Цель: “Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение”.
Задачи:
- Познакомить ребят с жанром – авторская песня
- Познакомить ребят с бардами и их творчеством.
- Помочь детям ощутить радость от слушания и исполнения авторской песни.
- Обратить внимание учащихся на глубокий смысл авторских песен.
- Развивать музыкальную грамотность, повторить знакомые термины и познакомиться с новыми.
Ход урока
Учитель: Приветствие детей и гостей урока.
Объявление темы и цели урока.
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с авторской музыкой, и мы послушаем и исполним некоторые бардовские песни.
Авторская песня – это песенный жанр, возникший в середине XX века.
Исполняется автором слов и музыки под гитару.
Основа этих песен – поэтичность текста и простота мелодии.
Авторскую песню называют бардовской. О бардах подготовился рассказать Лучников Дима.
Ученик:
Бард – певец (народный исполнитель собственных песен на собственные стихи). В СССР с определенного времени бардами стали называть людей, занимающихся самодеятельной песней в рамках Клуба Самодеятельной Песни. Авторские песни стали называть бардовскими.
Имена бардов:
Юрий Визбор
Александр Галич
Александр Городницкий
Булат Окуджава
Владимир Высоцкий
Юрий Кукин
Олег Митяев
Александр Розенбаум и т.д.
Учитель: Возможно, вы знаете еще имена бардов, ведь этот список можно продолжить?
Об основателе жанра современной авторской песни Булате Окуджава нам расскажет Колышкина Люба.
Ученик:
Булат Шалвович Окуджава
Основатель жанра современной авторской песни (поэт, переводчик, прозаик,
драматург, композитор и исполнитель собственных песен).
Родился 9 мая 1924 года и до войны жил в Москве. В 1942 году из 9 класса
добровольцем ушел на фронт. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в
издательстве "Молодая гвардия", Стихи писал с детства. Поэт был участником
Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня
“До свидания, мальчики”. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки,
друзья..." – стала девизом многих слетов и фестивалей. Песни Окуджавы звучат в
кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Его девиз – автор должен творить не
на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир.
Окуджава был достойным мастером своего дела. Ушел из жизни 12 июня 1997года.
Учитель: Спасибо, Люба, а сейчас мы послушаем отрывок его песни "Союз друзей".
Учитель: Ребята, вслушайтесь в текст, обратите внимание на слова, какие из них будут самыми важными в песне.
Краткий анализ прослушанной песни.
Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше. О Владимире Высоцком приготовилась нам рассказать Попова Лиля
Ученик:
Владимир Семенович Высоцкий.
Родился 25 января 1938 года в Москве, русский советский поэт, композитор и исполнитель, актер. Широко известен как автор песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни знало практически все население СССР. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну, гастролировал за рубежом. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы, пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне – все это и принесло ему широкую популярность.
Мне меньше полувека – сорок с лишним.
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Владимир Высоцкий, 1980год.
Ушел из жизни 25 июля 1980 года.
Учитель: Спасибо, Лиля, а сейчас мы послушаем отрывок его песни "О друге".
Учитель: Ребята, послушайте песню в исполнении автора.
Краткий анализ прослушанной песни.
Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше.
Александр Розенбаум, о нем нам расскажет Собашникова Полина.
Ученик:
Александр Яковлевич Розенбаум.
Композитор, автор-исполнитель собственных песен, бард, актер, народный артист России. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на “сцене с пяти лет”. В 1974 году окончил медицинский институт, сдав на отлично все государственные экзамены, получает диплом врача. Песни начал писать с 1968г. в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. У Александра Розенбаума стоял нелегкий выбор между профессией врача, либо карьерой певца. И проблема жизненного пути Александра Розенбаума решилась в пользу музыки. В 1980г. ушел на профессиональную эстраду. Играл в различных группах. В его творчестве не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной. Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.
Учитель: Спасибо, Полина, а сейчас я предлагаю послушать отрывок его песни "Вальс бостон".
Учитель: Ребята, вам знаком голос этого барда?
Краткий анализ прослушанной песни.
Учитель: Спасибо за ответы.
Олег Митяев, о нем нам расскажет Ветошкин Дима.Ученик:
Митяев Олег Григорьевич
Родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве. Окончил Челябинский монтажный техникум, служил в армии, окончил Челябинский институт физкультуры. Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, завклубом, дворником. Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Снялся в нескольких фильмах. Песни пишет с 1980 на свои стихи. Для туристов и компанейской публики Олег Митяев – это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Кто любит авторскую песню, безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне " бардовской песни. Концерты Олега Митяева – всегда приятный сюрприз для публики. Выпускники клуба “Надежда” ездили на концерт Олега Митяева в Пермь. Он задушевно и просто общался со зрителями, отвечал на вопросы, непредсказуемо, остроумно и лирично. Билеты на концерт были бесплатными подарочным приглашением нашим ребятам. После концерта мы сфотографировались с Олегом Григорьевичем и получили его автографы.
Учитель: Спасибо, Дима, а что ты можешь добавить об Олеге?
Ученик: Я спою его песню “Изгиб гитары”.
Учитель: Спасибо, Дима, а сейчас я предлагаю послушать отрывок песни в исполнении автора"
“С добрым утром, любимая”.
Краткий анализ прослушанной песни.
Учитель: Спасибо. Следующим примером авторской музыки будет Афганская песня из репертуара “Голубых беретов” “Разговор с портретом”, в исполнении клуба “Надежда”
Разговор с портретом
Слова и музыка Ю. Слатова.
Дочка с папой говорит, у портрета стоя:
У меня котенок спит, плачет кукла Зоя
Во дворе мальчишка Сашка – у него собака
А еще машина есть, а еще есть папа...
Я и кукла моя Зойка побежим к вокзалу,
Платье новое надену, как на день рожденья,
Мама торт нам приготовит – вот будет веселье...
Вместе мы пойдем с вокзала, чтобы знали все –
Что у Кати папа дома, а не на войне!
И девчонка тихо плачет, рядом плачет мама –
Никогда они втроем не придут с вокзала.
Лишь печальные глаза на большом портрете,
Да кровавая звезда на пурпурной ленте...
Во дворе мальчишка Сашка – у него собака,
А еще машина есть, а еще есть папа...
Учитель: Ваши впечатления? Ребята анализируют прослушанную песню.
Учитель: Предлагаю спеть песню “Кто вернет сына маме?”
Аккомпанемент будет играть солист нашего клуба Ветошкин Дима, и я ему помогу.
Кто вернет сына маме?
Музыка и слова Н.Н. Масловой.
Как прекрасно глаза его серые жизни блестели.
И в неполные 20 они умирать не хотели.
Только снайпер не встретил ясного взгляда мальчишки.
Хладнокровно расправился с юным солдатом – парнишкой.
Припев:
Кто вернет сына маме, а брата сестренке?
И не верится той одинокой любимой девчонке.
В то, что нет больше Женьки, что он не пройдет торопливо.
А цветы на могиле глядят, как глаза – так красиво.В декабре шли бои, банды лезли, и всем было жарко,
А в глазах – белый снег, Новый год, мама, дом и подарки
Написал что вернусь, трудно слово сдержать, но придется.
Отстоим высоту, бой жесток, может все обойдется.
Припев:
Кто вернет сына маме, а брата сестренке?
И не верится той, повзрослевшей от горя девчонке.
В то, что нет больше Женьки,
Что он не пройдет возле школы,
А цветы на могиле глядят как глаза, но сурово.Очень хочется жить и уехать домой поскорее.
Позабыть что стрелял, видел кровь – стать добрее, мудрее.
Только как бросить все, ведь сегодня друзья погибают.
Завтра снова пойдем, ведь чеченцы стреляют – стреляют.
Краткий анализ исполненной песни, ее создания.
Учитель: Сейчас предлагаю заполнить таблицу, я уверенна, что у вас получится.
Ребята заполняют на смарт доске таблицу:
Имя барда, его песня, которую прослушали. Вставляют слова напротив фотографии Окуджавы, Высоцкого, Розенбаума, Митяева, клуба “Надежда”.
Приложение 1, Приложение 2 можно получить у автора статьи.
Учитель: Молодцы, все правильно!
Учитель: Вот и все, что мы вместе с вами приготовили о бардах.
Ваши впечатления об уроке? – (Рефлексия).
За работу на уроке, и домашнее задание всем – 5!
Домашнее задание:
- Сочинить четверостишье – “Мое впечатление об уроке”.
- Звучит песня О. Митяева “Одноклассница”.
Учитель: Спасибо за урок! До встречи.