Цели:
- закрепить знание состава числа 10;
- продолжить работу по формированию навыка взаимосвязи сложения с вычитанием (на основе знаний состава чисел от 2 до 10);
- развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
- активизировать познавательную деятельность учащихся при изучении мер времени, временных представлений;
- осуществлять межпредметные связи (математика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение);
- воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания, ответственности за себя как часть коллектива, за своих товарищей.
Оборудование: Доска, мел, таблица, магнитофон (музыкальное сопровождение физкультминуток).
План урока.
- Организационный момент.
- Устный счет.
- Самостоятельная работа с использованием материала тетрадей на печатной основе, таблицы, дидактического материала
- Творческая работа.
- Чтение стихов о мерах времени, демонстрация моделей часов, их назначение, отгадывание загадок.
- Закрепление знаний о составе числа 10.
- Творческое домашнее задание: составить картинку из деталей, наклеить на бумагу (заготовки выполнены на уроке труда) "Весёлый будильник".
- Подведение итогов работы на уроке.
Примечание: физкультминутки (музыкальные, речевые) проводятся 2-3 раза на уроке по мере необходимости (обязательно на каждом уроке).
Работаем под девизом: "На минутку опоздаешь - за час не догонишь!"
Ход урока
I. Организационный момент.
Все готовы к уроку, покажем, как умеем считать, складывать и вычитать в пределах 10, смекать, отгадывать. На уроке вас ждут сюрпризы и приятные неожиданности. Начнем с разминки.
II. Разминка. Устный счет.
1) - К 2 прибавить 5.
- Сумма чисел 7 и 2.
- Разность чисел 8 и 5.
- Увеличить 3 на 4.
- Уменьшить 7 на 3.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 3, найдите разность.
2) "Лесенка" 2 команды, по 1 человеку от каждой у доски.
Повторяем состав числа 10
3) Геометрический материал.
- Сколько фигур на плакате?
- Какие это фигуры?
- Чем отличаются?
- Сколько треугольников?
- Чего больше? на сколько?
III. Самостоятельная работа.
Каждой команде - своё задание, работы выполняются на листочках, где наклеены картинки "будильник", "песочные часы".
B-I |
|
|
|
|
B-II |
||||
|
|
>,<,=? |
|
|
|
|
|
|
>,<,=? |
10-6 |
10-7 |
10*9+1 |
|
|
|
|
10-1 |
10-4 |
10*8+2 |
10-2 |
10-3 |
10*8-1 |
|
|
|
|
10-9 |
10-8 |
10*7+1 |
10-8 |
10-9 |
10*7+2 |
|
|
|
|
10-3 |
10-6 |
10*9-2 |
10-4 |
10-1 |
10*6+3 |
|
|
|
|
10-7 |
10-2 |
10*6+4 |
Задача.
Решение.
3+7=10 к
Ответ: всего 10 к.
(Задача из учебника математики, стр. 80, №3, краткую запись выполняет 1 уч-ся на доске, ответы сверяются.)
IV. Коллективная работа творческого характера.
Тетради на печатной основе, стр.31, 32 задания № 1 – 4.
V. Путешествие в Страну времени.
1) Учебник "Ознакомление с окружающим миром" стр.68.
2) При помощи какого механизма мы определяем время? (по часам)
- Время - это секунды, минуты, часы, дни, сутки, недели, месяцы, года, столетья.
3) Загадки:
- Семь братьев рядом живут, а один к другому в гости не ходят. (дни недели)
- У меня есть малютки,
зовут их...? (минутки)
Если вместе их собрать
Обо мне ты будешь знать.
(час, время) - Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
(часы)
На час опоздал - за год не догонишь. (Уч-ся читают, инсценируют в костюмах.)
Королевство минуток.
- Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела. - Шестьдесят секунд промчались -
И минутой оказались. - Ну а 60 минут
Целый час с собой ведут. - Час за часом двадцать раз
И 4 про запас. - Сутки полные проходят
День и ночь с собой уводят. - Вот неделя. В ней 7 дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка - среда-
Третьим днем была всегда.
А четверг - 4-й день-
Шапку носит набекрень.
5-й - пятница - сестрица-
Очень модная девица.А в субботу - день шестой-
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье –
Назначаем день веселья.4 недели, 4 недели
Они целым месяцем стать захотели.
Но месяц сказал им: "Чуть-чуть подождите,
От пятой хотя бы немного возьмите!"12 месяцев в году
В свою играют чехарду.Январь очень любит на санках кататься,
Февраль очень любит снежками кидаться,
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли,А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать,
А август - любитель грибы собирать.Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льет дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озера.
Декабрь на окнах рисует узоры.И вот с декабрем завершается год,
Он елку ребятам в подарок несет.
Сто лет пробежит - и закончится век,
И время не может замедлить свой бег.
VI. Закрепление знаний о составе числа 10.
Задачи с любимыми героями.
- Красная Шапочка несла бабушке 7 пирожков с капустой и 3 пирожка с вареньем. Сколько всего пирожков несла внучка?
- Почтальон Печкин принес в Простоквашино 5 телеграмм и 5 писем. Сколько всего писем и телеграмм он принес?
- На приеме у доктора Айболита было 10 зверей. Он вылечил 2-х зайчат. Сколько зверей осталось вылечить?
- Пятачок принес Кролику 10 морковок. 3 морковки. Кролик съел. Сколько морковок осталось?
- Попугай принес Обезьянке 4 банана, а Слоненок 6 бананов. Сколько всего бананов принесли Обезьянке?
- Белоснежка положила в тарелку 10 яблок. 7 гномов съели по 1 яблоку. Сколько яблок осталось в тарелке?
- Золушка перебрала 8 кг крупы, ей осталось перебрать ещё 2 кг. Сколько всего кг. крупы нужно перебрать Золушке?
Задачи в стихах.
Две веселые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по 5,
Чтобы было что читать.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи?
(5+5).Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду.
Черных 6, 4 белых.
Всех их сколько? очень смелых.
(4+6)Белочка грибы сушила,
Только посчитать забыла.
Белых было 7 грибов,
Да ещё масляток 3
Кто ответить мне готов,
Сосчитали все грибы?
(3+7)Восемь птиц на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
(2+8)В кормушке сидели 9 синиц,
К ним прилетела одна.
Сколько же птичек решили
отведать зерна?
(1 +9)
Подведение итогов работы.
VII. Домашнее задание.
VIII. Подведение итогов урока.
Литература:
- М.И. Моро и др. Математика 1кл.
- Рабочая тетрадь к учебнику
- А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” 1кл.