Волшебство салфеточной техники. Декупаж

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время на первый план деятельности выдвигается трудовое воспитание и обучение. Оно играет важную роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.
Существенное значение в осуществлении единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия декоративно-прикладным искусством, основанные на народном творчестве.
Декоративно-прикладное искусство – это обширная область искусства, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в ней эстетического и идейно-образного начала.
Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, сувениры и т. д.) классифицируются по материалу (дерево, инкрустация, роспись, чеканка, вышивка, аппликация, шитье и т.д.) Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предметов.
В занятиях декоративно-прикладным творчеством заложен высокий воспитательный потенциал. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного творчества органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников. Виды декоративно-прикладного искусства используемые в работе, при высоких эстетических качествах доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью  эти знания обладают потенциальными запасами сложности, каждое из выполняемых заданий ведется по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющем полнее раскрыть духовные и физические силы учащихся.
В процессе данного занятия по декупажу устанавливаются прочные межпредметные связи, приобретаемые детьми на уроках ИЗО, черчения, химии, трудового обучения и т.д. в общеобразовательной школе.
Эти занятия позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их и в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом свободное  время.

Цель: создание условий для развития творчества, сотворчества детей и педагога; возможности проявления своей фантазий, изобретательности; воспитание творческой активной личности.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с историей развития старинной техники декупажа;
  • изучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения декупажа;
  • развитие стремления к достижению высокого художественного совершенства и завершенности в работе;
  • создание условий для развития творчества и сотворчества детей и взрослых;
  • воспитание умения самовыразиться и одновременно умения работать в коллективе;
  • воспитание ценностного отношения к общению человека с человеком, умения сопереживать неудаче и радоваться успеху другого.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: коллективная и индивидуальная

Методы и приемы:

  • словесно-иллюстративный;
  • частично-поисковый.

Материалы и оборудование: технологические таблицы, плакаты с кроссвордом и перечнем необходимых инструментов и материалов, памятки по технике безопасности, выставка готовых работ, инструменты личного пользования.

ТСО: компьютер, интерактивная доска, записи слайд-шоу, классической музыки.

Ожидаемый результат:

  • освоение учащимися нового вида декоративно-прикладного творчества – декупаж и технологии его выполнения;
  • создание новых направлений декоративных ремесел для предоставления детям города вариативного дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

2. Целеполагание. Определение задач занятия

Объявление темы и целей занятия.

3. Повторение пройденного материала

Звучит «Лунная соната» Бетховена, учащаяся  Новокшенова  Мария читает стихотворение:

Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты
Из разноцветья красок, клея, блестков
Как в сказке чудеса творишь и ты
Я прикасаюсь к чуду осторожно
Оно чарует и ласкает взор
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданный красы узор
Как результат терпенья и уменья
Изящество и цвета чистота,
И совершенство формы...
Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!

Учитель: Нет сомнения, наш мир спасут талант и красота. Заниматься творчеством в наше время интересно и модно. Мы постоянно узнаем о каком-либо новом виде рукоделия. Некоторые из них мы с вами уже освоили. Я предлагаю вам разгадать кроссворд, который поможет нам повторить  изученные знания. (Приложение 1)

4. Объяснение  нового  материала

Учитель: Как вы видите, в кроссворде у нас получилось слово «декупаж». Это название нового вида декоративно-прикладного творчества. Оно получило массовое распространение совсем недавно и теперь дошло до нас. Так что же такое «декупаж»? Мы узнаем это, послушав небольшой доклад, который подготовила для нас Святодух Катя. (Приложение 3)

Учитель: Итак, из доклада Кати мы узнали, что декупаж – это старинный вид искусства зародившийся в ХVII веке и обозначающий технику украшения различных предметов путем вырезания, наклеивания бумажных изображений и покрытие их лаком.

Учитель: Для работы по декупажу нам понадобятся следующие материалы: (Приложение 4). А сейчас давайте посмотрим, в каком порядке выполняются работы по декупажу/

(Слайд-шоу с этапами работ) (Приложение 6)

5. Практическая работа

1. Повторение техники безопасности. Выполнение декупажа по памяткам с перечнем этапов работ (под негромкую классическую музыку). Индивидуальная помощь педагога.

2. Групповая релаксация (физкультминутки, гимнастика для глаз).

6. Закрепление нового материала. Подведение итогов

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым видом декоративно-прикладного творчества и освоили технику его выполнения. Как же оно называется?
– Что оно обозначает?
– Где и когда оно возникло?
– Какие материалы используются при декупаже?
– Что можно декупировать?

Мини-выставка готовых работ.

Список использованной литературы:

  1. Черутти П.Н. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство. Изд.: Ниола-Пресс, 2008.
  2. Стокс Х. Объёмный декупаж. Проекты для начинающих. Практическое руководство. Изд.: Ниола 21 век, 2007
  3. Мориса Л. Все о декупаже: техники и изделия. Изд.: Ниола 21 век, 2007
  4. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. Изд.: АСТ-Пресс, 2007
  5. Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд.: Проф-Издат, 2007
  6. Интернет-ресурсы.

Приложение 2

Приложение 5

Приложение 7