В основе психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса должны лежать принципы деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова, система “школа 2100”. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Деятельностный подход в образовании (в обучении и воспитании) – это совсем не
совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего
рода ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, это методологический базис, на котором строятся
различные системы обучения и воспитания.
Процесс воспитания есть всегда обучение деятельности, например, практическому
общению. Психология учит, что акт деятельности всегда имеет сознательную цель,
имеет мотивационную обусловленность, то есть имеет определенную психологическую
структуру.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить
пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра
возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор
той или иной возможности.
Принципы деятельностного подхода в воспитательном процессе эффективно
реализуются через образовательную технологию учебно-деловая игра.
Целью данной разработки является повышение компетенции педагогов в области
организации деятельностного подхода учебно-образовательного процесса. Для этого
необходимо изучить принципы деятельностного подхода в образовании.
Продуктом деятельности учебно-деловой игры станет проект “Деятельностный подход
в образовании – процесс деятельности ученика, направленный на становление его
личности в целом”.
Сама УДИ предполагает обучение таким видам деятельности, как проектная,
групповая, познавательная, информационная, коллективно-распределенная –
исследует уровень понимания и готовности учителя к деятельностному подходу в
организации учебно-воспитательного процесса.
В процессе УДИ реализуются следующие виды деятельности:
– познавательная;
– информационная;
– групповая;
– исследовательская;
– проектная.
План и содержание учебно-деловой игры “Что такое деятельностный подход в образовании?”
№ |
Содержание |
Время (мин) |
1 |
Рефлексия Самооценка уровня понимания и интереса к проблеме деятельностного подхода в образовании. Анкета 1,2 (Приложения 1, 2) |
3 |
2 |
Вхождение в тему Обсуждение организационных моментов, деление на группы. Участники игры делятся на микрогруппы по методу “Найди свою букву”. Спикеры (А1, Б1, В1, Г1, Д1, Е1) получают карты с заданием, где фиксируют активность, компетентность участников групп (Приложения 5-10). |
3 |
3 |
Проработка темы Сенсибилизация темы. Групповая работа по освоению темы с применением
активных методик. |
18 |
4 |
Презентация результатов Группы получают опорные карты и, опираясь на прием “инсерта”, делают анализ своей части проекта (Приложения 11-15) |
13 |
5 |
Завершение работы Анализ целостного проекта в группах. Рефлексивный момент. Анкета 3(Приложение 3). Подготовка к следующему этапу игры. Виды деятельности, которые формируются в учебно-деловой игре:
|
4 |