Творческая мастерская "Семейные сказы"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • Познавательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества.
  • Развивающая: формировать и развивать умения анализировать произведения устного народного творчества (определять жанр, тему, основную мысль), делать выводы и обобщения.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к истокам, традициям и обычаям своего народа, ответственность перед будущими поколениями за сохранение культурного наследия прошлого, показать роль семейных традиций сказывания в сохранении и передачи культурной информации и формировании гражданской позиции юного поколения.

Оборудование: Выставка книг (сборников сказок, пословиц, поговорок, загадок), иллюстрации к народным сказкам, таблички с названием жанров устного народного творчества, тексты закличек, пословиц, поговорок, прибауток, потешек.

Предварительная подготовка: Опережающее задание для семей и педагогов – исследование фольклорных жанров, связанных с миром детства:

  1. Запишите считалки, загадки, потешки, прибаутки, сказки, поговорки разных поколений вашей семьи – прабабушек и бабушек, родителей и детей, укажите, какому поколению и какому времени они принадлежат, в какой местности бытовали.
  2. Как вам кажется, можно ли, наблюдая за разными национальными вариантами этих жанров, составить представление о характере, ценностных установках разных народов?
  3. Свои исследования и открытия оформите в виде творческого отчета: рассказ-повествование, рассказ с элементами драматизации, рисованный диафильм, семейный рукописный сборник, мультимедийная презентация.

Ход работы мастерской

1. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники семинара: гости, ребята, родители, коллеги Нам предстоит работать в рамках творческой мастерской, которая называется «Семейные сказы».

Что такое сказы? Откуда они «пришли» к нам? Зачем? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к истории.

Как-то раз давным-давно, когда люди ещё одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в этот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он смог достать её стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьём. Охотник нал, что в пещере ждут добычи голодные женщины и дети. Представил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошёл в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом, погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собрался добить, но не сделал этого. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога Леса. Охотник взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в этот день убивать кого-либо из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на сородичей, то не увидел в их глазах ни гнева, ни упрёка. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок сотового мёда и протянул его Охотнику.

Как вы думаете, за что Охотник получил награду? Неужели за то, что не принёс добычи да ещё и обманул соплеменников? (Охотник заслужил награду не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.)

Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника? (В той пещере произошло чудо: сидевшие у костра люди слышали слова охотника, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Слово из обыденного превратилось в поэтическое и стало воздействовать не только на разум, но и на чувства людей. Так появились сказы.)

Что же такое сказ? (Сказ – от слова «сказывать», «рассказывать». Сказы – это произведения, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Это произведения устного народного творчества.)

Какие произведения устного народного творчества дошли до нас? (СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПОТЕШКИ, ЗАГАДКИ, БЫЛИНЫ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛКИ, СКОРОГОВОРКИ) - по ходу ответов таблички жанров крепить на доску.

Есть ещё и такие произведения устного народного творчества, которые помогали человеку установить отношения с окружающим миром, воздействовали на природу: вызывали дождь или солнце, просили у земли богатого урожая, призывали весну. Это ЗАГОВОРЫ, ЗАКЛИЧКИ. (Названия прикрепить на доску.)

Мы не можем не вспомнить о них, потому что сегодня 22 марта.

Что же это за день? (День весеннего равноденствия, который был особо отмечен  у славян.)

Вот что происходило у наших далёких предков в этот день.

1-я ученица:

Приди к нам, весна,
Со радостью!
С великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
С овсом кучерявым!

2-й ученик:

Весна, весна!
На чём пришла?
На чём приехала?

3-я ученица:

На сошеньке, на бороночке!
Кулики, жаворонки,
Слетайтесь в одонки!
Чувиль-виль-виль,- жаворонушки.
Красна весна на двор пришла.

Итак, наблюдая из года в год, из века в век окружающую действительность, жизненные явления, поведение людей, народ выделял в них самое важное и выражал это в сказках, пословицах, Поговорках, закличках и других сказах. Вот почему в них так много мудрости и жизненного опыта.

Есть ли место жизненной мудрости, идеалам прошлых поколений в наши дни?

Согласны ли с мнением, что современные молодые люди утратили интерес к истокам, традициям и опыту своего народа?

И кто же в наш век стремительного развития информационных технологий должен хранить народные традиции и передавать знания, умения и взгляды, накопленные веками?

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель: Над этими проблемами нам предстоит сегодня поразмышлять и найти ответы на поставленные вопросы.

Я предоставляю слово участникам семинара, которые готовы сегодня поведать свои семейные сказы, поделиться традициями и обычаями.

Уважаемые участники мастерской! Перед вами аналитическая карточка. Прочитайте задания.

Аналитическая карточка участника творческой мастерской «Семейные сказы».

  1. Определите и подчеркните жанр произведений устного народного творчества, о которых будут рассказывать семьи:
  • сказки (о животных, волшебные, бытовые, богатырские);
  • пословицы;
  • поговорки;
  • потешки;
  • загадки;
  • скороговорки;
  • другие жанры (перечислить).
  1. Определите (подчеркните) темы этих произведений:
  • о добре;
  • о трудолюбии;
  • о дружбе, взаимовыручке;
  • о том, как важно быть здоровым и сильным;
  • о любви к родной стране;
  • о мудрости;
  • об уважении к старшим;
  • о том, как сохранить здоровье;
  • об учении, о важности знаний;
  • о книге;
  • о глупости, лени, упрямстве.

Выступление семей: «Мудрое слово, меткое слово». Волшебное царство народного творчества (фольклора) необъятно. В переводе с английского «фольклор» означает «народная мудрость, народное знание, народное творчество», т. е. всё то, что создавала культура разных народов на протяжении многих веков.

Мы хотим сегодня рассказать о пословицах и поговорках, которые возникали, повторялись, варьировались, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внукам, Так происходит и в нашей небольшой и, можно сказать, многонациональной семье. Мы глубоко уверенны в том, что разные народы и культуры, соприкасаясь, живя в одной семье, взаимно обогащают и дополняют друг друга, оставляя неизменными вечные идеалы: добро, искренность, щедрость, честность, смелость, любовь и уважение к родителям. Этот список качеств можно продолжать бесконечно. И если эти ценности бытуют в семье, то богаче и крепче становятся культурные традиции любой страны. Например, у нас в семье часто ( а это пришло от наших родителей) на любую проблемную или спорную воспитательную ситуацию звучат слова:

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Чтобы не болело у детей, сердца болят у матерей.

Когда б величье достигалось криком, то слыл бы и осел великим.

Трус и своей тени боится. Однажды пуганная птица и своего хвоста боится.

Восхвалять себя – напрасный труд: если ты хорош, и так поймут.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

Каков мастер, такова и работа.

Сперва ударь себя, да посильней. Стерпел? Теперь другого бей.

В той семье, где согласье, и достаток, и счастье.

Без труда нет плода.

Что у тебя в чернилах лоб и руки, не означает: ты постиг науки.

Ум купить, мы не вольны, да и нет ему цены.

(Мама говорит пословицу, сын объясняет ее значение. Участники мастерской тоже принимают участие в толковании пословиц.)

Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Задачи любой семьи – сохранить, передать, научить использовать эти народные мудрости наших детей, внуков, правнуков.

Мы хотим предложить вашему вниманию небольшую зарисовку из семейной жизни. Мы думаем, что такие ситуации встречались в любой семье. Конечно, здесь слишком много пословиц и поговорок, но, нам кажется...

Кашу маслом не испортишь. (Инсценировка.)

Мальчик чинит машинку, стучит молотком.

Мама: Семён, не стучи: уже поздно, соседи отдыхают.

Мальчик стучит.

Мама просит: Прекрати стук.

Мальчик стучит.

Мама: Как об стенку горох... Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отдай молоток!

Мальчик стучит.

Мама: Сказано – сделано,- забирает молоток.

Сын: Отдай, пожалуйста!

Мама: Завтра. А сейчас молотка не видать, как своих ушей!

Сын просит: Отдай, пожалуйста, мне нужно машинку сделать. Я её чиню...

Мама: Всему своё время.

Сын:Зачем молоток спрятала?

Мама: Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, отдыхают все.

Сын: Не все: мы ещё не отдыхаем.

Мама: Ну, хватит воду в ступе толочь. Пойдём спать.

Пословицы переходят из века в век, от человека к человеку, от семьи к семье. Их жизненная и поэтическая ценность не утрачена. Порой она даже возрастает вследствие расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт. Такими пословицы пришли в нашу речь, в речь нашей семьи, в речь наших детей и такими от нас перейдут к людям нового поколения. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается.

«Сказка мудростью богата». Сказки разных народов отличаются друг от друга. У них разные герои и приключения этих героев. Но есть и общее для всех народных сказок.

Так случилось, что в нашей семье все браки интернациональные, поэтому есть возможность познакомиться с фольклором не только русского народа, а также латышского, украинского, белорусского.

Опросив наших родителей, бабушек и дедушек, мы сделали вывод, что сказки, пословицы, поговорки разных народов имеют одинаковые ценностные установки.

Мне особенно запомнилась латышская народная сказка про двух девочек, Айю и Пайю; одна из которых была скромна и трудолюбива, другая – ленива и хвастлива. Среди русских народных сказок встречаются сказки с похожими героинями («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»), где трудолюбивая и добрая героиня в конце сказки получает вознаграждение за свои добродетели, а другая (или другие) наказаны или остаются ни с чем.

Смысл и поучительность этих сказок всем ясны и понятны: труд терпение несомненно дают свои добрые плоды. А лень порицается и в сказках, и в поговорках русского и других народов.

Трудовому воспитанию в нашей семье вообще уделялось большое внимание. Всегда подчеркивалась доминирующая роль труда, его ежедневная необходимость. Здесь знаменитые сказочные сюжеты гармонично дополняются народными пословицами и поговорками:

  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Делу - время, а потехе – час.
  • Сделал дело – гуляй смело.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • И многое другое.

Так же, как и у разных народов есть ряд сказок, в которых прославляют ум и смекалку, ставят их выше физической силы. Например латышская народная сказка «Сила и смекалка», в которой рассказывается о том, как крестьянин с помощью смекалки спасся от сильного волка. Или сказка «Как мужик с чертом урожай делил», так похожая на русскую сказку «Вершки и корешки».

Так и мы учим своих детей решать конфликты не с помощью кулаков, а с помощью ума.

Также немало тайн хранит земля, на которой мы живем. И подрастающее поколение интересуют сказки и саги тех народов, которые некогда населяли древнюю Пруссию. Ведь наши дети ощущают свою принадлежность этой земле, так как родились на ней.

У народов, некогда населявших Пруссию, были свои обычаи, предания, поверья. Их фольклор – это мир колдунов и призраков, карликов и оборотней, древних языческих богов.

С этим миром мы знакомили своих детей, как некогда знакомили нас с миром русской сказки.

В сказках «Лошадиная нога» и «Рыбаки и карлики» рассказывается о том, как карлики платили людям добром за добро. Но не все карлики были добрыми. Один из них был очень злой, звали его Трампель. Одолеть его мог только безгрешный человек, то есть такой, который никому не сделал ничего плохого. Таким человеком оказался пастор Тюряк, который изгнал вредного карлика из селенья.

Таким образом, мы видим, что нравственные ценности древних пруссов были те же, что и у славян: русских, белорусов и других народов.

 «Традиции здорового образа жизни».

В нашей семье считают, что здоровье – это главная ценность. Поэтому все члены семьи уважают традиции здорового образа жизни. Оказывается эта традиция уходит своими корнями в прошлое. От нашей бабушки мы часто слышим:

  • Здоровье дороже золота.
  • Здоровье и труд рядом идут.

Наверное, поэтому в выходные дни мы с удовольствием всей семьей работаем на даче. Овощи с грядки, выращенные своими руками, необыкновенно вкусные и полезные.

В нашей семье твердо знают:

  • Какова еда и питье, таково и житье.
  • Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

А еще мы хорошо помним, что надо знать, чтобы не заболеть:

  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Чистота – залог здоровья.

В нашей семье не курят, потому что «курить - здоровью вредить», и не употребляют спиртные напитки. Семейные праздники и торжества проходят весело и интересно.

Особенно мы с братом любим чаепития у бабушки.

Наливая чай, она приговаривает: «Выпей чайку – забудешь тоску». И действительно, чай у бабушки ароматный, на целебных травах. Пьешь его всегда с удовольствием.

А еще в нашей семье «живут» русские народные сказки о здоровье и здоровом образе жизни. Их рассказывали нам наши родители, бабушки и дедушки.

Мы даже составили небольшой иллюстрированный сборник, в который вошли отрывки из сказок о том, как важно быть здоровым и сильным, как сохранить свое здоровье. (Чтение отрывков из сказок.)

Учитель: Какие жанры устного народного творчества упоминались в выступлениях семей? Перечислите.

- Какие темы они затрагивают?

- Почему об этом стоит говорить в наши дни? [Добро, умение дружить, трудолюбие, мудрость, патриотизм, здоровый образ жизни – это вечные понятия, важные во все времена, как для взрослых и для детей]

- Откуда эти сказы появились в семьях? [Бабушки и дедушки рассказывали родителям, родители говорят детям]

- А что же будет дальше? Кто и кому будет их рассказывать? Зачем?

[Дети будут рассказывать их своим младшим братьям и сестрам, а потом своим детям, чтобы научить их мудрости, добру, передать жизненный опыт.]

- Что же будет, если вдруг, вы, ребята, не запомните, забудете те семейные сказы, которые с такой любовью, заботой рассказывают вам ваши бабушки, дедушки, папы и мамы?

[Нам будет нечего рассказать своим детям, нечему их научить. Все придется начинать сначала.]

- Какая задача стоит перед вами? [Запомнить. Передать младшим братьям и сестрам, своим детям.]

Учитель: Перед нашими далекими предками и нами сейчас стоит сложнейшая задача – сохранить информацию для потомков. Нельзя забыть веками накопленный опыт. Ведь в этом случае следующим поколениям придется начинать все сначала. Устное народное творчество – очень важный способ не только передачи культурной информации, но и формирования гражданственности юного поколения. В семейном общении затрагиваются понятия добра и зла, преданности родной стране, верности долгу. Это становится неотъемлемой частью семейных традиций. А культурные традиции семьи – это часть культурных традиций всей страны.

3. ЭТАП МОДЕЛИРОВАНИЯ

Учитель: А сейчас давайте погрузимся в волшебный мир сказок, сказов и попробуем себя в роли сказителей.

Наша задача разучить и инсценировать произведения устного народного творчества, чтобы подготовить концерт для взрослых, людей пожилого возраста. Этот концерт станет нашей благодарностью старшему поколению за мудрость и жизненный опыт, который они бережно сохранили и передали вам – юному поколению.

Фольклорный праздник «Встреча Весны-красны» (приложение 1).

- Понравилось ли вам выступление ребят? Поделитесь своими впечатлениями. (Обмен мнениями.)

- Согласны ли вы с мнением, что современные молодые люди утратили интерес к традициям и обычаям народа?

- Что вас заставило так думать (передумать)? [Интерес, увлеченность, с которой дети исполняли фольклорные произведения. Возникло чувство уверенности, что наше будущее в надежных руках. Народная мудрость не будет забыта.]

- Вот на этой оптимистической ноте позвольте завершить нашу работу. Огромное спасибо всем.