Цели урока:
- обобщить знания по теме;
- развивать вычислительные навыки;
- воспитывать сознательное отношение к уроку.
I. Организационная часть. Приложение.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, нам предстоит освободить принцессу, заточенную в высокой башне за морем, а туда будем добираться автобусом, затем на воздушном шаре и наконец кораблем. Итак, поехали, счастливого пути.
II. Проверка знаний.
1) Определите порядок действий в примерах и найдите значение выражений:
600 : 12 + 18 * 2; 600 : (12 + 18) * 2; (600 : 12 + 18) * 2.
2) Прочтите выражения:
m : 2; 12 * n ; m : 2 + 8 * n ; 15 : (100 – x); (x + 2) : 5
3) Составьте выражение для нахождения периметра фигур:
4) Решите уравнения устно:
Х * 25 = 125;
X : 5 = 25;
204 : X = 102
5) Мальчики пошли на рыбалку. Улов был удачным. Поймали 17 щук, 25 карасей и 12 окуней. Могут ли ребята всю рыбу разделить на 2, 5, 10, 3, 9 частей? (Как называются числа, которые делятся на данное число, а как называются числа, которые делят данное число?)
III. Решение уравнений, задач, примеров.
На данном этапе мы с вами должны будем перелететь на воздушном шаре через болотистую местность. Как быстро у нас с вами это получится?
1-й ученик. Решить уравнение:
X * 70 + 60 * 3 = 250
X * 70 + 180 = 250
X * 70 = 250 – 180
X * 70 = 70
X = 70 : 70
X = 1
Проверка: 1 * 70 + 6 * 30 = 250
250 = 250
2-й ученик. Найдите значение выражения :
(12042 – 36 * 27) : (2052 : 38) = 205
С классом:
1. Упростите выражения:
25а – 18 +
30а,
48х – 25х + 27,
302в + 20 +
100в,
(32а + 8а) *
5.
2. Из ряда чисел 215, 44856, 555444, 835743, 708550, 555, 702, 117888 выберите те, которые делятся на 2, на 5. А какие числа из ряда делятся и на 2, и на 5? А на какое число делятся они еще?
3. Доказать, что 117888 делится на 3.
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами уже на палубе корабля и делаем зарядку на свежем воздухе:
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе: круговое вращение туловища влево (вправо)
- Ноги на ширине плеч, руки на поясе: повороты головы влево (вправо)
- Шагаем на месте с высоко поднятыми коленями.
4. № 612 из учебного пособия
1-й способ
- 60 * 3 = 180 (км) – путь за 3 часа.
- 250 – 180 = 70 (км) – путь за 2 часа.
- 70 : 70 = 1 (ч) – время на 1 участке.
Составим числовое выражение по нахождению времени:
(250 – 60 * 3) : 70.
Ответ: 1 час.
2-й способ. Как можно по-другому решить эту задачу? (Ученики: через уравнение)
Составляется уравнение: X * 70 + 60 * 3 = 250
Учитель: А встречалось ли сегодня именно такое уравнение?
Ученики: да.
Учитель: А если бы мы решали задачу через уравнение какой бы у нас получился бы ответ?
Ученики: 1 час.
5. № 739 из учебного пособия.
Х км/ч – скорость грузовой машины
2х км/ч – скорость легковой машины
(Х + 2х) * 4 км – общий путь, а по условию 480 км
Составим и решим уравнение:
(х + 2х) * 4 = 480
3х * 4 = 480
12х = 480
х = 480 : 12
х = 40 км/ч – скорость грузовой машины.
40 * 2 = 80 км/ч – скорость легковой машины.
III. Самостоятельная работа.
Вот мы и подошли к башне, на дверях висит замок, ключом к нему будет правильное решение самостоятельной работы.
- Из ряда чисел 132, 320, 861,154, 176, 180, 108, 315, 475, 425, 2205, 3024, 1000, 11100 выберите те, которые делятся на10, на 2 (на 5 , на 2)
- Докажите, что число 861 делится на 3 (2205 делится на 9)
- Решить уравнение: (7х + 4х) * 6 = 6930
(15х – 4х) * 5 = 5720)
Примечание: задание для 2-го варианта в скобках.
V. Домашнее задание. № 569 (3,4), № 751.