Идея проекта возникла на уроке “Технологии” при изучении темы “Оригами”, когда один из мальчиков спросил: а кораблики мы делать научимся?
С этого и началась наша проектная деятельность, участниками которой стали 24 обучающихся второго класса в возрасте 8 лет.
По ведущей деятельности учащихся это проект информационный, практико-ориентированный; по комплектности и характеру контактов – внутриклассный, по продолжительности – краткосрочный.
Цели нашего проекта:
- расширение знания учащихся о многообразии видов морских судов и об истории кораблестроения в России;
- развитие интереса к проектной деятельности, обучение работе в группе и индивидуально по плану проекта;
- развитие навыков самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации.
В соответствии с целями были определены следующие задачи проектной деятельности:
- научить детей создавать свой собственный художественный образ корабля, используя технику оригами и аппликации;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов, композиторов и художников, посвятившим свои произведения кораблям
- В связи с тем, что проект выполнен по предмету, относящемуся к области искусства, были выбраны следующие формы реализации проекта:
- выставка индивидуальных работ “Моя флотилия”;
- коллективная подборка стихотворений о кораблях;
- поиск информации об истории кораблестроения в России;
- разучивание песен о кораблях.
Формой представления результата проекта была выбрана коллективная работа “Морская флотилия”, представленная родителям учащихся на родительском собрании.
Результаты нашей работы над данным проектом могут иметь практическое значение в рамках межпредметных связей и использоваться не только на уроках технологии, но и литературного чтения и музыкального искусства.
Предметом изучения стали произведения научной и художественной литературы, музыки.
Время выполнения: 1–3 недели.
План проекта:
- Поиск информации о видах морских судов (приложение 1).
- Поиск информации об истории кораблестроения в России (приложение 2).
- Подборка и разучивание песен о кораблях (приложение 4).
- Нахождение и чтение стихотворений о кораблях (приложение 5).
- Индивидуальная работа детей по созданию моделей кораблей (кораблик, пароход, катамаран).
- Индивидуальная работа детей по подготовке собственной выставки “Моя флотилия”.
- Выполнение коллективной работы “Морская флотилия”.
Методы исследования:
- планирование самостоятельной работы;
- опрос взрослых;
- поиск информации в источниках (энциклопедии);
- поиск информации в Интернете.
Подготовительный этап
Беседа
Учитель: Почему вас заинтересовало научимся ли мы делать кораблики в технике оригами?
Дети: Хочется попускать их по воде, пока еще лужицы есть.
Учитель: Что такое корабль?
Дети: Судно, транспорт.
Учитель: Правильно, корабли называют судами. А какой же это транспорт?
Дети: Водный.
Учитель: Кто из вас знает какие бывают суда?
(Дети дают ответы)
Учитель: Кто из вас хочет узнать побольше о водном транспорте? А что еще, кроме видов судов вы бы хотели узнать?
Дети: Какие раньше были суда, как они выглядели, как назывались, откуда русский флот пошел.
Учитель: Сколько у вас много вопросов! Готовы искать на них ответы?
Дети: Да!
Учитель: Наша с вами деятельность по поиску ответов на поставленные вами вопросы будет называться – проект. Проект – это путь к цели, которую мы для себя наметили или план действий
Структурирование содержательной части работы, составление плана
- Подборка фотографий, открыток, репродукций с видами кораблей.
- Поиск информации о видах морских судов.
- Поиск информации об истории кораблестроения в России.
- Нахождение и разучивание песен о кораблях.
- Нахождение и чтение стихотворений о кораблях.
- Подбор репродукций с картинами художников-маринистов (приложение 3).
- Индивидуальная работа детей по созданию моделей кораблей (кораблик, пароход, катамаран).
- Индивидуальная работа детей по подготовке собственной выставки “Моя флотилия”.
- Выполнение коллективной работы “Морская флотилия”.
Этап самостоятельной групповой работы
Класс делится на три группы, каждая из которых выполняет свое задание.
1-я группа. Найти информацию о видах судов, подобрать фотографии, открытки.
2-я группа. Найти информацию об истории кораблестроения, подобрать фотографии первых судов.
3-я группа. Найти песни и стихотворения о кораблях.
Этап самостоятельной индивидуальной работы
Каждый ребенок с использованием инструкционных карт создает модели кораблика (рисунки 1–3), парохода, катамарана; выполняет отделку изделий в технике аппликации и готовится к индивидуальной выставке “Моя флотилия” (рисунок 4–6).
Этап оформления и защиты проекта
Из листов синей бумаги дети создают модель моря, выставляют на них свои модели кораблей и представляют их на классном родительском собрании своим родителям.
Выводы
В результате работы над проектом дети научились конструировать различные модели кораблей в технике оригами, познакомились со строением кораблей, устройством портов, водными видами транспорта и их назначением. Также учащиеся познакомились с творчеством поэтов, музыкантов, художников, посвятивших свои произведения кораблям. Были подготовлены индивидуальные и общие выставки работ учащихся.