Русский народный праздник "Масленица"

Разделы: Музыка


Задачи урока:

  • обучающая: Научить слушать музыку, продолжить знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником «Масленица». Научить определять черты русской народной песенности, напевности, певучести;
  • воспитывающая: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  • развивающая: Развивать интерес и любовь к музыке. творческие способности учащихся, развивать вокальные навыки учащихся.

Тип урока: углубленно-обобщающий

Оборудование: картины Б.М.Кустодиева «Проводы Масленицы»; «Купчиха»; В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»;музыкальные инструменты: ложки, свистульки, трещотки; ширмы, самовар, стол, блюдо с блинами, чучело Масленицы, кукла (из кукольного театра) «Петрушка».

Методы обучения: урок-концерт (праздничный костюмированный отрывок праздника).

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Построение детей.
  2. Вход детей «цепочкой» под музыку М.П.Мусоргского «Гопак» в современной обработке.

II. Углубление в тему урока.

Учитель: какие праздники вы, ребята ,знаете?

Новый год,8-е Марта, дни рождения - свой и близких. Но есть еще много праздников, которых нет в календарях. Это народные праздники, и сегодня речь пойдет об одном из них. Называется он –Масленица.

Масленица - самый яркий и веселый русский народный праздник. В самом начале весны по всей России целую неделю шумел и веселился народ. Люди радовались скорому приходу тепла и как бы говорили «Здравствуй» весеннему солнышку. Поэтому многие обычаи и забавы на масленице напоминают о солнце.

Масленица - переходящий праздник, и поэтому точной даты у него нет. Действие же любого русского народного праздника было направлено на единение человека и природы.

Выходит гусляр Ставр Годинович:

- Наша Масленица годовая
Она гостийка дорогая
Она пешою не ходить!
Все на конях разъезжаить!
Кони-коники вороные
Слуги, слуги все молодые…
Здравствуй, Масленица!

Дети отвечают: Здравствуй Масленица!

- Я, великий князь Ставр Годинович, распою я вам «песню царскую» пропою про велику Масленицу.

Звучит песня «Сею-вею снежок», исполняется a’capella.

В ответ поют девочки «Как вставала я ранешенько»

Ставр Годинович: Звал-зазывал честной народ к себе широкую Масленицу.

«Душа моя Масленица, русая коса, рукодельница краса- приди на мой двор, посмотри на богатый стол».

И поэтому понедельник величался-«встречей»

А гуляли-то цельных семь дней!

А мы Масленицу встречали
На горушке побывали
Блином гору выстилали
Сыром гору набивали
Маслом гору поливали

Голос из-за ширмы: На гуляньях сегодня в особом театре представят народу кукольную комедь, гокус-покус: (появляется Петрушка-кукольный персонаж)

Петрушка:

Тра-ля-ля, а вот и я!
Здравствуйте мои друзья!
Надел шапку на макушку
Знаете кто я?

Дети: Петрушка!

Петрушка:

Все по свету шел да шел
И на ярмарку пришел!

-На ярмарку? А что тут можно делать?

Учитель: Милый, дорогой Петрушка! Главным угощением на масленой неделе и на проводимых во время праздника ярмарках были угощения и продажа блинов. Ведь каждый блин круглый, горячий, желтый, будто маленькое солнышко. Откусывая его, ты как бы откусываешь кусочек солнца. А ребятишки на ярмарках продавали самолепные свистульки из глины, а также деревянные дудочки. На улице веселье шло до ночи! Люди наряжались в смешные костюмы, пели песни, водили хороводы, катались на тройках.

Петрушка: Дудочку себе куплю,

Очень музыку люблю!

(Ставр Годинович подает Петрушке дудочку, но Петрушка не знает как на ней играть, то ее прикладывает к уху, то переворачивает)

Ставр Годинович:

Ребятишки выходите…
Да Петруше помогите
Научите, научите
И на ложках постучите…

(Выступает шумовой оркестр, музыка «Хоровод» современная обработка русской народной песни. Петрушка пляшет, хлопает в ладоши, сидит на краю ширмы)

Петрушка:

Вот спасибо, мне пора
До свидания, детвора.

Ставр Годинович:

-Скоморох голос на дудке настроит,
Да житья своего не установит.
Увеселил нас в праздничное время
Вторник-заигрыш.

(Звучит русская народная плясовая «Барыня»,присутствующих детей и гостей угощают блинами.)

Ставр Годинович:

Наставала масленая середа. В этот день люд честной после разудалых «заигрышей» начинал вовсю лакомиться масленичными яствами, оттого и звалась эта середа «лакомкою».Однако любимой игрой детворы было взятие снежного городка. Где-нибудь ребятня строила из снега крепость и делилась на две группы. Одни оставались в крепости, другие с веселыми криками штурмовали ее. Защитникам крепости не позавидуешь: как бы храбро они ни дрались, их обязательно побеждали, ведь они-то защищали Зиму, а их противники Весну.

(звучит фоновая музыка, стихотворение читает ученик, М,Ю,Лермонтов «Песнь про купца Калашникова»)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Маскву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною
Со боярами и опричниками
И велел растянуть цепь серебряную
Чистым золотом в кольцах спаянную
Оцепили место в двадцать пять сажен
Для охотницкого бою,одиночного
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
«Ой,уж где вы,добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку,
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого,того царь наградит,
А кто будет побит,того Бог простит!»

Ставр Годинович:

Перелом широкий четверг. «Разгуляй четверток».Завтра, в пятницу пойдем к теще на блины. Или на тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами, оказывая им большие почести.

А в субботу-«золовкины посиделки»

Ставр Годинович:

Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай наша широкая
Ты пришла с добром, сыром, маслом и яйцом.
Со блинами, с пирогами да с оладьями
Блины масленые, шаньги мазаные
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье
Ты прощай Масленица и прости!
И ты прости меня люд честной!

(Ставр Годинович берет в руки чучело Масленицы и становится в круг)

(Мальчики делают внешний круг, девочки - внутренний и поют русскую народную песню «Гори,гори,ясно»,постепенно убыстряя темп и в конце песни поднимают руки вверх. Дети уходят на места.

Учитель:

А в последний день Масленицы люди как бы окончательно прощались с Зимой: делали куклу из соломы и тряпок, наряжали ее и бросали чучело Зимы на костер. Оно сгорало на костре, а все радовались: ведь так надоела холодная Зима! Но остатки чучела собирали и раскидывали по полям ,как бы «сеяли», потому что люди понимали, что и зима нужна в жизни и в природе, а каждое время года несет свои заботы, радости и праздники.

Ставр Годинович:

Прошли столетия, преследование «веселия» давно в области преданий, на Руси процветает театр, окрепла и развилась музыка, широко расправило свои могучие крылья искусство-художество, а и теперь еще гудят кое-где гусли-самогуды, и теперь еще справляется народная потеха веселая.

III. Обобщение.

Вот уже несколько уроков подряд мы говорим о русской музыке, о праздниках, обрядах, о замечательных художниках, изображающих праздничные гуляния. Назовите их фамилии, пожалуйста? (Б.М. Кустодиев, В.И.Суриков).

Также на уроках звучала народная и композиторская музыка. Кто из композиторов принимал активное участие в написании музыки к русским обрядам, праздникам?

(М.П. Мусоргский, П.И.Чайковский, М.И.Глинка,Н.А.Римский-Корсаков.) Какие виды деятельности мы использовали на уроке музыки?

(Пели, играли на шумовых музыкальных инструментах, слушали музыку, читали стихи, рисовали русские народные музыкальные инструменты)

IV. Итог урока.

  1. Я благодарю всех за творчество.
  2. Выставляю оценки.
  3. Выход из класса под музыку русской народной песни «Гори, гори, ясно»,или «Светит месяц».

Приложение (Ноты и тексты).

Видеоприложение у автора.