Цель: развитие связной речи и певческих навыков детей.
Задачи:
Образовательные.
- Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах.
- Упражнять в описании объекта в определенной последовательности и без неоправданных повторений. Продолжать учить двигаться в соответствии с характером музыки.
Развивающие.
- Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
- Упражнять в выразительном чтении знакомого стихотворения по ролям.
- Формировать певческие навыки: упражнять в отчетливом пропевании слов, в умении своевременно начинать и заканчивать песню.
- Продолжать развивать умение выслушивать ответ товарища и дополнять его.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к музыке, заботливое отношение к птицам.
Словарная работа: активизировать в речи названия птиц, выражения: перелетные птицы, перо.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приемы: проблемная ситуация, игровая мотивация, составление детьми описательных рассказов, составление детьми загадок-описаний, пение песни, объяснение, указание, поощрение, пример товарища, напоминание, чтение стихотворения по ролям, загадки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, беседы о птицах, составление рассказов, лепка и рисование птиц, чтение рассказа И.Соколова-Микитова “Улетают журавли”, заучивание стихотворения “Ты скажи мне, реченька…”
Материал и оборудование: аудиозапись: “голоса птиц”, перо, иллюстрации “Дятел”, “Снегирь”, письмо синички, ноты “Скворушка прощается”
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал, встречает музыкальный руководитель.
– Здравствуйте, дети! Послушайте, о ком я говорю.
“Они летать умеют
Их пух и перья греют”. (Птицы) (Подводить детей к окну)
– Я хочу рассказать вам о том, что несколько дней подряд вот к этому окну прилетает синица. Мне кажется, что она хочет мне что-то рассказать…
В. Вы думаете, что птицы умеют говорить?
Упражнение “Дополни предложение”
В. Расскажем, что умеют делать птицы. Я начну первая: “Птицы умеют прыгать”.
(Дети повторяют начало предложения и дополняю: летать, петь,. чирикать, свистеть, ловить насекомых, плавать, кричать, стучать, голосить, куковать, махать крыльями….)
Муз. руководитель. Вспомним, как поет кукушка…
Распевка: “Кукушка”.
В. Послушайте о ком я говорю: “Они собираются в стаи и улетают в теплые края”? (Перелетные птицы.) (Дети стоят в кругу.)
– Почему их называют перелетными? Вот посмотрите какая-то птица, улетая в теплые края, бросила нам перышко (показывает перышко). Как вы думаете, кто мог бросить нам перо? (Дети перечисляют перелетных птиц, отвечают предложением “Это могла быть ласточка…, может перо бросила утка…и т.п.)
Музыкальный руководитель. Давайте на прощание споем птицам песню. (Дети садятся на стулья)
Песня: “Скворушка прощается”.
– Выходите в круг, поиграем в игру “Один-много”. Я называю одну птицу и даю вам перо, а вы называете много птиц и возвращаете мне перо. Все дети проверяют, правильно ли выполнили задание.
(Один грач – много грачей, один снегирь – много снегирей, она ласточка – много ласточек, один дятел – много дятлов, один скворец – много скворцов, один стриж – много стрижей, голубь-голубей, одна ворона – много ворон, один воробей – много воробьев).
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам поиграть в игру “Летал, летал воробей”.
Музыкальная игра “Летал, летал воробей”.
Музыкальный руководитель. Отгадайте музыкальную загадку: “Как вы думаете, это какая птица?” (Дети высказывают свои предположения.) (2–3 загадки). (Сидят на стульях)
– Сейчас дети сами придумают загадки– описания, а вы попробуйте отгадать. (Воспитатель на ушко говорит детям каких птиц они должны описать). (2–3 )
– Послушайте мою загадку:
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не гладит,
Все стучит, стучит, стучит.
Посмотрите, какой красавец! (Воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию дятла)
Еще одна загадка:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тук как тук! Вот он какой! (Выставляет снегиря)
– Кто хочет рассказать о дятле? Вспомните, с чего начинаем рассказ.
– Кто хочет рассказать о снегире?
– Чей рассказ вам понравился и почему?
– Выходите в круг. Я хочу послушать знакомое стихотворение “Ты скажи мне, реченька…”. Кто желает быть речкой? А путниками будут Егор, Даша и Саша. Читаем стихотворение выразительно. Люба объяви наш номер.
Музыкальный руководитель. Знаете, мне все-таки кажется, что синичкам о чем-то хотела нас попросить. (Подходят к окну, на подоконнике конверт)
– Что это? (Воспитатель читает)
“Скоро белые метели
Снег подымут от земли,
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Ребята, скоро все будет покрыто снегом, нам, птицам, трудно будет найти корм. Не забывайте о нас”.
– Как вы думаете, о чем нам напоминает синичка? (Высказывание детей.) Мы обязательно повесим кормушки и будем заботиться о птицах всю зиму. (Включить аудиозапись – пение птиц.)
Итог. Что вам запомнилось на занятии?