Цель – расширять знания учащихся об истории и достопримечательностях родного города и крупнейших городов Европы; воспитывать уважение к культурному наследию нашей страны и других государств
Словарь ключевых понятий
Дипломат:
- Должностное лицо, уполномоченное правительством для сношений или переговоров с представителями иностранных государств.
- Человек, добивающийся своей цели в сношении с другими людьми тонким и умелым обращением.
Миссия:
- Представители государства, отправленные в другое государство с какой-либо специальной целью.
- Поручение, задание; предназначение; призвание.
Культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей (быт, образование, воспитание, достижения науки, искусства).
(М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий), г. Ростов – на - Дону, «Феникс», 1995 г., 608 с.)
Ход мероприятия
I. Вводно-мотивационный этап.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы проведем его в форме интеллектуальной игры. Тема зашифрована, и чтобы ее определить, необходимо разгадать кроссворды. (Учитель объясняет задания, учащиеся разгадывают, читают ключевые слова «города», «символы», зашифрованные в кроссворде.)
КРОССВОРД 1:
- Она сидит на большом валуне недалеко от берега, грустно смотрит в серебристую даль и ждет своего принца. Это героиня известной сказки, и ей установлен памятник на родине автора. (РУСАЛОЧКА)
- Про него с древних времен говорят: «Доколе стоит …(он) – стоит и Рим». В нем проходили празднества, представления и бои гладиаторов. (КОЛИЗЕЙ)
- Оборонительное сооружение, окружавшее древний город. Состоит из крепостной стены и смотровых башен. Ныне это один из главных памятников истории, расположен на центральной площади страны. (МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ)
- Резиденция французских королей в столице. В настоящее время в ней находится всемирно известный музей. (ЛУВР)
- Про этот инструмент В. А. Моцарт писал: «… (он) для моих глаз и ушей остается королем всех инструментов». Другой великий композитор И. С. Бах писал и исполнял на нем священные хоралы. Никакие самые современные средства звукозаписи не передают истинного его звучания. Играть на нем – дело непростое, т. к. Музыкант должен одновременно управлять 4-5 ручными клавиатурами, а ногами жать на педали. (ОРГАН)
- Каменный холм высотой 156 метров. Символ Древне-Греческой цивилизации, святилище богини Афины. (АКРОПОЛЬ)
- Эти цветы за дивную красоту и неповторимый аромат прозвали «царицей цветов». (РОЗЫ)
КРОССВОРД 2:
По горизонтали:
- Начало этому городу положил в 963 году рыцарский замок. В последствии он стал столицей Великого Герцогства Люксембург (Люксембург).
- Этот город называют городом великого датского сказочника (Копенгаген).
- Вечный город, первые камни которого по легенде заложили вскормленные волчицей Ромул и Рем в 753 г. до н.э. (Рим).
- Датой основания этого города считается 1147 год, а основателем – Великого князя Юрия Долгорукого (Москва).
- Этот город после Второй Мировой войны был переименован, а прежнее его название в переводе с немецкого означало «королевская гора» (Калининград, Кенигсберг).
- Земли, на которых расположен этот город, древние боги обещали тому, кто сделает жителям самый полезный подарок. Богиня, в честь которой назван город, выиграла спор, подарив людям оливковое дерево [ныне это столица государства Греции] (Афины).
По вертикали:
- Столица государства, которое считается законодателям моды. (Париж)
- Как вы думаете, почему наша интеллектуальная игра посвящена городам? (Города – центры культуры. Чем больше узнаешь о городе, тем интереснее жить в нем, бывать в городе.)
- О каких городах пойдет речь, о российских или о зарубежных? Почему будем говорить не только о российских городах, но и зарубежных тоже? (Нужно знать не только культуру своего государства, но и соседних государств.)
- Что такое символы? (Знаки, изображающие, воплощающие что-то важное.)
- Можно ли зашифрованные во втором кроссворде понятия считать символами?
- Связаны ли между собой эти города и эти символы? Установите связь.
(Правильные ответы учащихся сопровождаются показом слайдов (приложение 1):
- памятник Русалочке находится в Копенгагене;
- Колизей – памятник эпохи Римской Империи;
- Московский Кремль находится на Красной площади;
- Лувр – резиденция французских королей в Париже;
- в Калининграде в Кафедральном соборе и в зале Областной
- филармонии установлены органы, и проходят концерты
- органной музыки;
- Акрополь находится в Афинах;
- Люксенбург – город роз.
Все ответы на вопросы сопровождаются показом слайдов.)
- Что же можно считать символами городов? (Памятники архитектуры, Музеи, скверы, парки и др.)
- Прочитайте тему большого проекта, над которым работают не только ученики начальной школы, но и старшеклассники. («Дипломатическая миссия культуры».)
- Связана ли тема проекта с темой интеллектуальной игры? Как? (Сразу ответить трудно.)
- Сформулируйте учебную задачу. (Отвечая на вопросы интеллектуальной игры, постараемся выяснить эту связь.)
II. Жеребьевка команд.
Учитель: Настала пора сформировать команды. / Учащиеся вытягивают разноцветные жетоны, находят команды по цвету жетона, занимают места за игровыми столами в порядке, указанном жеребьевкой./
III. Игровая программа.
Конкурс № 1 «Памятники истории и культуры городов Европы»
Учитель: Внимание на экран (приложение 1)
- Какие города изображены на фотографиях? (Москва, Лондон, Париж)
- В каких городах находятся эти соборы? (Храм Христа Спасителя – Москва, Исаакиевский собор – Санкт-Петербург, Нотр-Дам де Пари – Париж.)
- Этот город называют резиденцией польских королей. (Краков).
- Назовите города, в которых расположены эти скульптурные изображения.
- В каком городе есть Бейкер-стрит, Сити и Гайд-парк? (В Лондоне)
- В этом городе было основано первое высшее учебное заведение в России – славяно-греко-латинская академия? (В Москве)
- Улицами этого города являются водные каналы, а главным видом транспорта – гондолы? (Венеция)
- Одной из главных достопримечательностей этого города являются разводные мосты. (Санкт-Петербург)
Конкурс № 2 «Символы Калининграда – Кёнигсберга»
Все вопросы сопровождаются демонстрацией слайдов (приложение 1).
- Кёнигсберг был основан:
А. в 1255 г. чешским королем Пржемыслом II Оттакаром;
Б. в 1703 г. Петром I;
В. в 1740 г. Фридрихом Великим. - Как называется памятник и место, где он расположен? (Кафедральный собор, Остров Канта.)
- Чьё имя носит этот сквер и в честь какого события он был заложен? (Сквер Людвигаса Резы, литовского просветителя, ученика Им. Канта, преподавателя Кёнигсбергского Университета. Сквер был подарен калининградцам в честь 750-летия города. Финансировал строительство Совет 6 городов Литвы: Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, Неринги, Паневежеса и Шауляя. В сквере установлено 6 именных скамеек по числу литовских городов).
- Как называются эти музеи города? (Музей Янтаря, Музей Мирового океана, Королевские ворота.)
Учитель: С историей города связаны судьбы выдающихся государственных деятелей, деятелей науки и культуры. Перед вами портреты выдающихся исторических личностей. (Учитель вывешивает портреты Петра I, Наполеона, И. Канта, Н. Коперника).
- Назовите имена этих людей и объясните, как их судьба связана с историей нашего города.
Петр I – русский царь, основатель г. Санкт – Петербурга, создатель российского флота, неоднократно посещал Кёнигсберг и Восточную Пруссию, в том числе в составе Великого Посольства в 1697 году. Получил в дар от прусского короля Янтарный кабинет.
Наполеон – император Франции, чьи войска вторглись в Россию в 1812 году, великий полководец. На территории Восточной Пруссии произошло два крупных сражения его войск с армиями России и Пруссии.
Иммануил Кант – великий немецкий философ, профессор Альбертины, родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге, никогда не покидал город.
Николай Коперник – известный ученый-астроном. Родился в Польше. Сделал открытие о том, что планеты вращаются вокруг Солнца. Посетил Кёнигсберг в 1541 году.
- Как назывался Кенигсбергский университет? (Альбертина)
- Назовите три улицы города, названные в честь героев Великой Отечественной войны.
Конкурс № 3 Эрудит-лото.
- Как называются цветные стекла в окнах, дверях, ширмах, а также картинка или композиция, выполненная из стекла?
А. мозаика
Б. витраж
В. фреска - Исторические источники, представленные в музее для осмотра посетителям, называются
А. экспортеры
Б. экспонаты
В. экспертизы - Какое из слов не обозначает жанр живописи?
А. портрет
Б. натюрморт
В. пейзаж
Г. иконописец - В каком городе расположен Храм Василия Блаженного?
А. в Санкт-Петербурге
Б. в Москве
В. в Новгороде - Картины художника И. К. Айвазовского изображают морские пейзажи. Как называют художника?
А. пейзажист
Б. маринист
В. анималист
Г. портретист
Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.
III. Итоги интеллектуальной игры.
(Награждение команд.)
Учитель: Какова была тема интеллектуальной игры?
- Что можно отнести к символам городов?
- На какой вопрос должны были ответить в ходе интеллектуальной игры? (Как связаны между собой тема интеллектуальной игры «Символы городов» и тема проекта «Дипломатическая миссия культуры?)
- Готовы ли теперь ответить на этот вопрос? (Мы говорили о достижениях человечества на протяжении его истории, т. е. о культурном достоянии. Каждый народ гордится своим культурным достоянием и с удовольствием знакомит с достижениями культуры представителей других государств и народов. Так культура становится общим достоянием, объединяет людей. В этом и заключается ее дипломатическая миссия.)