Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний и умений по данной теме.
- Создание атмосферы эмоционального комфорта при закреплении материала.
- Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “ Разложение многочлена на множители”. Давайте проведем этот урок в форме игры. Разделитесь на 2 команды. Но не просто так, а ответив на вопросы:
- Дайте определение степени.
- Назовите формулы сокращенного умножения.
- Какое выражение называется одночленом?
- Какое выражение называется многочленом?
- Какое выражение называется одночленом стандартного вида?
- Какое выражение называется многочленом стандартного вида?
- Как умножить одночлены?
- Как умножить многочлен на одночлен?
- Как умножить многочлен на многочлен?
- Как сложить многочлены?
- Какие члены многочлена называются подобными?
- Как изменятся знаки слагаемых, если за скобку вынести знак “минус”?
- В чем заключается способ группировки”?
- Что значит “разложить на множители”?
Разделились? Выберите капитана. Назовите свою команду. Придумайте девиз. Познакомьтесь с жюри.
1-й этап. Разминка.
Каждой команде задаются вопросы:
Назвать основание степени а3.
Представьте одночлен в виде квадрата другого одночлена 0,01 m2.
Разложите на множители х2 – 1.
Разложите на множители 3а – 6.
Разложите на множители 1 – 2х + х2.
Разложите на множители 7х2 – 7.
Вычислите 75 * 3 – 75.
Найдите удвоенное произведение одночленов 2а и 3в.
Разложите на множители а2 + 2ав + в2.
2-й этап. “Удача выбирает сильнейшего”.
Капитаны по очереди, наугад, выбирают карточки. Решение карточек осуществляется всей группой и сдаются жюри. Одна “счастливая”, сразу в актив – 1 балл.
- Упростите (2а – в)(2а + в) + (в – с)(в + с) + (с – 2а)(с + 2а).
- Разложите на множители х2(х – 4) – (х – 4).
- Разложите на множители (3а + 7в)2 – (9а – 5в)2.
- Вычислите : (692 – 31 * 31) : 19.
- Разложите на множители а(а – 2) – 5а + 10.
- Представьте в виде произведения 5 а2 + 10ав + 5 в2.
- Разложите на множители у 4 – 8 у 2 +16
- Преобразуйте в многочлен (а -– 8)(а + 4) – 2а(5 – а)
- Преобразуйте в многочлен (а – х)2 – (а + х)2
- Выполните действие (а+(в + с))2
- Вычислите 31 * 29
- Удача.
- Разложите на множители 3с + 3 с2 – а–ас.
3-й этап. Конкурс капитанов.
Задание 1. (2 – 1)(2 + 1)(22 + 1) (24 + 1) (28 + 1) (216 + 1) – 232.
Задание 2. (1 – 3)(3 + 1)(32 + 1) (34 + 1) (38 + 1) (316 + 1) + 332.
4-й этап. “Реши сам и передай другому”.
На экране открываются по очереди 3 задания. Решается каждый пример членом команды и передается следующему. Закончив решение задания, передают жюри и получают следующее.
1) Какие из следующих многочленов квадраты?
а2 + 4а + 4;
а2 + 12а + 9;
х4 + 6 х2 у2 + 9 у2;
а2 –10 а в2 + 25в4;
4 а х2 – 6а + 16;
х2 + 18 х 2 + 9.
2) Среди данных выражений, найдите равные пары:
(2х – у)2;
2(2х – у) 2;
4(2х – у) 2;
(4х – 2у) 2;
0,5(4х – 2у) 2.
3) Каждый участник готовил и решил задание дома. Каждый участник команд выбирает себе пару из другой команды и обмениваются карточками. Карточки с заданиями и решениями предварительно проверены учителем.
5-Й этап. “Каждый человек-творец своего успеха”.
Каждый участник получает карточки с заданиями и получает индивидуальную оценку, а количество правильных ответов приносит баллы для команды.
Разложить на множители | Представить в виде многочлена |
25а2 – 10ав + в2 | (2а – 3)(2а + 3) |
81– а2 | (1 – 5в)(1 + 5в) |
5(4а – в)2 + 4а – в) | (2а – 7в)(5в + 3а) |
4а – 2ав – 2 + в | (5а – р)(4р + 1) |
(а – 3в)2 – (а + 4в)2 | (5а + в)2 |
4а2 – 4ав + в2 | (4а – 3)(4а + 3) |
25 – а2 | (1 – 2в)2 |
2(5а – в)2 – 5а – в) | (8а – в)(в + 3а) |
4а – 2ав – 2 + в | (2а – р)(4р + 1) |
(а + 3в)2 – (а + 2в)2 | (4а – в)2 |
а2 – 2ав + в2 | (4а – 7)(4а + 7) |
36 – а2 | (1 – 7в)(1 + 5в) |
2(7а – в)2 – (7а – в) | (5а – в)(в + 3а) |
Х2 + 3Х – 2ХУ – 6У | Х2 + 2ХУ – 4Х – 8У |
(а – 3в)2 – (а – 2в)2 | (4а – в)2 |
6-й этап “Кто быстрее?”
Задаются вопросы. Кто первый поднимает знак, тот и отвечает. Команда получает балл за правильный ответ.
- Вычислите 112.
- Найдите квадрат одночлена 2а3.
- Записать сумму одночленов 2а и 4в.
- Вычислите(-2\5)2.
- Решите уравнение 15х = 3.
- Вычислите квадрат куба числа в.
- Равны ли выражения (а – в)2 и (в – а)2?
- Какой множитель можно вынести за скобку в выражении а2х – а5х3.
- Разложите на множители 1 – 25а4.
- Назвать все способы разложения на множители.
- Какие формулы сокращенного умножения можете назвать.
- Назовите коэффициент одночлена -а.
- Возведите в куб одночлен (-5а).
- Какой множитель можно вынести за скобку в выражении15а2 – 25а.
- Какой множитель можно вынести за скобку в выражении48а – 24.
- Какой множитель можно вынести за скобку в выражении -х–у.
- Равны ли выражения (а – в)3 и (в – а)3?
7-й этап. Подведение итогов.
- Подведение итогов.
- Выставление оценок.
- Награждение победителей
Литература:
- Ю.Н.Макарычев и др. Учебник математики Алгебра-7.
- Методическое пособие. Изучение алгебры в 7-9 классах.
- В.И.Жохов, Л.Б.Кранева. Уроки алгебры.
- Дидактические материалы. Алгебра.
- Алгебра. Устные упражнения и диктанты.
- Математика в кроссвордах.
- Л.И.Звавич. Контрольные и проверочные работы по алгебре.