Урок музыки в 4-м классе по теме "Авторская песня"

Разделы: Музыка


Цель: “Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение”.

Задачи:

  • Познакомить ребят с жанром – авторская песня
  • Познакомить ребят с бардами и их творчеством.
  • Помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения авторской песни.
  • Обратить внимание учащихся на глубокий смысл авторских песен.
  • Развивать музыкальную грамотность, повторить знакомые термины и познакомиться с новыми.

Ход урока

Учитель: Приветствие детей и гостей урока.

Объявление темы и цели урока.

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с авторской музыкой, и мы послушаем и исполним некоторые бардовские песни.

Авторская песня – это песенный жанр, возникший в середине XX века.

Исполняется автором слов и музыки под гитару.

Основа этих песен – поэтичность текста и простота мелодии.

Авторскую песню называют бардовской. О бардах подготовился рассказать Лучников Дима.

Ученик:

Бард – певец (народный исполнитель собственных песен на собственные стихи). В СССР с определенного времени бардами стали называть людей, занимающихся самодеятельной песней в рамках Клуба Самодеятельной Песни. Авторские песни стали называть бардовскими.

Имена бардов:

Юрий Визбор
Александр Галич
Александр Городницкий
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Юрий Кукин
Олег Митяев
Александр Розенбаум и т.д.

Учитель: Возможно, вы знаете еще имена бардов, ведь этот список можно продолжить?

Об основателе жанра современной авторской песни Булате Окуджава нам расскажет Колышкина Люба.

Ученик:

Булат Шалвович Окуджава

Основатель жанра современной авторской песни (поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен).
Родился 9 мая 1924 года и до войны жил в Москве. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", Стихи писал с детства. Поэт был участником Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня “До свидания, мальчики”. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих слетов и фестивалей. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Его девиз – автор должен творить не на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Окуджава был достойным мастером своего дела. Ушел из жизни 12 июня 1997года.

Учитель: Спасибо, Люба, а сейчас мы послушаем отрывок его песни "Союз друзей".

Учитель: Ребята, вслушайтесь в текст, обратите внимание на слова, какие из них будут самыми важными в песне.

Краткий анализ прослушанной песни.

Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше. О Владимире Высоцком приготовилась нам рассказать Попова Лиля

Ученик:

Владимир Семенович Высоцкий.

Родился 25 января 1938 года в Москве, русский советский поэт, композитор и исполнитель, актер. Широко известен как автор песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни знало практически все население СССР. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну, гастролировал за рубежом. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы, пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне – все это и принесло ему широкую популярность.

Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Владимир Высоцкий, 1980год.

Ушел из жизни 25 июля 1980 года.

Учитель: Спасибо, Лиля, а сейчас мы послушаем отрывок его песни "О друге".

Учитель: Ребята, послушайте песню в исполнении автора.

Краткий анализ прослушанной песни.

Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше.

Александр Розенбаум, о нем нам расскажет Собашникова Полина.

Ученик:

Александр Яковлевич Розенбаум.

Композитор, автор-исполнитель собственных песен, бард, актер, народный артист России. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на “сцене с пяти лет”. В 1974 году окончил медицинский институт, сдав на отлично все государственные экзамены, получает диплом врача. Песни начал писать с 1968г. в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. У Александра Розенбаума стоял нелегкий выбор между профессией врача, либо карьерой певца. И проблема жизненного пути Александра Розенбаума решилась в пользу музыки. В 1980г. ушел на профессиональную эстраду. Играл в различных группах. В его творчестве не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной. Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Учитель: Спасибо, Полина, а сейчас я предлагаю послушать отрывок его песни "Вальс бостон".

Учитель: Ребята, вам знаком голос этого барда?

Краткий анализ прослушанной песни.

Учитель: Спасибо за ответы.

Олег Митяев, о нем нам расскажет Ветошкин Дима.

Ученик:

Митяев Олег Григорьевич

Родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве. Окончил Челябинский монтажный техникум, служил в армии, окончил Челябинский институт физкультуры. Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, завклубом, дворником. Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Снялся в нескольких фильмах. Песни пишет с 1980 на свои стихи. Для туристов и компанейской публики Олег Митяев – это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Кто любит авторскую песню, безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне " бардовской песни. Концерты Олега Митяева – всегда приятный сюрприз для публики. Выпускники клуба “Надежда” ездили на концерт Олега Митяева в Пермь. Он задушевно и просто общался со зрителями, отвечал на вопросы, непредсказуемо, остроумно и лирично. Билеты на концерт были бесплатными подарочным приглашением нашим ребятам. После концерта мы сфотографировались с Олегом Григорьевичем и получили его автографы.

Учитель: Спасибо, Дима, а что ты можешь добавить об Олеге?

Ученик: Я спою его песню “Изгиб гитары”.

Учитель: Спасибо, Дима, а сейчас я предлагаю послушать отрывок песни в исполнении автора"

“С добрым утром, любимая”.

Краткий анализ прослушанной песни.

Учитель: Спасибо. Следующим примером авторской музыки будет Афганская песня из репертуара “Голубых беретов” “Разговор с портретом”, в исполнении клуба “Надежда”

Разговор с портретом

Слова и музыка Ю. Слатова.

Дочка с папой говорит, у портрета стоя:
У меня котенок спит, плачет кукла Зоя
Во дворе мальчишка Сашка – у него собака
А еще машина есть, а еще есть папа...

Ах, когда же ты приедешь – мама обещала.
Я и кукла моя Зойка побежим к вокзалу,
Платье новое надену, как на день рожденья,
Мама торт нам приготовит – вот будет веселье...

Вместе мы пойдем с вокзала, чтобы знали все –
Что у Кати папа дома, а не на войне!
И девчонка тихо плачет, рядом плачет мама –
Никогда они втроем не придут с вокзала.

Лишь печальные глаза на большом портрете,
Да кровавая звезда на пурпурной ленте...
Во дворе мальчишка Сашка – у него собака,
А еще машина есть, а еще есть папа...

Учитель: Ваши впечатления? Ребята анализируют прослушанную песню.

Учитель: Предлагаю спеть песню “Кто вернет сына маме?”

Аккомпанемент будет играть солист нашего клуба Ветошкин Дима, и я ему помогу.

Кто вернет сына маме?

Музыка и слова Н.Н. Масловой.

Как прекрасно глаза его серые жизни блестели.
И в неполные 20 они умирать не хотели.
Только снайпер не встретил ясного взгляда мальчишки.
Хладнокровно расправился с юным солдатом – парнишкой.
Припев:
Кто вернет сына маме, а брата сестренке?
И не верится той одинокой любимой девчонке.
В то, что нет больше Женьки, что он не пройдет торопливо.
А цветы на могиле глядят, как глаза – так красиво.

В декабре шли бои, банды лезли, и всем было жарко,
А в глазах – белый снег, Новый год, мама, дом и подарки
Написал что вернусь, трудно слово сдержать, но придется.
Отстоим высоту, бой жесток, может все обойдется.
Припев:
Кто вернет сына маме, а брата сестренке?
И не верится той, повзрослевшей от горя девчонке.
В то, что нет больше Женьки,
Что он не пройдет возле школы,
А цветы на могиле глядят как глаза, но сурово.

Очень хочется жить и уехать домой поскорее.
Позабыть что стрелял, видел кровь – стать добрее, мудрее.
Только как бросить все, ведь сегодня друзья погибают.
Завтра снова пойдем, ведь чеченцы стреляют – стреляют.

Краткий анализ исполненной песни, ее создания.

Учитель: Сейчас предлагаю заполнить таблицу, я уверенна, что у вас получится.

Ребята заполняют на смарт доске таблицу:

Имя барда, его песня, которую прослушали. Вставляют слова напротив фотографии Окуджавы, Высоцкого, Розенбаума, Митяева, клуба “Надежда”.

Приложение 1, Приложение 2 можно получить у автора статьи.

Учитель: Молодцы, все правильно!

Учитель: Вот и все, что мы вместе с вами приготовили о бардах.

Ваши впечатления об уроке? – (Рефлексия).

За работу на уроке, и домашнее задание всем – 5!

Домашнее задание:

  • Сочинить четверостишье – “Мое впечатление об уроке”.
  • Звучит песня О. Митяева “Одноклассница”.

Учитель: Спасибо за урок! До встречи.