под музыку М.П.Мусоргского «Гопак» в современной обработке.
II. Углубление в тему урока.
Учитель: какие праздники вы, ребята ,знаете?
Новый год,8-е Марта, дни рождения - свой и близких. Но есть еще много праздников, которых нет в календарях. Это народные праздники, и сегодня речь пойдет об одном из них. Называется он –Масленица.
Масленица - самый яркий и веселый русский народный праздник. В самом начале весны по всей России целую неделю шумел и веселился народ. Люди радовались скорому приходу тепла и как бы говорили «Здравствуй» весеннему солнышку. Поэтому многие обычаи и забавы на масленице напоминают о солнце.
Масленица - переходящий праздник, и поэтому точной даты у него нет. Действие же любого русского народного праздника было направлено на единение человека и природы.
Выходит гусляр Ставр Годинович:
- Наша Масленица годовая
Она гостийка дорогая
Она пешою не ходить!
Все на конях разъезжаить!
Кони-коники вороные
Слуги, слуги все молодые…
Здравствуй, Масленица!
Дети отвечают: Здравствуй Масленица!
- Я, великий князь Ставр Годинович, распою я вам «песню царскую» пропою про велику Масленицу.
Звучит песня «Сею-вею снежок», исполняется a’capella.
В ответ поют девочки «Как вставала я ранешенько»
Ставр Годинович: Звал-зазывал честной народ к себе широкую Масленицу.
«Душа моя Масленица, русая коса, рукодельница краса- приди на мой двор, посмотри на богатый стол».
И поэтому понедельник величался-«встречей»
А гуляли-то цельных семь дней!
А мы Масленицу встречали
На горушке побывали
Блином гору выстилали
Сыром гору набивали
Маслом гору поливали
Голос из-за ширмы: На гуляньях сегодня в особом театре представят народу кукольную комедь, гокус-покус: (появляется Петрушка-кукольный персонаж)
Петрушка:
Тра-ля-ля, а вот и я!
Здравствуйте мои друзья!
Надел шапку на макушку
Знаете кто я?
Дети: Петрушка!
Петрушка:
Все по свету шел да шел
И на ярмарку пришел!
-На ярмарку? А что тут можно делать?
Учитель: Милый, дорогой Петрушка! Главным угощением на масленой неделе и на проводимых во время праздника ярмарках были угощения и продажа блинов. Ведь каждый блин круглый, горячий, желтый, будто маленькое солнышко. Откусывая его, ты как бы откусываешь кусочек солнца. А ребятишки на ярмарках продавали самолепные свистульки из глины, а также деревянные дудочки. На улице веселье шло до ночи! Люди наряжались в смешные костюмы, пели песни, водили хороводы, катались на тройках.
Петрушка: Дудочку себе куплю,
Очень музыку люблю!
(Ставр Годинович подает Петрушке дудочку, но Петрушка не знает как на ней играть, то ее прикладывает к уху, то переворачивает)
Ставр Годинович:
Ребятишки выходите…
Да Петруше помогите
Научите, научите
И на ложках постучите…
(Выступает шумовой оркестр, музыка «Хоровод» современная обработка русской народной песни. Петрушка пляшет, хлопает в ладоши, сидит на краю ширмы)
Петрушка:
Вот спасибо, мне пора
До свидания, детвора.
Ставр Годинович:
-Скоморох голос на дудке настроит,
Да житья своего не установит.
Увеселил нас в праздничное время
Вторник-заигрыш.
(Звучит русская народная плясовая «Барыня»,присутствующих детей и гостей угощают блинами.)
Ставр Годинович:
Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых «заигрышей» начинал вовсю лакомиться масленичными яствами, оттого и звалась эта середа «лакомкою».Однако любимой игрой детворы было взятие снежного городка. Где-нибудь ребятня строила из снега крепость и делилась на две группы. Одни оставались в крепости, другие с веселыми криками штурмовали ее. Защитникам крепости не позавидуешь: как бы храбро они ни дрались, их обязательно побеждали, ведь они-то защищали Зиму, а их противники Весну.
(звучит фоновая музыка, стихотворение читает ученик, М,Ю,Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»)
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Маскву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною
Со боярами и опричниками
И велел растянуть цепь серебряную
Чистым золотом в кольцах спаянную
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою,одиночного
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой,уж где вы,добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого,того царь наградит,
А кто будет побит,того Бог простит!»
Ставр Годинович:
Перелом широкий четверг. «Разгуляй четверток».Завтра, в пятницу пойдем к теще на блины. Или на тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами, оказывая им большие почести.
А в субботу-«золовкины посиделки»
Ставр Годинович:
Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай наша широкая
Ты пришла с добром, сыром, маслом и яйцом.
Со блинами, с пирогами да с оладьями
Блины масленые, шаньги мазаные
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье
Ты прощай Масленица и прости!
И ты прости меня люд честной!
(Ставр Годинович берет в руки чучело Масленицы и становится в круг)
(Мальчики делают внешний круг, девочки - внутренний и поют русскую народную песню «Гори,гори,ясно»,постепенно убыстряя темп и в конце песни поднимают руки вверх. Дети уходят на места.
Учитель:
А в последний день Масленицы люди как бы окончательно прощались с Зимой: делали куклу из соломы и тряпок, наряжали ее и бросали чучело Зимы на костер. Оно сгорало на костре, а все радовались: ведь так надоела холодная Зима! Но остатки чучела собирали и раскидывали по полям ,как бы «сеяли», потому что люди понимали, что и зима нужна в жизни и в природе, а каждое время года несет свои заботы, радости и праздники.
Ставр Годинович:
Прошли столетия, преследование «веселия» давно в области преданий, на Руси процветает театр, окрепла и развилась музыка, широко расправило свои могучие крылья искусство-художество, а и теперь еще гудят кое-где гусли-самогуды, и теперь еще справляется народная потеха веселая.
III. Обобщение.
Вот уже несколько уроков подряд мы говорим о русской музыке, о праздниках, обрядах, о замечательных художниках, изображающих праздничные гуляния. Назовите их фамилии, пожалуйста? (Б.М. Кустодиев, В.И.Суриков).
Также на уроках звучала народная и композиторская музыка. Кто из композиторов принимал активное участие в написании музыки к русским обрядам, праздникам?
(М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский, М.И.Глинка,Н.А.Римский-Корсаков.) Какие виды деятельности мы использовали на уроке музыки?
(Пели, играли на шумовых музыкальных инструментах, слушали музыку, читали стихи, рисовали русские народные музыкальные инструменты)
IV. Итог урока.
- Я благодарю всех за творчество.
- Выставляю оценки.
- Выход из класса под музыку русской народной песни «Гори, гори, ясно»,или «Светит месяц».
Приложение (Ноты и тексты).
Видеоприложение у автора.