Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на вокально-хоровых занятиях

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Современная школа, стоящая на позициях гуманизации и гуманитаризации образования, открывает значительные возможности для эстетического, и в том числе музыкального воспитания детей и подростков.

Эмоциональная сфера современного ребенка подвержена часто неблагоприятным воздействиям внешней среды /изобилие различной информации, дестабилизация отношений в семье и др. негативные явления/. Одни дети ведут себя скованно, зажато, стеснительны, другие слишком импульсивны, у третьих нарушено чувство ритма, адекватность реагирования на внешние воздействия.

Отсутствие сформированной духовной, эмоциональной культуры создает в душе каждого пустоту, которая может наполняться интересами другого рода. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его радостного детства, развитие эстетических качеств, самовыражения – основная идея педагогической деятельности.

Музыка является самым действенными организующим средством общения и воспитания эмоций у детей. С давних пор музыка используется психологами, медиками и педагогами и как лечебный фактор /музыкотерапия/.

Одним из вариантов углубленного изучения искусства и приобщения к нему детей является организация системы дополнительного образования в школе во внеурочное время.

В условиях организации вокально-хоровых занятий педагогу следует учитывать желание детей заниматься музыкальным исполнительством и содействовать приобщению их к искусству, проявляя особое внимание к каждому ребенку и индивидуальный подход в музыкальном воспитании. Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в хоре является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника, формирование певческой культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру, “зоркости души”, т.е. отзывчивости на добро и зло, чуткости, сопереживания, “заражения” эмоциями, введенными в музыкальные произведения. Музыкальные задатки детей и их отзывчивость на музыку характеризуются значительным разнообразием и по уровню, и по структуре.

Ориентир на развитие личности ученика, его эмоциональной сферы, избирательного ценностного отношения к окружающему миру не только вызывает и усиливает интерес к его изучению, но делает это необходимым в работе педагога. В центре – ребенок, уровень и особенности его развития, степень адекватного реагирования на явления, события, зная которые, можно прогнозировать, выстраивать его дальнейшее развитие и воспитание, создавать наиболее благоприятные условия для этого процесса.

Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть выявлена в различных видах музыкальной деятельности ребенка – в восприятии, исполнении и собственно музыкально-творческой деятельности, о ее проявлениях можно судить по эмоциональным реакциям в процессе музыкальных занятий, по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке, продуктам творческой деятельности учащихся и т.д.

С этой целью педагогам и психологам предлагаются различные диагностические методики на выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка, его психологических особенностей и реагирования на музыку. Они позволяют творчески подходить к выбору заданий, создавать на их основе собственные варианты заданий, тестов, анкет. При этом следует учитывать:

– соответствие их возрасту ребенка, т.е. учитывать специфику в подходе к детям;
– создание благоприятных условий для проведения психолого-педагогического исследования ребенка с учетом его возможностей и личностных особенностей;
– фиксировать реакцию ребенка на факт обследования, отношение к музыке, его интерес к заданию, целенаправленность деятельности, сосредоточенность, стойкость внимания;
– фиксировать результаты деятельности, общую эмоциональную реакцию на результаты работы, т.е. переживания, мимику, поведение ребенка, обращая внимание на аргументацию выбора: почему?
– осторожно проводить анализ и делать выводы по принципу: “не навреди”.

Прежде чем приступить к формированию эмоциональной отзывчивости школьников я планирую провести диагностирующий эксперимент с группой детей, который поможет установить уровни сформированности эмоционального реагирования в процессе восприятия музыки.

Уровни эмоциональной отзывчивости:

  • соматический /мышечный/ : движения тела, действия, мимика, жесты;
  • психический /эмоциональный/: эмоции, чувства, увлеченность;
  • интеллектуальный /вербальный/: словесные выражения, суждения.

Показатели: высокий, средний, низкий уровни наличия эмоциональной отзывчивости.

Критерии:

уровень – соматический:

  • соответствие движений и жестов характеру музыки;
  • выразительность пластического интонирования;
  • оригинальность созданного пластического образа.

уровень – психический:

  • эмоциональность, увлеченность ребенка процессом;
  • соответствие цветового решения эмоциональному смыслу произведения и характеру звучания;
  • степень выразительности настроений в музыкальном произведении;

уровень вербальный:

  • умение выразительно говорить;
  • использование в речи прилагательных для определения характера музыки /1-4 слова/;
  • соответствие словесных определений характеру музыки.

Приведу пример задания, направленного на выявление уровня проявлений эмоциональной отзывчивости у ребенка в процессе восприятия музыки.

Задание 1. “Что я чувствую, вижу, слушая музыку?”

Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и выражения своего отношения к ней.

Оборудование: плакат с контрастными по значению прилагательными для определения эмоционального смысла музыки, индивидуальные комплекты карточек /цветные, графические: с линиями разного характера/.

Музыкальный материал: “Лебедь” из сюиты “Карнавал животных” К. Сен-Санса.

Методика проведения:

Детям предлагается поиграть в игру “Что я чувствую, вижу, слушая музыку?” После прослушивания произведения, название которого не сообщается, школьники выражают свои впечатления, опираясь на вопросы и задания:

– Понравилась ли вам музыка?
– Рассказать о своих впечатлениях.
– Какие чувства вас охватили?
– Что вы услышали в этой музыке?
– Какое настроение осталось после прослушивания музыки?
– Что вы представляли слушая музыку?
– Попытайтесь несколькими словами описать характер и настроение музыки.

Какая она?

  1. Выбрать из слов на плакате те, которые подходят для этой музыки:
Энергичная Суровая
Задумчивая Бурная
Певучая Нежная
  1. Закрыть глаза, слушая музыку, и движениями рук передать ее характер.
  2. Передать музыку в цвете /карточки цветные/
  3. Подумать, какими линиями в рисунке можно передать характер /карточки с линиями/.

Вариант задания:

  1. Слушание музыки: “Вальс-шутка” Д.Шостаковича. “Болезнь куклы” П.Чайковского;
  2. Выбрать из предложенных на плакате масок ту, которая или которые соответствуют настроению музыкального произведения.

Оценка результатов:

Выполнение детьми диагностического задания оценивается по следующим показателям:

– яркость проявления эмоциональных реакций в процессе восприятия музыки и ее последующей оценки, их адекватность эмоциональному смыслу музыкального произведения.
– точность выбора словесных характеристик при определении эмоционального смысла музыки;
– соответствие пластического моделирования характеру музыкального произведения;
– соответствие выбора цветных карточек настроению, выраженному в музыке;
– соответствие выбора графических карточек характеру музыкального образа.

Первый вариант: за выполнение ребенком требований каждого показателя выставляется 1 балл, за невыполнение – 0 баллов. Максимальная сумма баллов за выполнение данного задания составляет 5 баллов.

Второй вариант: выполнение ребенком требований каждого показателя оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. Максимальная сумма – 25 баллов.

Примечание: при групповой форме диагностики дети отвечают на вопросы письменно, при индивидуальной – устно. Объем задания варьируется в зависимости от возраста учащихся.