Тема: "Упражнение в написании слов с парными согласными на конце слов"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Закрепить у учащихся умения распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце; разбирать предложения по членам.
  • Развивать мышление, внимание.
  • Формировать умение самостоятельно работать.
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Оборудование.

  • Замок с названиями улиц,
  • проспектов, площадей, перфокарты, карточки,
  • напечатанные загадки,
  • алфавит с цифрами.

Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит мелодия.)

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Королева приглашает нас пройти по ее волшебным улицам, площадям, проспектам, где вы сможете показать свои знания, умения. В добрый путь, ребята! Но, что это такое? Замок на воротах. Чтобы открыть замок надо узнать волшебное слово – ключ, которое зашифровано.

9 1 14 16 12 (замок)

7 1 18 15 29 23 (парных)

19 16 4 13 1 19 15 29 23(согласных)

Дети. Зашифровано здесь “Замок парных согласных”.

У. Так куда нас приглашает королева?

Д. В замок парных согласных.

У. Правильно, ребята. Что вы знаете о парных согласных?

Д. Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом. Глухие согласные состоят только из шума. В русском языке есть парные и непарные согласные звуки. Слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять. Слово нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный: дуб – дубы, гараж – гаражи.

У. Мы находимся на улице Чистописания. Вспомним, как правильно надо сидеть при письме. (Дети отвечают.)

(На доске записаны буквы: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш).

У. Ребята, назовите буквы. Произнесите звуки. Назовите звонкие согласные, глухие согласные.

Запишите в тетрадь.

У. Прочитайте предложение.

Тру ( д, т) кормит, а лен (-, ь) портит.

– Какие буквы надо вставить?

Д. В слове труд я поставлю парную согласную д, проверочное слово труды, а в слове лень на конце напишем ь знак.

У. Что это записано?

Д. Пословица.

У. Как вы понимаете эту пословицу?

(Дети дают ответы. Учитель обобщает.)

2.Словарная работа.

У. Сейчас мы находимся на площади “Загадок”. Отгадку мы записываем в тетрадь и подчеркиваем парную согласную на конце слова.

Д.

1. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз.)

(Ученик комментирует и подбирает устно проверочное слово).

2. Он признался ножу:
– Без работы я лежу,
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог. (Карандаш.)

3. Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь.)

4. Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь).

5. Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб,
А на словечки. (Тетрадь).

6. Круглый, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь, – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (Арбуз).

У. Какие это слова мы записали?

Д. Словарные слова. Написание этих слов надо запомнить.

У. Как вы проверяли парную согласную на конце слова?

(Дети говорят правило проверки)

3. Работа с предложениями.

У. А сейчас у нас на пути улица “Предложений”. Возьмите, пожалуйста, ребята, карточку со словами. Найдите столбик под № 1.

1. Прочитайте слова. Найдите слова с парными согласными. Составьте три предложения.

№ 1.

  • Коньки
  • Мороз

Ребята

  • Вьюга
  • Снег

Катаются

Улица

  • Легко
  • Каток
  • Падает

Д. На улице стоит мороз. Снег тихо падает. Ребята катаются на коньках

У. Подчеркните главные члены предложения.

(Ученики по одному выходят к доске, объясняют орфограммы и подчеркивают главные члены предложения. Учитель выставляет отметки.)

4. Мы с вами пришли на улицу “Отдыхай-ка”. Я буду называть слова. Если вы услышите парную согласную в конце слова, то вы будете хлопать, а если парной согласной не будет, то вы будете топать.

Вьюга, снег, малина, мороз, дом, зуб, жираф, желтый, гриб, медведь, стол, столб, доска, лед.

5. Работа по учебнику.

У. Дальше у нас на пути проспект “Умников”. Откройте учебник. Прочитайте задание. Что надо сделать в этом упражнении?

Д. Вставить букву на конце слова и подобрать проверочное слово устно.

(Выходят два ученика и выполняют задание на обратной стороне доски. Учитель проверяет, выставляет отметки, тем ученикам, которые выполнили задание быстрее, чем на доске.)

У. Как проверить парную согласную на конце слова?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после парной согласной стоял гласный.

6. Работа с перфокартой.

У. Следующая улица - это улица “Смекалистых”. Возьмите перфокарты. Я вам буду диктовать слова с парными согласными на конце слова, а вы записывать в перфокарту ту букву, которую слышите на конце слова. Потом вы сверитесь с доской

Глаз Утюг Дуб Гриб Город
Гараж Друг Лес Клуб Сад
Морж Круг Голубь Столб Наряд

(На доске записаны ответы).

З Г Б Б Д
Ж Г С Б Д
Ж Г Б Б Д

У. Встаньте те, кто написал на 5., кто написал на 4. Молодцы, ребята.

7. Работа с противоположными словами.

У. Улица “Антонимов”. Что такое антонимы?

Д. Антонимы – это противоположные слова.

У. Мы будем выполнять это задание по вариантам.

1-й вариант

Вверх – (вниз).

Болен – (здоров).

Враг – (друг).

2-й вариант

Жара – (холод).

Вежлив – (груб).

Север – (юг).

(Учитель выставляет отметки детям за эту работу. Проверяют все, что ребята выполнили у доски.)

У. На какое правило вы подобрали противоположные слова?

(Дети отвечают).

8. Домашнее задание.

У. Наше путешествие по замку подходит к концу. Мы с вами попали в переулок, который называется “Домашний”. Дома вам надо будет выписать из словаря слова с парными согласными.

9. Итог урока

У. Молодцы, вы замечательно справились со всеми заданиями.

– Что мы с вами повторили на сегодняшнем уроке?

Д. Мы повторили и закрепили правило проверки парных согласных на конце слова.

У. Вам понравился урок?

Д. Да.

(Учитель выставляет отметки и комментирует за что).

У. Спасибо за работу! Урок окончен.