Конспект интегрированного урока для 3–4-го класса по теме "Во что верили древние славяне"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли – славяне, чему и кому поклонялись наши предки.

Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесто связана с природой – лесом, рекой, землей.

2.

Выступают дети, подготовившие рассказ по статье “Славяне – древние жители московской земли” из учебника “Москвоведение. 3 класс”. Автор: Горелова Н. А.

Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с помощью мультимедийного проектора. После прослушивания можно провести небольшую беседу по вопросам:

– Как вы считаете, почему славяне с таким почтением относились к природе?

– Можно ли вообще обойтись без природы? Что она дает человеку?

– Как вы думаете, может ли природа “обидеться” на человека или, наоборот

“отблагодарить” его? Какие вы можете привести примеры?

3. Рассказ учителя о славянских богах.

(Можно в качестве фона к рассказу использовать музыкальное сопровождение.)

Славяне были язычниками и поклонялись многим богам природы. Главные их боги жили на небе и самым сильным было Солнце. Оно согревало промерзшую на зиму землю, пробуждало к жизни растения, вело постоянную борьбу с холодом и тьмой. Солнце славяне называли Даждьбог.

Славянские боги – Род, Перун, Сварог, Велес, Ярило, Берегиня – одни из главнейших. Верховным божеством славян был Род.

Род – бог – создатель, также бог неба, грозы и плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь и от этого рождаются дети. (Очень похоже на мифы). Род – повелитель земли и всего живого, он – бог – творец.

Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов, божество грозное и карающее. По представлению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его силою пробуждалась природа к жизни. Этот бог распоряжался войной и миром. Его явление возбуждало страх и трепет. Главным оружием Перуна были камни, стрелы а также топоры. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами – молниями. Чтобы задобрить опасного бога, славяне приносили ему в жертву людей и животных, сжигая их на костре. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись, Перун пошлет людям удачу в делах, победу в войне. Перуну был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывали живой огонь.

Сварог – бог Солнца и огня, также бог – кузнец. По древним сказаниям Сварог, с появлением Солнца (Даждьбога) и огня, называемого Сварожичем, предается покою и передает им управление Вселенной.

Другим богом, от милости которого зависела жизнь славян, был Велес –

– хозяин дикой природы, владыка лесов и животных. Это покровитель домашнего скота и богатства. Велес – господин путей, покровитель всех путешественников, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев.

Ярило – бог плодородия, пробуждающейся природы и вешнего света. Ярило имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, а седьмая, звериная, была на груди.

И, наконец, Берегиня – великая богиня – мать вместе с Родом породившая все сущее на земле. Это богиня материнства и женственности, наиболее часто называемая славянами Ладой. Культ Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния и света на земле.

Можно вспомнить и таких богов, как Похвист и Догода – боги погоды и непогоды, Стрибог – бог ветра и бури, Даждьбог – бог Солнца.

4. Словарная работа.

На доске прикреплены карточки со словами:

святилища
идолы
волхвы
кудесники
духи
обереги
заговоры

Значения слов выясняются в ходе дальнейшего рассказа учащимися, которые появляются в костюмах мудреца, волхва и кудесника. Рассказ сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора.

Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места – святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов – идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах: по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на которых славяне сжигали жертвы богам. Дарили (жертвовали) все самое ценное, что имели. Это могли быть не только домашние животные, но и люди. Жертвуя, люди обращались с просьбами к богам, считая что дым донесет их мольбы.

Вот пример такой просьбы: (показывается слайд, звучит фонограмма)

Ветер, ветрило,
Из семи – старший брат,
Ты не дуй со гнилого угла,
Ты полей дождем с запада.
Ты подуй-ка теплым теплом,
Сослужи службу роду нашему,
Пригони дожди добрые,
Пахарям – на радость,
А тебе буйному – на славу!

Жертвоприношением ведали особые люди – волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными во время праздников и погребений.

5. Духи у славян.

Верили славяне, что в природе и доме живут невидимые существа – добрые и злые духи. Многим из вас они хорошо знакомы по народным сказкам. А о некоторых вы сейчас друг другу расскажете. Давайте посмотрим. (Показывается отрывок из мультфильма “Летучий корабль”, где Водяной исполняет свою песню).

Ну, конечно, все знают про водяных и русалок, леших и домовых. А вот и он сам. (Показывается отрывок из мультфильма “Домовенок Кузя”.) У нас тоже есть свои домовые. (Показывается выставка работ учащихся).

– А зачем нужен домовой?

– Зачем зазывали домового в новый дом и старались угодить в старом ?

Давайте узнаем ответы на эти вопросы?

6. Рассказ о домовом.

(Показывается слайд с детским рисунком домового).

Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.  Если беда в доме какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь, стучит,   хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам  около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается  около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В  противном же случае – бьет и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать.

7. Зазывание домового.

(Выходят два ребенка с домовыми – куклами в руках, можно в народных костюмах.)

Переезжая на новое место жительства, обязательно зазывали домового.  Перевозили его в лапте со словами: “Домовой, домовой, поедем домой”. Или  Заманивали “доваривать кашу”. (Ребенок подходит к макету русской печи и  рассказывает дальше, сопровождая речь показом.) Хозяйка доставала из старой печки горшок с недоваренной кашей, приговаривая: “Хозяинушка, помоги кашку  доварить, детушек накормить!” Потом горшок с кашей переносили в новый дом, в  новую печку. А вот другой заговор, зазывающий в новый дом домового: “Хозяюшка наш, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшко, пойдем в наш новый дом, на новый  богатый двор, на новое житье, на новое бытье, на новое богачество!”

8. Рассказы детей о других духах.

Леший – лесной дух.(Показывается отрывок из мультфильма “Домовенок Кузька”, затем слайды с детскими рисунками лешего и кикиморы). Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Леший может явиться к человеку в разных видах, но чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Лешему приписывают, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь и там хохотать и хлопать в ладоши. Если он кого – либо заведет в лес, то по народным поверьям, необходимо одеться как леший – вывернуть всю одежду наизнанку и сразу выйдешь на нужную тропинку. У лешего есть жена – кикимора. Это маленькая, сгорбленная, безобразная, чудаковатая старушка, неряшливая, одетая в лохмотья.

Банник (показывается слайд с детским рисунком) – дух, живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, стрелять камнями в печи – каменке, а также пугать парящихся стуком о стенку. Может вредить и по крупному. Особенно тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или парятся в бане целый день, без остановки сменяя друг друга.

Аука – дух леса. (Показывается слайд.) Называется так от зова в лесу

“Ау!”. В отличие от прочей нечисти, аука не спит круглый год. Любит он морочить голову человеку в лесу, отзываться сразу со всех сторон, может завести в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомиться человек и не уснет, обо всем забыв.

Еще один дух леса – боли – бошка. (Показывается слайд.) Живет на ягодных местах, больше всего на клюкве и бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежка – рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза – не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикинется жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку, корзинку или еще что – нибудь.

Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы н6и умолял. Уступишь, начнешь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит боли – бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.

Жихарь (показ слайда) – домашний злой дух, но не домовой. Где в доме живет точности неизвестно. Опасный сосед для тех, у кого есть маленькие дети. В отсутствие домочадцев крадет младенцев из люльки и прячет. Если мать бывает вынуждена выйти из избы, то в люльку надо положить ножницы, а под нее старый веник. Эти предметы домашнего обихода отпугивают жихаря, он становится бессильным что – либо сделать.

Анчутка (показ слайда) – злой дух, одно из древних русских названий черта. анчутка живет то в воздухе, то в воде и, как всякая нечисть, мгновенно откликается на упоминание своего имени. Лучше о нем помалкивать, не то этот маленький чертик с гусиными лапками, беспятый, рогатый, противный будет тут как тут. Обычно, анчуткой пугали маленьких детей за плохое поведение за столом. Говорили: “Не болтай ногами, а то анчутка придет”. Считалось, что больше всего на свете анчутка любит качаться на ноге у человека.

9. Чтение заговоров.

Часто, обращаясь к нечисти всякой, люди читали заговоры, в которых очень почтительно, уважительно, с благодарностью обращались к духам. Давайте послушаем. (Показываются слайды с текстом, которые озвучиваются фонограммой.)

Заговор на милость лешего.

“Хозяюшко лесной! Дедушка леший, покажись нам, объявись перед нами не волком злым в шубе серой, не вороном черным в шубе смолистой, не елкой колючей в шубе зеленой, а покажись ты нам таковым, каков я Иван стою сейчас перед тобою!”

Заговор для банного.

“Хозяюшко наш банный! Благодарим тебя, дорогой наш байнушко, за жар жаркий, за баньку теплую, за пар парной!”

– А как вы считаете, зачем детям рассказывали о духах, особенно злых?

Рассказывая о разных духах, детей приучали к осторожности в лесах, на болотах, у воды, а также к послушанию и хорошему поведению.

10. Обереги у славян.

Очень часто наши предки использовали обереги от разных несчастий. Ими могли быть любые предметы: вышитая скатерть, рушник, бытовая утварь – иглы для шитья, ножницы или топор, особым образом заговоренные. Это были резные фигурки из дерева и кости, пучки трав, ладанки с землей, игрушки. Оберегом мог стать даже старый рваный башмак с каким – нибудь острым предметом внутри. Старые деревья берегли окрестности от всяких бед и напастей. Обереги украшали знаками Солнца, земли, растений. (Рассказ сопровождается показом предметов – оберегов.)

11. Рассказ о птице – Солнце.

(Выходит ребенок с птицей – Солнце в руках, желательно в народном костюме.)

В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.

В современном жилище эта птица – память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье.

В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, Мастер должен был выточить ее за пятьдесят два прикосновения к дереву ножа или топора. Пятьдесят два – ни больше ни меньше – по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. Пятьдесят два удара – пятьдесят два слова, не известных нам ныне.

12. Составление оберега. (рассказ сопровождается показом слайдов.)

Сейчас мы вместе попробуем составить оберег из тех предметов, которые окружали и окружают людей в повседневной жизни. Только надо помнить о том, что любой предмет, в данном случае, является символов какого – то понятия.

Веник – защита дома от нечисти.

Подсолнух – тепло, свет, радость, жизнь.

Наполненный мешок, монеты, зерна или колосья – достаток, богатство в доме, сытость.

Подкова – счастье, дом – полная чаша.

Орех – крепкая и дружная семья.

13. Мастер – класс.

Класс разбивается на 3 – 4 команды. Задание: следуя инструкции с подробным описанием и показом техники изготовления тряпичной куколки – оберега, изготовить самостоятельно такую игрушку – защитницу. (Показ идет с помощью мультимедийного проектора. Затем каждой группе дается набор различных предметов и коллективное задание: сделать оберег и представить его перед другими командами.

14. Рассказ учителя про имена-обереги.

(Текст взят из учебника “Москвоведение. 3 класс”. Автор Горелова Н.А.)

Долгое время на Руси у людей было два имени: одно христианское по святцам, где были отмечены дни памяти того или иного святого, а другое – русское. Иногда родители нарекали своего ребенка еще одним именем, которое сохранялось в тайне от всех. Дело в том, что в древности имени придавалось огромное значение. Считалось, что имя – это часть человека, от имени во многом зависит его судьба. Поэтому люди старались давать детям такие имена, которые защищали бы их от зла.

Древние русские имена были не похожи на современные. Очень часто это были прозвища, причем неблагозвучные. Наверное, никому сегодня не понравилось бы имя Трус, Дурак, Кривой, Рябой. А в древности такие некрасивые имена считались оберегом, защитой человека. Вспомните Иванушку – Дурачка, героя многих сказок.

(Показываются слайды с иллюстрациями к различным сказкам.) В конце – концов Иванушка оказывался самым умным, сильным и смелым.

Иногда человека называли именами звериными или птичьими, например: Волк, Медведь, Заяц, Орел. Люди верили в великую, чудодейственную силу слова. Слово называли “вещим”, “волшебным”. Считалось, что если назвать ребенка таким именем, то ему перейдут качества этого животного или птицы. И люди будут сильными и выносливыми, как волк и медведь, быстрыми, как заяц, зоркими, как орел.

– А как вы считаете, имеет ли слово силу?

– Можно ли словом обидеть, ранить человека или, наоборот, доставить радость, ободрить его?

– Какие бы имена, прозвища вы выбрали для себя и своих товарищей ?

15. Завершение занятия. Творческое задание.

Дети работают в группах. Задание: оформить бейджики с именами. Проводится жеребьевка.

1-я группа – имена – прозвища.
2-я группа – “звериные” имена.
3-я группа – “птичьи” имена.
4-я группа – “сказочные” имена.