Цель:
– повторить именительное существительное во множественном и единственном
числе.
– познакомить со склонением именительных существительных во множественным
числе?
– развивать логическое мышление на основе пройденного материала и словами
исключениями.
Учебная задача: Как узнать, куда относится к единственному или множественному числу?
1. Проблема? Грамматическая задача.
Я была недавно в поселке Кедровка и там ребята третьеклассники спорили; очень интересно:
Л_ства (существительное; именительный падеж; единственное число; женский род).
Что вы можете сказать? Какая часть слова изменяется? Итак, множественного числа нет, есть единственное число (одно листва – единственное число). Сколько называет предметов? Много листиков. Но мы сказали, что это единственное число. Один предмет – единственное число, а здесь много предметов.
На доске:
Единственное число
Лист – листья
Б_лет – билеты
В_гон – вагоны
Снег – снега
З_мля – земли
Что можно сказать о словах второго столбика?
В первом столбике (единственное число), во втором множественное число окончание изменяется?
В тетради: именительный падеж; именительное существительное; множественное число : я, ы, а, и .
Прочитайте в учебнике стр3. Что можно сказать об этих словах? (Каждый из этих слов называет, предмет земля – 1, снег -1).
Так, ребятки, в какой же из столбиков записать слово листва.
В первый? Почему?
Во второй? Почему?
Ни в какой? Почему?
Листва – это слово исключение (много предметов, но единственное число).
Придумайте такие слова? Поглядите на меня:
Одни \
– очки, ножницы, брюки – множественное число.
Лук, виноград – единственное число.
Много/
Можете поискать в словарных словах.
Вернемся к таблице, в какой же столбик запишем, ни в какой потому что – это исключение.
Что такое число в русском языке? В слове?
На доске:
Ловушка?
К_пуста –
З_мляника –
Ветер –
Сад –
Приведите свой пример именительных существительных в именительном падеже множественного числа. Восстановите деформированный текст.
Некоторые животные забираются в норы на зимние месяцы и впадают в спячку. Так проводят зиму?
Медведи
Барсуки
Хомяки
Назовите именительное существительное в множественном числе в каком падеже они употреблены? Как узнали падеж?
Домашнее задание: Составьте два предложения с существительными множественного числа именительного падежа. Используйте свой материал о животных (стр. 34. упр. 261)
Итог: Что нового открыли на уроке?