Конспект урока "Окружающий мир". 3-й класс, УМК "Школа XXI века"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока: Славяне.

Цели урока:

  • Формирование умения работать с исторической картой, умения читать «легенду» карты.
  • Формирование умения  определять последовательность названия страны и соотносить это название с датой.
  • Формирование умения работать с лентой времени.
  • Формирование умения давать характеристику исторических терминов.
  • Формирование умения рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества, в истории своего края.
  • Дать представление о жизни, быте, занятии населения Древней Руси.
  • Формирование коммуникативных навыков общения.
  • Развитие наблюдательности.
  • Воспитание чувства гордости за прошлое Отечества.

Оборудование:

У детей:

  • учебник «История Череповца».
  • карты «Древней Руси».
  • карточка «Что ели в древности люди».

Доска:

  • виды транспортных средств (самолёт, автомобиль, корабль, лодка-доблёнка, теплоход).
  • орудия труда – иллюстрация.
  • карта Древней Руси.
  • карта поселений в нашем крае.
  • иллюстрация поселения.
  • иллюстрация разреза дома.

ХОД УРОКА

Оргмомент

– Ребята, скажите, как называется наука, которая изучает прошлое человечества? (История)
– А как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Человек в разные исторические времена)
– Я хочу проверить, а как вы знаете некоторые исторические термины, понятия, относящиеся к разным эпохам/периодам нашей страны. А в это время у доски восстановит правильно названия нашей страны и даты, 1 ученик. (В разные времена) (2 минуты).

Игра «Эрудит» (проверка эрудиции одного ученика).

Класс делится на 6 групп (четвёрок). Каждая группа получает от учителя по 1 термину. За 1-2 минуты каждая группа должна уточнить. Согласовать предельно точно и верно объяснение слова. Побеждает та группа, чьё толкование было точным и позволило отвечающему правильно угадать слова.

  1. Монах, который написал «повесть временных лет» . Звали его Нестор, жил в XI – начале XII века. (Летописец)
  2. Этот городок, превратился в большой центр, в него вошли другие города: Можайск, Коломна, Переславль-Залесский. Как называется этот центр? (Княжество, а в конце XIII века – Московская Русь.)
  3. Венец-корона, которую возложили на голову при венчании на царство. Шапка Мономаха. (Первый царь – Иван Грозный)
  4. Большое сильное государство, которое образовалось в конце XVII века. Империя (Император Пётр I).
  5. Союз, объединение 21-й национальной республики, а так же краёв и областей. (Федерация.)

– Если группа не знает значения слова, может воспользоваться учебником, словарём.

  • проверка ученика у доски,
  • проверка групп.

– Давайте вернёмся во времена Древней Руси. Назовите дату этого периода (IX-XIII в.). Покажите на ленте времени. Как называется народность, жившая в это время на территории Древнего государства. (Древние славяне)

– Тема сегодняшнего урока: «Славяне».

  1. Территория расселения (где селились, наш край).
  2. Жилища славян.
  3. Занятия славян (орудия труда).

Представьте себе, что мы с вами попали в то далёкое время и отправляемся в гости к нашим предкам – славянам. Выберите из предложенных средств передвижения то, которое будет удобно и транспортабельно в то далекое время: самолёт, автомобиль, корабль, лодка-долблёнка. Почему?

Орудия труда (иллюстрация)

1. Какие были орудия труда: топор, молоток, выдолблено из цельного дерева.
2. Можно ли было племенам пробраться по суше? Были ли дороги?

Работа с картой.

– Посмотрите на карту. Территорию Европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь деревья, заросли кустарника и непроходимые болота. Только по широким, полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

3. Выскажите свои предположения, где мы найдём поселения

  •  В глубине леса
  •  На берегу реки

4. На каких реках селились племена? (Рассмотрите карту).
Действительно, полторы тысячи лет назад, племена селились по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина.
(1 человек у доски), Что обозначено на карте знаком ///

5. Какую территорию начали обживать в XI веке славяне? К какому морю стремились?

А это территория уже нашего края. Давайте рассмотрим карту. Откройте учебник «История Череповца» стр.8. Рассмотрим условные обозначения. Каким знаком были помечены поселения? Где селились? Как назывались племена? Какой условный знак показывает расселение славян в нашем крае? (стрелка). Что же привлекало славян в нашем крае, ведь климат у нас суровый, долгая зима, сторона неизведанная? Найдите ответ в учебнике на стр.9 3 абзац снизу(«История Череповца») до страницы 10 до конца 2 абзаца.

Вывод: селились по берегам рек, осваивали земли нашего северного края.

Итак, постепенно с юга на север осваивались земли славянами. Значит, наш путь  к славянам на долблёнке проляжет в северном направлении. Плывём на лодке по реке и видим: над высоким холмом над рекой вьётся дымок. – Почему на холме, а не в низине? Прочитайте про себя 3 абзац на странице 10 и найдите ответ (вдруг да река разольётся, издали можно было увидеть приближающегося врага).

6. Подойдём поближе. Слышен людской гомон. На поляне то тут, то там стоят строения.

Как вы думаете, всегда ли можно было так удачно найти полянку без зарослей деревьев и кустов? Прочитайте вслух на стр.11 3 абзац («История Череповца»).
Давайте рассмотрим подробней обустройство славян. Что мы видим вокруг строений? (ров, частокол, земляной вал) Зачем? (Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали друг с другом).
Дом был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой и смазаны глиной, чтобы не было щелей. Из жердей сделана и крыша, покрытая толстым слоем соломы. Рядом с жилищем находится сарай, загон для скота, погреб (землянка).
Дом обязательно стерегла собака, но больше всего она была необходима для охоты на лося, бобра,  лису, белку, зайца.
А вот и сами хозяева вышли нас встречать.

– Сейчас мы проведём физ. минутку и вспомним облик славянина.

Физминутка

Руки на пояс. Выполняйте поклон только тогда, когда услышите верное описание. Славянин крепок, статен, окладистая борода, темноволос (–), светлые голубые глаза.
Во что одет?
Выполняйте приседание, если считаете, что такой предмет одежды мог быть одет на славянине? (кафтан, кушак, лапти, ступни, туфли на каблуке).

7. Внутреннее убранство

Пора заходить в дом. Что мы увидим в доме, расскажет 1 ученик:

– В доме темно и сыро. Слабый след просачивается сквозь небольшие оконца, прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу, сложенная из камня печь. Она обогревала дом и на ней же готовили пищу. Топилась она по-чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле. Почти всё свободное место в доме занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. Но всё же такое жилище укрывало от непогоды и диких зверей.

8. Еда славян

Тем не менее, хозяйка уже хлопочет. К столу приглашает. Чем же она может нас угостить, вы решите сами в паре, подумав.

9. Работа в паре (карточки, одна на парту).

Что ели люди в древности?

  • Картофель, помидоры, чай
  • Шашлык, кофе, сахар
  • Каши, квас, тюрю (квас с хлебом), соленья, рыбу.

А вспомните, как заканчивалась русская народная сказка: «Я там был мёд пиво пил…». Издавна известна сказка «Репка» и рассказывали её в древности. О чём это свидетельствует?
В какой посуде они предлагали нам еду: фарфоровая, глиняная, стеклянная, деревянная.

10. Занятия славян

  • Кузнечное дело, но производство металла было небольшим, особенно на землях Устюженского ныне района (р. Молога)
  • Гончарное производство, близ Череповца (по направлению Кириллова и Белозерска, т. к. были залежи глины)
  • Охота
  • Рыболовство
  • Земледелие

11. Рефлексия

  • Знания, которые вы получили сегодня на уроке, поможет вам закрепить кроссворд.

Кроссворд

1. Основное занятие славян (земледелие).
2. Где выбирали место славяне для поселения (на реке).
3. Какой вид занятий славян связан с рекой (рыболовство).
4. Для какой цели славяне держали дома собаку (для охоты).
5. Название лодки выдолбленной из цельного дерева (долблёнка).
6. Название племени, жившего на территории нашего края (весь).

Что могли найти археологи при раскопках древнего славянского городища. Поднимите руку, если услышите возможные находки (находки восточных славян IX века).

– рыболовные крючки (острога была, спец. копьё)
+ глиняные черепки
– деньги (XIV век)
– кирпичная кладка дома
+ ручная мельница
+ кузнечные принадлежности

Домашнее задание:

1. Учебник «История Череповца» стр. 7-12
2. Учебник «Окр. мир» стр.104-105
3. Подготовить рассказы на тему:

  • 1 ряд – Где селились славяне и почему именно там? (чем обусловлено место выбора поселений)
  • 2 ряд – Внешний и внутренний вид жилища славян
  • 3 ряд – Занятия славян (орудия труда)

Итог урока:

– Что бы вы хотели узнать ещё о жизни славян?

Самоанализ урока

Урок по теме «Восточные славяне» второй по счёту по эпохе «Древняя Русь». На первом уроке дети были познакомлены с происхождением слова «Русь» и внешним обликом наших предков славян. И этот урок всего лишь пятый по счёту в историческом разделе учебника Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Дети только начинают первые шаги в овладении историческими знаниями и умениями: в формировании умения работать с исторической картой, формировании умения читать «легенду карты», умения соотносить дату и век, определять дату и показывать её на ленте времени.
Все эти цели прослеживались на уроке. На этапе актуализации полученных знаний, вспомнили исторические термины, связанные с различными периодами жизни общества, основных исторических деятелей через игру «Угадай слово». Игра способствовала активности детей и вызвала интерес к обсуждаемым событиям. Названия нашей страны в разные периоды истории и их даты помогла восстановить «разбросанная » таблица на доске (1 ученик у доски на оценку восстановил её).
Эта таблица послужила логическим «мостиком» к новому материалу «Восточные славяне». Введение нового материала шло через «путешествие» на лодке «долблёнке» по реке к месту обитания славян.
При излагании нового материала были использованы следующие приёмы и методы работы: приём классификации и выбора одного нужного предмета(«долблёнки» из всех существующих средств передвижения), наглядные методы обучения (карта Древней Руси, карта «поселения славян в нашем крае», иллюстрация строений славян, кузница славян, глиняное мастерство славян, предметы одежды славян). Словесное описание одним учеником внутреннего убранства дома славян. Тестовые задания в парах помогли выделить «еду» славян и путём проблемных вопросов вывести отсюда виды занятий и орудия труда восточных славян.
Рефлексия была проведена в виде устного теста «Что могли найти археологи» при раскопках на месте славянского жилища, а так же повторить изученный материал, помог кроссворд по данной теме.
Домашнее задание дано по рядам: 1 ряд приготовит устный рассказ о том, где селились славяне, 2 ряд – жилища славян, 3 ряд – занятия населения. Я считаю, что урок поставленных целей достиг.
Данные методы и формы работы способствовали познавательной активности детей на уроке, развитию интереса к истории Отечества и к истории нашего края.