Обоснование темы проекта «Мама – первое слово, главное слово…», выполненного учащимися первого класса МОУ «Новостроевская СОШ» Кемеровского муниципального района Кемеровской области в рамках предметов «Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение» под руководством учителя начальных классов Сафиной Екатерины Алексеевны.
Когда и как возникла идея этого проекта?
В первых числах ноября, сразу после
осенних каникул, ребята выполняли творческую
работу по изобразительному искусству и
литературному чтению «Как я провёл свои первые
каникулы». Большинство ребят изобразили (или
рассказали) игры и походы в театры, кинотеатры,
музеи, цирк и практически везде присутствовала
мама. Поэтому было решено подробнее остановиться
на вопросе: «Что для детей значит мать? За что мы
любим своих матерей?».
С этого и началась наша проектная деятельность.
Цели нашего проекта:
- воспитание любви и чувства благодарности к матери;
- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с произведениями искусства, посвящёнными матери;
- развитие интереса к проектной деятельности, обучение работе в группе и индивидуально по плану проекта;
- обучение работе с книгой, для получения необходимой информации.
В соответствии с целями были определены следующие задачи проектной деятельности:
- расширить представления детей о значении матери в жизни любого человека, научить их видеть и ценить материнскую заботу и ласку;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения матери;
- научить создавать свой собственный художественный образ матери.
В связи с тем, что проект выполнен по предметам, относящимся к области искусства, были выбраны следующие формы реализации проекта:
- выставка рисунков «Мамина улыбка»;
- выставка индивидуальных работ «Цветок для милой мамочки»;
- коллективная подборка стихотворений и пословиц о маме;
- индивидуальные мини-сочинений о маме;
- разучивание песен о маме;
Формой представления результата проекта был выбран праздник «Мама – первое слово, главное слово…», приуроченный ко Дню матери.
Предметом изучения стали произведения литературы, устного народного творчества, музыки.
Время выполнения: 1 –3 недели.
План проекта:
- Нахождение и чтение стихотворений о маме (приложение 2).
- Нахождение и чтение пословиц о маме (приложение 1).
- Подборка и разучивание песен о маме (приложение 3).
- Написание мини-сочинений о маме (приложение 4).
- Индивидуальная работа детей по созданию рисунков к выставке (рисунки 1-3).
- Индивидуальная работа детей по подготовке подарков для мам (рисунки 4, 5).
- Проведение праздника «Мама – первое слово, главное слово…».
Методы исследования:
- «Подумать».
- «Понаблюдать» (рисунок, аппликация).
- Получить информацию из книг, журналов, газет.
Подготовительный этап
Беседа
Учитель: Кто находится с вами рядом
чаще всего?
Дети: Мама.
Учитель: Кто всегда спешит к
вам на помощь?
Дети: Мама.
Учитель: Любите ли вы своих мам?
Дети: Да.
Учитель: За что вы любите своих мам?
Дети: За доброту, ласку, нежность; за то,
что мама всегда поможет сделать уроки; за то, что
с ней можно поделиться всем-всем, даже
посекретничать; за то, что мама всегда ухаживает
за нами, заботится о нас…
Учитель: Что же для вас значит мама?
Дети: Мама – это мама; это друг; это
самый добрый и любимый человек; это человек,
который выполняет все мои желания, как
волшебница
Учитель: А только ли мы с вами так тепло
отзываемся о маме и любим её?
Дети: Нет, разные поэты пишут стихи о них
и песни, художники рисуют картины, писатели –
рассказы о мамах пишут.
Учитель: Даже у каждого народа в устном
творчестве есть пословицы о матери.
Этап самостоятельной групповой работы
Класс делится на три группы, каждая из которых выполняет своё задание.
1-я группа. Найти стихотворения о маме,
прочитать их для одноклассников и составить
сборник «Мама – первое слово, главное слово…».
2-я группа. Найти песни о маме, разучить
некоторые из них для праздника и составить из них
сборник «Мама – первое слово, главное слово…».
3-я группа. Найти пословицы о маме и
составить из них сборник «Мама – первое слово,
главное слово…».
Этап самостоятельной индивидуальной работы
Каждый ребёнок рисует рисунок на тему: «Мамина улыбка», пишет мини-сочинение о своей маме, выполняет аппликацию «Цветок для милой мамочки».
Этап оформления и защиты проекта
Представление групповых и индивидуальных
работ, их использование при подготовке сценария
праздника «Мама – первое слово, главное слово…»
Проведение итогового праздника, посвящённого
Дню матери.
Выводы
В результате работы над проектом дети
познакомились с устным творчеством русского
народа, с творчеством поэтов, музыкантов,
посвятивших свои произведения матери;
познакомились с многогранностью слова «мама»;
научились создавать образ матери в рисунках.
Были подготовлены выставки индивидуальных и
групповых работ, проведён итоговый праздник.
Результаты нашей работы над проектом могут иметь
практическое значение в рамках межпредметных
связей и использоваться на уроках
изобразительного искусства, музыки,
литературного чтения.
Главный результат – дети встали на путь
понимания огромного значения матери в жизни
каждого человека. И это очень важно. Если все люди
на нашей планете научатся любить так, как мать
любит своих детей, то они научатся ценить
красоту, а значит, и жизнь во всех её проявлениях
и мир станет добрее – в нём исчезнут войны,
ненависть и злость.