Пояснительная записка
Важную роль в решении общеобразовательных и воспитательных задач играет контроль за знаниями учащихся, который позволяет установить уровень усвоения материала.
Представленный урок является обобщающим и проводится после изучения темы «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», поэтому используется форма зачёта. На данном уроке в качестве основного метода контроля знаний используется тестирование, а также письменная проверка, включающая в себя разного уровня творческие задания.
Функция контроля и проверки представлена разными формами работы: самопроверка, взаимопроверка, контроль с использованием компьютера.
Информационные технологии позволяют осуществить тестирование с помощью компьютера. Тесты были созданы мной в прикладных программах Microsoft Power Point и Microsoft Excel. Так как итоговую оценку за каждый тест выставляет компьютер, это позволяет адекватно оценивать уровень знаний всех учеников. Кроме этого, тестирование помогает проверить практические навыки учащихся при работе с данными прикладными программами.
Письменные задания позволяют развивать творческое и логическое мышление учащихся, а также углубить познавательный потенциал любого ребёнка. Всё это способствует более качественной проверке усвоения материала учащимися по данной теме.
Для снятия локального утомления при работе за компьютером используются физкультминутки. Кроме этого, здоровьесберегающая среда на уроке представлена сменой видов деятельности, разнообразием заданий, что позволяет снизить уровень утомляемости учащихся и приводит к более высоким результатам.
Материал данного урока можно использовать также в качестве итогового контроля по отдельным темам: «Компьютерная память», «Операционная система», «Архитектура ЭВМ», «Состав и назначение устройств компьютера» и т.д.
Учебный материал, представленный на уроке, сосредоточен в учебниках «Информатика и информационные технологии» 10-11 класс, автор Н.Г. Угринович и «Информационные технологии» 10-11 класс, автор Ю.А. Шафрин.
Конспект урока по информатике (11 класс)
Задачи:
- Проконтролировать и оценить знания по данной теме, на основе тестирования и письменных заданий;
- Продемонстрировать использование здоровьесберегающих технологий на уроке информационных технологий.
Здоровьесберегающие технологии:
- Чередование разных видов деятельности;
- Разнообразие заданий;
- Зарядка «Наши чувства»;
- Наглядность;
- Заинтересованность учащихся;
- Смена рабочих мест, для выполнения заданий;
- Дружеская атмосфера на уроке.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, презентация, зачётный лист с заданиями.
Формы работы учащихся: индивидуальные и в парах.
План урока:
- Вводная часть (5 мин.);
- Выполнение заданий (30 мин.);
- Подсчёт баллов и подведение итогов (5 мин.).
Ход урока
1. Вводная часть
Учитель: - Здравствуйте, садитесь.
Учащиеся: - Приветствуют учителя.
Учитель: - Сегодня на уроке мы сдаём зачёт по теме: «Аппаратное и программное обеспечение компьютера» (слайд 1, приложение 1). Каждому из вас в течение 30 минут предстоит выполнить 8 заданий: 4 тестовых и 4 письменных. Тесты выполняются за компьютером, а письменные задания – за рабочим столом. У вас на парте лежит зачётный лист, приступаем к его заполнению (слайд 2, приложение1).
Зачётный лист
Ф.И. _____________________________________________________
Класс_________________ Дата проведения ____________________
|
Магистраль |
Внутренняя память |
Основные понятия |
Состав операционной системы |
Найдите в «волшебном» квадрате слова, … |
Ответ ищи в приведённом слове |
Определите правило шифровки и расшифруйте … |
Найди соответствия |
Количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое количество баллов ________________
Оценка за зачёт ___________________________
Учитель: - Послушайте рекомендации по заполнению зачётного листа:
а) указываем свою фамилию, имя, класс, текущую дату;
б) для заполнения строки «Количество баллов» в первые 4 ячейки вы заносите баллы, поставленные компьютером за выполнение тестов. Остальные ячейки заполнит ваш сосед по парте в конце урока.
Учащиеся: - Заполняют зачётный лист.
2. Выполнение заданий
Учитель: - Работать будем по вариантам. 1 вариант - выполняет тесты (слайд 4, приложение 1), в течение 12 минут, а затем делает зарядку. Для открытия тестов использовать ярлыки на рабочем столе. Тестовые задания представляют собой 2 теста по 7 вопросов каждый, созданные в программе Microsoft Power Point и 2 теста (один которых 6 вопросов, а другой 7 вопросов), созданные в программе Microsoft Excel.
Тесты, созданные в программе Microsoft Power Point
Тест «Магистраль» (приложение 2):
- Компьютер является универсальным автоматическим устройством для работы с …
а) информацией; б) знаниями; в) знаками; г) сведениями.
- Контроллер оперативной памяти называют …
а) южный мост; б)западный мост; в)восточный мост; г)северный мост.
- Контроллер внешних устройств называют …
а) южный мост; б)западный мост; в)восточный мост; г)северный мост.
- Шина, разрядность которой определяется разрядностью процессора
а) обмена; б) управления; в) адреса; г) данных.
- Частота процессора в несколько раз …частоты системной шины
а) меньше равно; б) больше; в) меньше; г) больше равно.
- Физический канал передачи электрических сигналов
а) блок; б) модуль; в) архитектура; г) шина.
- Адреса памяти внешних устройств передаёт шина…
а) данных; б) адреса; в) обмена; г) управления.
Правильный ответ: а) г) а) г) б) г) б).
Тест «Основные понятия» (приложение 3):
- Объём оперативной памяти 1Кбайт. Укажите адрес последнего байта
а) 1023; б) 1022; в) 1024; г) 1025.
- Объём сектора равен…
а) 500 байт; б) 1000 байт; в) 1024 байта; г) 512 байт.
- Объём оперативной памяти 1Кбайт. Длина машинного слова 4байта.Сколько будет машинных слов?
а) 250; б) 255; в) 256; г) 512.
- Скорость записи и считывания жёсткого диска
а) 21 Мб/с; б) 50 Кб/с; в) 7,8 Мб/с; г) 133 Мб/с.
- Ёмкость дискеты
а) 1,41 Мбайт; б) 1,42 Кбайт; в) 1,44 Мбайт; г) 1Гбайт.
- Разрядность шины данных
а) 62; б) 38; в) 36; г) 64.
- Ёмкость CD-R диска
а) 600 Мбайт; б) 900 Мбайт; в) 700 Мбайт; г) 800 Мбайт.
Правильный ответ: а) г) в) г) в) г) в).
Оценку выставляет сама программа.
Тесты, созданные в программе Microsoft Excel
Тест «Внутренняя память» (приложение 4):
- Совокупность устройств для хранения информации – это …
1) память; 2) процессор; 3) шина; 4) дискета.
- Разъём, в который устанавливают модуль памяти, называется…
1) чипсет; 2) генератор; 3) слот; 4) микросхема.
- Промежуточное запоминающее устройство – это…
1) оперативная память; 2) кэш-память; 3) шина; 4) постоянная память.
- Высоким быстродействием, но сравнительно малой ёмкостью характеризуется…
1) внутренняя память; 2)внешняя память; 3)BIOS;4)оперативная память.
- Сколько существует видов кэш-памяти
1)1; 2)2; 3) 3; 4) 4.
- Информацию о настройках компьютера (дата, пароль) содержит…
1) BIOS; 2) CD-ROM; 3) кэш-память; 4) CMOS.
- Программы для тестирования начальной загрузки операционной системы содержит…
1) BIOS; 2) CD-ROM; 3) кэш-память; 4) CMOS.
Правильный ответ: 1) 3) 2) 4) 2) 4) 1).
Тест «Состав операционной системы» (приложение 5).
Цифрами обозначены программы, входящие в состав операционной системы:
1)программы оболочки,2) драйвер, 3)утилиты,4) справочная система, 5)командный процессор,6) графический интерфейс.
Ответьте на вопросы и укажите соответствующий номер программы:
- позволяют обслуживать диски, выполнять операции с файлами, работать в компьютерных сетях.
- программа, которая обеспечивает управление работой устройств компьютера и согласование информационного обмена с другими устройствами.
- программы для работы с файловой системой.
- программа, которая позволяет оперативно получить необходимую информацию.
- запрашивает и выполняет команды пользователя.
- обеспечивает взаимодействие устройств, программ и человека.
Правильный ответ: 3) 2) 1) 4) 6) 5).
Оценку выставляет сама программа.
Зарядка «Наши чувства»:
- от страха сильно сжимаем глаза и широко открываем их от удивления (повторить 3 раза);
- любознательно смотрим влево и вправо, переводя по кругу глаза (повторить 3 раза);
- мы плачем, вытираем слёзы руками и массажируем нижнюю часть глазницы (повторить 5 раз);
- волнуясь, разминаем пальцы, последовательно ударяя ими о стол (повторить 4 раза);
- защищаясь, выпрямляем плечи и сжимаем их от боли (повторить 4 раза).
Учитель: 2 вариант - выполняет теоретические задания, в течение 15 минут (слайд 5).
1 Задание.Найдите в «волшебном» квадрате слова, соответствующие элементам компьютера (слайд 6, приложение1).
в |
д |
г |
э |
ф |
д |
а |
ы |
й |
у |
с |
п |
ф |
е |
м |
ф |
у |
п |
м |
и |
к |
р |
о |
с |
х |
е |
м |
с |
с |
о |
я |
п |
л |
а |
т |
а |
е |
т |
р |
а |
я |
ы |
т |
к |
м |
ц |
е |
м |
н |
ы |
й |
е |
е |
п |
о |
р |
ц |
ф |
м |
б |
ц |
о |
а |
р |
ф |
й |
м |
о |
л |
ц |
а |
м |
п |
ь |
н |
м |
т |
о |
к |
н |
м |
Правильный ответ: процессор, микросхема, системная плата, системный блок.
Максимальное количество баллов: 4 балла (слайд 11, приложение 1).
2 Задание. Ответ ищи в приведённом слове (слайд 7, приложение 1). [1]
В приведённых текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с памятью. Найдите эти термины.
Например: Для Остапа роль эта оказалась довольно лёгкой.
Ответ: ПАРОЛЬ (ОстаПА РОЛЬ).
Из всех своих пасек Торобов выделял одну - расположенную в северной части участка.
Только после этого Митя понял, где находится на диске так называемая «таблица размещения файлов».
Правильный ответ: сектор, дискета.
Максимальное количество баллов: 2 балла (слайд 12, приложение 1).
3 Задание. Определите правило шифровки и расшифруйте названия элементов компьютера (слайд 8, приложение 1)
- Стктаюнтеюрт
- Мтоюнтиюттоюрт
- Птртоюцтеюстстоюрт
- Дтжтоюйтстттиюкт
- Мтыюштктаю
- Штиюнтаю
- Птртиюнтттеюрт
- Птлтоюттттеюрт
Выписать устройства ввода и вывода.
Правильный ответ: сканер, монитор, процессор, джойстик, мышка, шина, принтер, плоттер.
Устройства ввода: сканер, джойстик, мышка.
Устройства вывода: монитор, принтер, плоттер.
Максимальное количество баллов: 8 баллов + 6 баллов (14 баллов) (слайд 13, приложение1).
4 Задание. Найти соответствия (слайд 9, приложение1). Перед вами - таблица с двумя колонками. Найдите соответствие между терминами и определениями. Укажите пары номеров соответствующих ячеек. Например: 1-8,…
1. Неопасные вирусы |
1. Программа, которая может размножаться, скрытно внедрять свои копии в файлы и загрузочные сектора диска. |
2. Опасные вирусы |
2. Просто размножаются, но не предпринимают ни каких попыток к уничтожению информации. |
3. Очень опасные вирусы |
3. Заражают файлы документов WORD и электронных таблиц EXCEL. |
4. Файловые вирусы |
4. Записывают себя в загрузочные сектора дисков. |
5. Загрузочные вирусы |
5. Проникают с серверов файловых архивов. |
6. Макровирусы |
6. При каких либо условиях они пытаются удалить отдельно взятую информацию |
7. Сетевые вирусы |
7. Внедряются в исполнимые файлы и активизируются при их запуске. |
8. Вирус |
8. Уничтожают информацию целиком или портят компьютер. |
Правильный ответ: 1-2, 2-6, 3-8, 4-7, 5-4, 6-3, 7-5, 8-1.
Максимальное количество баллов: 8 баллов. (слайд 14, приложение 1).
Учитель: - По истечении времени учащиеся меняются местами. Через 30 минут выполнение работ прекращается и все возвращаются на своё прежнее место.
3. Подсчёт баллов и подведение итогов
Учитель: - Все задания выполнены. Осталось проверить их правильность.
Для этого вы меняетесь зачётными листами.
Учащиеся: - Сверяют работы с правильными ответами на слайдах (10,11,12,13,14), оценивают их и выставляют баллы в зачётный лист.
Учитель: - Сейчас считаем итоговое количество баллов и ставим оценку. Критерии оценки: (слайд 15, приложение 1).
«5» - 41-48 баллов
«4» - 31-40 баллов
«3» - 24-30 баллов
Учащиеся, заработавшие менее 24 баллов, получают оценку 2. Предлагаем вам ещё раз повторить пройденный материал и пересдать зачёт. Остальные учащиеся зачёт сдали.
Особая благодарность тем, кто сдал зачёт на «4» и «5». Все оценки будут выставлены в журнал. Урок окончен, до свидания!
Литература
- Златопольский Д.М. «Сборник заданий для внеклассной работы по информатике»- Москва: Чистые пруды,2006 г.
- Семакин И.Г. «Базовый курс», учебник 7-9 класс – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 год.
- Семакин И.Г. «Задачник-практикум», 2 часть– Москва: Бином. Лаборатория Знаний, 2002 год.
- Угринович Н.Г. «Информатика и информационные технологии» – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2003 г.
- Шафрин Ю.А. «Информационные технологии», 2 часть– Москва: Бином. Лаборатория Знаний, 2003 год.