Открытый урок по математике в 4-м классе "Решение неравенств"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Научиться решать неравенства.

Задачи:

  1. Образовательные: научиться решать неравенства, тренировать вычислительные навыки, тренировать умение решать задачи на движение.
  2. Развивающие: развивать мышление, внимание, речь.
  3. Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

I. Сегодня мы с вами отправимся в поход за знаниями. В походе нас ждут препятствия и преграды. Но я считаю, что вы успешно с ними справитесь. Готовы? Тогда в путь.

II. Сначала на нашем пути горки, которые вы преодолеете, если хорошо посчитаете.

(Устный счёт)

III. А сейчас мы спустимся в долину. Нам надо перейти через ручей. Кто разгадает закономерность и продолжит её, тот не замочит ног.

30   19    36      46   …   …   ….   …

Молодцы.

IV. Сравните. Что больше 36 попугаев или 19 воробьёв? 46 гусениц или 36 бабочек?

Какое правило существует для сравнения? (Сравниваются одинаковые величины)

А если я запишу: 36 > 19

36 < 46

Как называется такая запись? Неравенство. А что такое неравенство?

Это высказывание, в записи которого используются знаки < и >. (Появляется правило на интерактивной доске)

Давайте вспомним, какими бывают неравенства. (Верные и неверные или истинные и ложные)

а) Верно ли, что

30 X 19 < 600?

30 X 19 = 570

570 < 600 верно

б) 1285 : 5 < 240

1285 : 5 = 257

257 > 240 неверно

в) X < 9 ?

Что интересного в этом неравенстве?

От чего будет зависеть истинность или ложность высказывания? ( От значения X)

Как называется X , если его значение меняется? (Переменная)

Что назовём значением переменной?( Число, которое подставляем вместо переменной)

Сегодня на уроке мы научимся решать неравенства. Это наша тема. (Пишу на доске: Решение неравенств)

Но чтобы научиться их решать, нужно сначала понять, что такое решение неравенства.

Это будет следующим препятствием. Заколдованная долина, которую вы расколдуете, если поймёте тему.

V. Откройте учебники на с.1

Прочитайте правило про себя.

Найдите вводную часть. Прочитайте.

Найдите главную мысль. Прочитайте. Расскажите своими словами.

Приведите пример из учебника.

Как вы думаете под термином «решение неравенства» - действие или число?

( Число)

Приведите свои примеры неравенств и их решений.

( На интерактивной доске появляется правило: значение переменной, удовлетворяющее неравенству, называют решением неравенства)

А теперь давайте закрепим наши знания.

VI.

1) Учебник с.1 № 2

Какие из чисел 24, 91, 318, 56, 7 удовлетворяют неравенству t > 56, а какие ему не удовлетворяют? (Устно)

2) №3

Какие из чисел 75, 71, 70, 65, 0 являются решением неравенства

75 – X > 4?(Устно)

3)№4

Будет ли число 6 решением неравенства:

15+x >40 54:t>1 a+a<20

2+j<96 48 – n <39 0: b >5? (Устно)

VII. Откройте тетради. Запишите число и вид работы.

4)С.2 № 5(а)

Имеются ли среди чисел 6, 9, 12, 30, 72 решения неравенства:

a) 8*b – 7 >90

b) d:3 +9 < 12 ?

Сначала вместе со мной.

(Я даю образец оформления)

8 *b – 7>90

Устно: 6*8=48, это число нам не подходит

9*8=72, это число тоже не подходит

12*8=96, это число не подходит

30*8=240

240-7=233

233>90 , значит 30 является решением неравенства.

72*8=576

576>90, значит 72 является решением неравенства.

5) №5(б) На доске ученик.

ФИЗМИНУТКА

6) с.2 № 6 Работа в тетрадях.

r+5<815, Например: r = 190, 200

Дети комментируют с места по очереди.

Вы с успехом справились со всеми заданиями и преодолели заколдованную долину. Я вас поздравляю!

VIII. До конечного пункта осталось пройти дремучий лес. Чтобы это сделать, решите задачу.

7) С.2 № 8

Заяц за 2 часа пробегает 14 км, а сокол за 3 часа пролетает 210 км. Во сколько раз сокол движется быстрее зайца? На сколько км /час скорость зайца меньше скорости сокола?

Внимательно прочитайте задачу. Сколько вопросов в задаче? Можно ли сразу ответить на них?

Краткая запись в виде таблицы. Давайте её заполним. Ученик на доске. Дети в учебнике.

Что необычного вы видите ? (Уже даны вопросы к задаче)

Вопросы надо записывать в тетрадь так же красиво и аккуратно, как в образце.

Приступайте к работе самостоятельно.

Проверка задачи.

Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями.

IX. Подведём итог урока. Что нового вы сегодня узнали и чему научились?

(Узнали, что такое решение неравенства, научились решать неравенства).

X. Найдите № 7 в учебнике. Его надо будет выполнять по образцу № 6. Это домашнее задание.

*Творческое задание. Придумайте и запишите свои примеры неравенств и их решения.