Цели урока:
- Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития; с историей российского флага.
- Учить сравнивать материалы различных исторических источников и делать выводы;
- Способствовать пробуждению в душах детей настоящего патриотизма, открывая им истинные национальные ценности.
Оборудование:
изображения гербов России, гербы российских городов, семейные гербы; флаги; Т.С. Голубева “ Государственная символика России”; Е.В. Саплина, А.И. Саплин “Введение в историю”; видеозапись “Сие место поле Куликово”, И. К.История Руси Великой от начала веков, Е.В. Саплина, А. И. Саплин “Путешествие в историю”.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. - У нас сегодня необычный урок, где много гостей. Давайте поприветствуем их, и как гостеприимные хозяева приглашаем вас, пройти вместе с нами, по дороге истории возникновения и развития символики нашего государства
II. Повторение изученного.
У. - Ребята у кого карточки работают самостоятельно. КАРТОЧКА № 1
- Впишите в таблицу, какие животные символизируют качества перечисленные ниже:
1. Свирепость |
1. |
2. Расцвет, успех. |
2. |
3. Бдительность, осторожность. | 3. |
4. Непобедимость. |
4. |
КАРТОЧКА № 2
|
|||
красный |
голубой |
зелёный |
чёрный |
|
- Используя графические изображения цвета, закрасьте гербы следующими цветами.
У. – Начнём нашу экскурсию с того, что обратимся к истокам геральдики и объясним, чем занимается наука геральдика?
Д. Геральдика – наука, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления новых.
У. - У каждого государства, области, города есть свои священные символы, которые человек должен почитать и уважать. Перед вами гербы городов.
У. - Расскажите и покажите, какой из них вам запомнился и понравился.
У. - Очень часто мы в речи слышим выражения: “Большая Родина, малая Родина, что это значит”?
Д. - Наш город Пугачёв- это малая Родина, тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Малая Родина –
Островок Земли
Под окном смородина,
Вишни расцвели
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья,
Ласковая, милая
Родина моя!
У. - То, что у нашего славного города есть герб, вы знаете. А как он выглядит и что символизирует, расскажите, пожалуйста.
У. - А есть ещё меньшая Родина. Что бы вы отнесли к маленькой Родине?
Д. Семья.
У. - Обратите внимание на выставку семейных гербов и попробуйте проникнуть в тайны каждой семьи. Желающие расскажут нам о своём гербе.
Д. (Рассказывают о своем семейном гербе).
III. Сообщение темы и цели урока.
У. - Все семьи разные, но объединяет нас то, что мы живём в одном государстве и у нашего государства тоже есть герб.
У. - Как вы думаете должны ли граждане нашей страны знать историю возникновения символики нашего государства?
У. - Сегодня мы будем говорить о символике нашего государства.
У. - Я вас приглашаю в зал 15 века. <Рисунок 1>
Рассказ учителя:
- В этом веке герб России двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире долговечных гербов! Принятие этого герба связано с именем Ивана 3 Васильевича (1404-1505), великого князя московского. Двуглавый орёл в качестве государственного герба появился на Руси вместе с Софьей Палеолог племянницей последнего византийского императора, которая стала женой великого князя Ивана 3
Первоначально по византийской традиции, орёл был золотого цвета с опущенными крыльями вниз. И только с 17 века орёл поднимает крылья. А при Петре 1 золотой цвет был изменён на чёрный.
По мере роста территорий России к гербу добавляются символы новых земель городов. Двуглавый орёл как Российский герб существовал до 1918 года, после чего был упразднён и заменён гербом СССР.
На пороге 21 века двуглавый орёл снова становится символом России.
IV. Работе с текстом:
У. - У вас на столе есть текст, прочитав, его вы узнаете о гербе Российской Федерации.
а) ТЕКСТ.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, а в левой держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще, поражающий копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона/ <рисунок 2 >
У. - Ребята в тексте вам встретились слова скипетр и держава. Кто сможет объяснить значение этих слов (словарная работа на доске: скипетр и держава).
Д. Скипетр греческое слово обозначает жезл украшенный резьбой и драгоценными камнями – символ царской власти.
У. - На гербе у орла две головы, три короны, в лапах скипетр и держава, а что они символизируют?
У. - А подробнее вас с этим познакомит: (дополнительный материал подготовлен учащимися).
Д. б) Дополнительный материал:
“Двуглавый орёл символ вечности России, символ сохранения в чистоте в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю 3-х восточнославянских народов – русских, белорусов и украинцев. Скипетр и держава в когтях орла образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских”.
У. - Две головы орла, о чём напоминают?
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали
Настало время отдыхать
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять.
Встали прямо вытянули руки вдоль туловища – как орёл в 15 веке. Посмотрели вправо, влево, на запад, восток. Плавно поднимаем руки вверх, опускаем вниз. Мы летим над страной на своих мощных крыльях, смотрим всё ли в порядке.
У. - Мы переходим в следующий зал. Перед вами два полотнища, как они называются?
Д. Флаги.
У. - От какого слова произошло слово “флаг”?
Д. От греческого слова, что означает сжигать, гореть, озарять.
У. - С глубокой древности восточные славяне – русы, имели свои слова для обозначения флагов. – Какое это слово и что оно означает?
Д. Стяг, жердь, палка, шест.
У. - Стягами назывались и древнерусские знамёна. Сейчас мы посмотрим видеозапись, и вы увидите, какое знамя вдохновляло воинов и что было изображено на нём? < Рисунок 3>
У. - Так что же вдохновляло воинов?
Д. Их вдохновляло знамя, данное Сергием Радонежским со словами: “Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов”.
У. - Этот стяг – знамя был тёмно - багряного, червленого, как тогда говорили цвета.
Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами.
В России право на существование имеет, прежде всего, черно – золото- белый флаг, поскольку в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державного орла; золотой- фон герба, принятого ёще Иваном третьим, белый цвет одежд Святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отчества. Этот флаг существовал вплоть до Петровских времен.
В январе 1705 года Петр 1 издал указ о даровании бело – сине- красного флага коммерческим торговым судам.
Каждый из Российских монархов вносил свои поправки в государственную символику. За период царствования каждого из них происходили заметные перемены в русском обществе, расширялись границы страны.
Окончательный вопрос о бело – сине- красном флаге решился при Николае II 9 апреля 1896году Особое совещание при министерстве юстиции постановило: “народным” или “государственным” для всей империи, в том числе для Финляндии и Польши флагом должен окончательно считаться бело – сине- красный и никакой другой. Все прошлые черно – желто- белые флаги подлежали не медленной замене.
Я вам уже сказала, что с изменением власти в России появляются изменения в государственной символике. Так вот: с установлением Советской власти государственным флагом становится флаг красного цвета с изображением серпа и молота.
Очередная неопределённость с этим государственным символом возникла в 2000 году.
По решению государственной думы и Президента Россия вступила в 21век с бело – сине- красным государственным флагом.
VI. Работа в группах.
У. - Государственный флаг РФ – официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяется Федеральным конституционным законом. По русским обиходным понятиям красный цвет означает: отвагу, героизм, огонь. Синий - небо, духовность веру. Белый – мир, чистоту, правду, благородство. < Рисунок 4>
У. - Каждый цвет что-то символизирует, об этом вы узнаете из текста. Работать будете в группах, вам нужно найти ответ на свой вопрос. (1ряд, что означает красный цвет, 2 – синий, 3 – белый.) проверка.
У. - От каждой группы выбирается один человек, который отвечает на вопрос.
У. - Ребята сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушали меня и моих помощников экскурсоводов.
У. - Перед вами дерево, которое символизирует развитие геральдики. На нём пронумерованные таблички с вопросами, вам предстоит ответить на заданные вопросы.
У. - А остальные будут консультантами, им поможет в этом материал учебника на странице 83.
- Какой цвет имел 1 Российский флаг?
- Кто издал указ о даровании коммерческим торговым судам флага?
- Что постановило особое совещание при министерстве юстиции 1896 году?
- Цвет флага при советской власти?
- С каким флагом Россия вступила в 21 век?
У. - Ребята, а где в жизни вы встречали подтверждение того, как граждане с уважением относятся к символике государства?
У. - Сейчас ребята вы будете работать в парах. Вам нужно разгадать кроссворд и найти ключевое слово. Кто выполнит, просигналит нам.
1. Кроссворд
По горизонтали:
1.Герольд в переводе с немецкого языка
означает…
2.Оборотная сторона монеты.
3.Ребро или боковая сторона монеты.
4. Слово, которое происходит от глагола “рубить”
По вертикали:
1. Символика государства
(1.Глашатай, 2. Резьба. 3. Гурт. 4. Рубль.) Ключевое слово: ГЕРБ.
2. Кроссворд:
По горизонтали:
1.Форма герба.
2.Символ успеха, расцвета (цветок)
3. Лицевая сторона монеты.
4.Название старинной русской монеты.
По вертикали:
1. Символика государства
Ответы: (1. Французский. 2. Лилия, 3. Аверс. 4. Ногата.) Ключевое слово: ФЛАГ.
3. Кроссворд:
По горизонтали:
1.Символ неустрашимости, свирепости.
2.Житель Рима.
3.Слово, которое означает “предупреждаю,
предостерегаю”.
4.Специальная наука, изучающая монеты.
По вертикали:
1. Символика государства.
Ответы:(1. Гриф, 2.Римлянин,3. Монео,4. Нумизматика). Ключевое слово: ГИМН.
У. Какие ключевые слова получились ?
Д. Герб, флаг, гимн
У. - Герб, флаг, гимн – как можно назвать одним словом?
Д. Символы государства. <Рисунок 5>
У. - Для любого современного государства его символы существуют в триединстве.
VII. Итог урока.
У. Символы государства это история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства нужно относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на государственный герб и флаг во всех странах мира воспринимаются, как знак неуважения и враждебности к стране, её народу.
Наша экскурсия подошла к концу. – Что нового вы узнали?
VIII. Домашнее задание.
У. - Дома я предлагаю вам познакомиться с произведениями, в которых описывается, как во время войны, рискуя своей жизнью, спасали знамя. Также прошу вас найти в периодической печати толкование триколора российского флага и три короны на гербе.
IX. Оценки.
У. Благодарю вас за урок. Вы молодцы. Скажите себе: Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия.