Проект "Мама – первое слово, главное слово"

Разделы: Общепедагогические технологии


Обоснование темы проекта «Мама – первое слово, главное слово…», выполненного учащимися первого класса МОУ «Новостроевская СОШ» Кемеровского муниципального района Кемеровской области в рамках предметов «Изобразительное искусство», «Технология», «Литературное чтение» под руководством учителя начальных классов Сафиной Екатерины Алексеевны.

Когда и как возникла идея этого проекта?

В первых числах ноября, сразу после осенних каникул, ребята выполняли творческую работу по изобразительному искусству и литературному чтению «Как я провёл свои первые каникулы». Большинство ребят изобразили (или рассказали) игры и походы в театры, кинотеатры, музеи, цирк и практически везде присутствовала мама. Поэтому было решено подробнее остановиться на вопросе: «Что для детей значит мать? За что мы любим своих матерей?».
С этого и началась наша проектная деятельность.

Цели нашего проекта:

  • воспитание любви и чувства благодарности к матери;
  • развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с произведениями искусства, посвящёнными матери;
  • развитие интереса к проектной деятельности, обучение работе в группе и индивидуально по плану проекта;
  • обучение работе с книгой, для получения необходимой информации.

В соответствии с целями были определены следующие задачи проектной деятельности:

  • расширить представления детей о значении матери в жизни любого человека, научить их видеть и ценить материнскую заботу и ласку;
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения матери;
  • научить создавать свой собственный художественный образ матери.

В связи с тем, что проект выполнен по предметам, относящимся к области искусства, были выбраны следующие формы реализации проекта:

  • выставка рисунков «Мамина улыбка»;
  • выставка индивидуальных работ «Цветок для милой мамочки»;
  • коллективная подборка стихотворений и пословиц о маме;
  • индивидуальные мини-сочинений о маме;
  • разучивание песен о маме;

Формой представления результата проекта был выбран праздник «Мама – первое слово, главное слово…», приуроченный ко Дню матери.

Предметом изучения стали произведения литературы, устного народного творчества, музыки.

Время выполнения: 1 –3 недели.

План проекта:

  • Нахождение и чтение стихотворений о маме (приложение 2).
  • Нахождение и чтение пословиц о маме (приложение 1).
  • Подборка и разучивание песен о маме (приложение 3).
  • Написание мини-сочинений о маме (приложение 4).
  • Индивидуальная работа детей по созданию рисунков к выставке (рисунки 1-3).
  • Индивидуальная работа детей по подготовке подарков для мам (рисунки 4, 5).
  • Проведение праздника «Мама – первое слово, главное слово…».

Методы исследования:

  • «Подумать».
  • «Понаблюдать» (рисунок, аппликация).
  • Получить информацию из книг, журналов, газет.

Подготовительный этап

Беседа

Учитель: Кто находится с вами рядом чаще всего?
Дети: Мама.
Учитель: Кто всегда спешит к вам на помощь?
Дети: Мама.
Учитель: Любите ли вы своих мам?
Дети: Да.
Учитель: За что вы любите своих мам?
Дети: За доброту, ласку, нежность; за то, что мама всегда поможет сделать уроки; за то, что с ней можно поделиться всем-всем, даже посекретничать; за то, что мама всегда ухаживает за нами, заботится о нас…
Учитель: Что же для вас значит мама?
Дети: Мама – это мама; это друг; это самый добрый и любимый человек; это человек, который выполняет все мои желания, как волшебница
Учитель: А только ли мы с вами так тепло отзываемся о маме и любим её?
Дети: Нет, разные поэты пишут стихи о них и песни, художники рисуют картины, писатели – рассказы о мамах пишут.
Учитель: Даже у каждого народа в устном творчестве есть пословицы о матери.

Этап самостоятельной групповой работы

Класс делится на три группы, каждая из которых выполняет своё задание.

1-я группа. Найти стихотворения о маме, прочитать их для одноклассников и составить сборник «Мама – первое слово, главное слово…».
2-я группа. Найти песни о маме, разучить некоторые из них для праздника и составить из них сборник «Мама – первое слово, главное слово…».
3-я группа. Найти пословицы о маме и составить из них сборник «Мама – первое слово, главное слово…».

Этап самостоятельной индивидуальной работы

Каждый ребёнок рисует рисунок на тему: «Мамина улыбка», пишет мини-сочинение о своей маме, выполняет аппликацию «Цветок для милой мамочки».

Этап оформления и защиты проекта

Представление групповых и индивидуальных работ, их использование при подготовке сценария праздника «Мама – первое слово, главное слово…»
Проведение итогового праздника, посвящённого Дню матери.

Выводы

В результате работы над проектом дети познакомились с устным творчеством русского народа, с творчеством поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения матери; познакомились с многогранностью слова «мама»; научились создавать образ матери в рисунках. Были подготовлены выставки индивидуальных и групповых работ, проведён итоговый праздник.
Результаты нашей работы над проектом могут иметь практическое значение в рамках межпредметных связей и использоваться на уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения.
Главный результат – дети встали на путь понимания огромного значения матери в жизни каждого человека. И это очень важно. Если все люди на нашей планете научатся любить так, как мать любит своих детей, то они научатся ценить красоту, а значит, и жизнь во всех её проявлениях и мир станет добрее – в нём исчезнут войны, ненависть и злость.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4