Формирование цветового восприятия у младших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.

Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Коллектив нашего детского сада работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера. Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию младших дошкольников, особенно развитию цветового восприятия. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности. Известно, что цвет оказывает определённое воздействие на деятельность центральной нервной системы человека. Так, красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС. Зелёный уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение. Синий замедляет сердечную деятельность, действует седативно. Тёмные и холодные цвета снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и тёплые улучшают мыслительную деятельность.

Работу по сенсорному развитию мы планируем 2 раза в неделю: занятие и дидактическая игра. В начале учебного года в группе создали сенсомоторный уголок, в котором большое значение уделили зрительной среде. В оформлении группы присутствует цветовой спектр радуги (радужный круг со стрелкой), пособие "Цвета и формы", настенный «чудо-цветок», наборы мячей основных цветов, в уголке ряжения – юбки и банты 7 цветов спектра, набор дидактических игр на цветовосприятие и многое другое.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то, что младшие дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе обучаем ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе мы используем следующие игры:

Игры на подбор нужного цвета:

  1. Собери капельки в стакан
  2. Сложи пирамидку
  3. Собери «цветик-семицветик»
  4. Посади бабочку на цветок такого же цвета

Игры на сравнение предметов по цвету:

  1. Подбери пару
  2. Какие шарики улетели
  3. Цветная карусель
  4. Какого цвета не хватает
  5. Разноцветные комнаты

После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребёнка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные) цвета спектра радуги и ахроматические цвета: белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый). Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках. При ознакомлении детей с цветовой гаммой мы применяем следующие дидактические игры:

– Радужный круг.
– Собери радугу.
– Цветной волчок.
– Собери бусы для кукол.

Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками мы применяем такие дидактические игры:

– Окраска воды.
– Три воздушных шарика.
– Волшебные краски.
– День и ночь.

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых. На занятиях мы знакомим детей с системой цветов спектра, с последовательностью их расположения (Приложение 1). В этой работе поможет картина с изображением радуги или радужный круг. Дети в игровой форме усваивают порядок расположения цветов в спектре, делят цвета радуги на тёплые и холодные. На этом этапе нами проведены следующие занятия: "Жаркое лето и холодная зима" (на одной части листа дети рисовали лето тёплыми цветами, на другой – зиму холодными цветами); "В гостях у Солнышка и Снежной Королевы", "Ясно и пасмурно". На занятиях дети вспоминали и рассказывали о том, когда им было холодно, а когда жарко, что они при этом ощущали, например Соня тёплые цвета связывала с солнцем, светом, радостью, а холодные – с пасмурной погодой, холодом, дождём, грустью. На комплексном занятии "Радостно и грустно" с помощью музыки и красок мы с детьми воссоздали два контрастных эмоциональных состояния. Для более прочного усвоения детьми цветовой гаммы радуги мы используем игры: "Волшебный круг", "Собери бусы для Снежной королевы и Весны", "Волшебный калейдоскоп".

Очень увлекательно проходят занятия по смешению разных цветов. На занятии "Мы – волшебники" дети учились смешивать краски: смешали красную и желтую – получилась оранжевая, соединили синюю и красную – появилась фиолетовая краска. Мы стараемся создавать такие проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно находили бы решение: например, составить цветы оранжевого цветка из красных и желтых лепестков; нарисовать огурцы при наличии желтой и синей красок, нарисовать фиолетовую тучу с помощью красной и синей красок. На занятии "Цветущий луг" дети создавали живописную композицию с использованием 3-х основных цветов приёмом смешивания красок по сырому. Чтобы закрепить приёмы смешивания красок, с детьми играли в дидактическую игру "Приготовим куклам сок", где в прозрачных бутылочках смешивали воду разных цветов и получали желаемый цвет.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) играет большую роль в развитии цветовосприятия. Главная задача – учить детей использовать приобретённые умения и навыки, выразительные средства: цвет, смешение красок, использование тёпло-холодных тонов для создания различных композиций.

Педагогическая диагностика по программе "Развитие" и диагностика сенсомоторного развития детей помогают нам определить продвижения детей в освоении этого раздела. Диагностические занятия проводятся в течение всего года, а анализ полученных результатов позволяет выявить особенности усвоения программного материала и наметить необходимые способы оказания помощи индивидуально (диагностические листы прилагаются).

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Литература:

  1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
  2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры детей» –  М. Просвещение 1988 г.
  3. Казакова Т.В. «Развивайте у дошкольников творчество» – М. Просвещение 1985 г.
  4. Комягин Н. С. «Приглашение к творчеству» (М. Просвещение 1988).
  5. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» – М. 1999 г.