Использование Интернета при изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки


Английский язык – доминирующий язык Интернета. Интернет в свою очередь становится доминирующим средством изучения английского языка. Сегодняшняя реальность – это быстрые и динамичные изменения способов и методов изучения языка. С постоянным развитием Интернета, создается ранее не имеющая аналогов среда для коммуникации, управления информацией, для развития новых форм социального взаимодействия, без каких либо границ. Интернет дает возможность самостоятельно приобретать знания и делиться ими с другими. Технологии MP3, iPod, Skype и PDAs, а так же различные блоги и подкасты, обеспечивают огромное разнообразие коммуникативных, информационных средств, литературы, новостей и других материалов языкового содержания, доступных в любом месте и в любое время.

Все это звучит очень убедительно, тем не менее, давайте разберемся, какие преимущества и недостатки, а так же потенциальные проблемы существуют сегодня при использовании Интернет ресурсов с целью изучения иностранного языка.

Наиболее актуальной проблемой сегодня является то, что Интернет не всегда доступен всем ученикам и учителям. Согласно статистическим данным Всемирного банка, использование Интернета напрямую зависит от финансового состояния страны. Например, общий процент пользователей сети Интернет в Швеции составляет 75.6 %, 61.4 % – в Голландии, 68.7 % – в Японии, 50 % – в Германии, 17.7 % – в Греции, 14.2 % – в Турции и всего лишь 11.1 % в России. Итак, всего 11 % россиян имеют Интернет, что существенно усложняет задачу учителя. Второе – отсутствие навыков пользования Интернетом, третье – не все темы предлагаемые Интернетом приемлемы для детей школьного возраста, и, наконец, чересчур большое количество информации зачастую только усложняет задачу и уводит от конкретной темы.

Каковы же преимущества Интернета? В первую очередь Интернет заставляет учеников использовать английский язык в повседневной жизни и обеспечивает функциональные коммуникативные события. Коммуникация с носителями языка позволяет ученикам практиковать определенные навыки, такие как ведение переговоров, убеждение, разъяснение значения, требование информации, и привлечение в настоящее, подлинное обсуждение. Интернет дает возможность совместного приобретения знаний, путем переписки, обмена информацией и затем сравнения и оценивания. Интернет это – полезная среда для коммуникации с носителями языка в режиме онлайн, что позволяет не только формировать, развивать и совершенствовать навыки письма, чтения, говорения и аудирования, но и помогает улучшить компьютерные навыки (keyboarding, создание и хранение файлов, интернет-поиск и др.). Учитель, который является руководителем, дает задание и как бы отступает на второй план, давая ученику возможность работать самостоятельно, лишь корректируя и направляя его действия, что очень важно сегодня, так как одно дело знать язык, и совсем другое дело уметь им пользоваться.

Конечно, Интернет сегодня доступен не всем, но если есть возможность пользоваться его услугами, можно за год научить детей не только пользоваться поисковыми системами, печатать и редактировать тексты и пользоваться электронной почтой, но и создавать творческие продукты с помощью таких программ, как Power Point, Movie Maker и др.

Давайте рассмотрим следующие ситуации.

  1. Учитель дает задание написать небольшое сочинение c элементами анализа по теме “Drugs – start and finish”. Предварительно тема обсуждается на уроке. На этапе обсуждения очень важно вызвать у учащихся интерес к данной теме, а залогом успеха является выбор самой темы. Она должна быть актуальна и соответствовать возрастным интересам детей. На следующем этапе ученики дома ищут, находят и обрабатывают информацию, с целью получения конечного продукта – небольшого сочинения. Казалось бы, все, отпечатали и передали учителю, а нет! Необходимо переслать эссе по почте через Интернет. Эссе должно быть отослано в форме приложения к письму, адресованному учителю. Таким образом, учитель с помощью одного задания, дает целый комплекс задач, для решения которых необходимо владеть различными навыками: поисковое чтение с извлечением информации, составление письменного высказывания с элементами анализа, составление официального письма, работа с Интернет ресурсами, работа с электронной почтой и т.д.
    Давая подобные задания необходимо заранее лимитировать количество слов, постепенно отрабатывая навык письма, владея которым ученик сможет грамотно выражать свои мысли, контролируя объем письменной работы.
    После проверки учитель выставляет отметку, дает рекомендации, отвечая на письмо по электронной почте. Таким образом, учебный процесс как бы выходит за пределы классного кабинета, становится виртуальным, и ребенок, приходя домой, с интересом открывает свой почтовый ящик, для того, чтобы узнать, ответил ли ему учитель.
    Такого рода задания повышают интерес учащихся, возникает своего рода диалог между учащимися и учителем, более тесный личный контакт, что психологически очень важно для ребенка.
  1. Для следующей ситуации необходим кабинет информатики, с наличием компьютеров и Интернета. Каждый ученик получает задание составить и заполнить таблицу примерно следующего содержания (тема и количество запрашиваемой информации может варироваться в соответствии с уровнем подготовленности детей и темой, изучаемой на данном этапе учебного процесса):

Angelina Jolie

Date of birth  
Place of birth State:
City:
Marital status Husband:
Children:
Height  
Weight  
Education  
Profession  
Filmography  
First film  
The latest shooting project  
Awards  
Famous quote  

Учитель дает задание, используя любую англоязычную поисковую систему, прямо на уроке найти необходимую информацию. На задание отводится определенное время, по истечении которого дети должны переслать заполненные таблицы учителю по электронной почте. Время, отведенное на выполнение данного задания можно постепенно сокращать.

Работая индивидуально, без помощи родителей или учителя, ребенок учится сам находить и сортировать информацию. Одновременно, вместо того, чтобы дома автоматически заучивать новый лексический материал, ребенок на уроке с удовольствием его запоминает.

  1. Как нудно учить стихи наизусть, тем более на иностранном языке! Этот процесс, который все мы так не любим, можно превратить в увлекательное творческое соревнование.
    Как привить современному ребенку любовь к поэзии? Творческая работа, осуществляемая в группе под умелым руководством учителя – наилучший способ добиться успеха.

Вильям Шекспир
Сонет 18.

Shall I compare thee to a summer’s day?
Thou art more lovely and more temperate;
Rough winds do shake the darling buds of May,
And summer lease hath all too short a date;
Sometime too hot the eye of heaven shines,
And often is his gold complexion dimm’d;
And every fair from fair sometime declines,
By chance or nature’s changing course untimm’d.

Великолепно! Но сложно. Каковы же наши действия?

Делим класс на две или три творческие группы. Даем задание создать музыкальный клип на основе сонета. Дети, используя Интернет ресурсы, подбирают музыку, изображения и для каждой строки сонета создают слайд. Таким образом, они досконально изучают каждую строку, вникают в смысл, дискутируют, обмениваются информацией, консультируются с учителем. В этот процесс можно вовлечь коллег и родителей, они могут стать членами жюри и оценить работы детей. В результате мы имеем совместный творческий продукт и сонет Шекспира, который дети будут помнить всю жизнь!

Таких примеров использования Интернета много, любой учитель, пользующийся современными технологиями, конечно же, владеет солидной папкой методических наработок. Однако, осуществляя учебный процесс с помощью Интернета, необходимо учитывать следующее:

  1. Интернет не может полностью заменить классическую форму обучения и живое общение учителя и ученика.
  2. Использование Интернет ресурсов не всегда приветствуется родителями.
  3. Эффективность использования Интернета зависит от грамотного подбора материала и компетенции учителя в данной сфере.

Заключение

Цель обучения иностранному языку – это практическое владение языком, позволяющее осуществлять коммуникативную деятельность. Целью использования информационных технологий в работе учителя английского языка является повышение мотивации учеников к изучению предмета, рост их познавательного и коммуникативного интереса, подготовка учащихся к самостоятельной работе и общению с носителями языка.

Современный учитель – это, безусловно, учитель, пользующийся Интернет ресурсами.

Библиография

  1. “Teaching English with Information technology. How to use Internet and IT when teaching for professional English language teachers”, David Gordon Smith and Eric Baber, 2003.
  2. “The Use of Internet in ESL Learning” Selami Aydin, 2007.
  3. “English Language Learning and Technology”, Carol Chapelle, Cambridge University Press, 2005.
  4. “Computer-assisted language learning Context and Conceptualization”, Michael Levy, Oxford Linguistics, 1997.