Народные движения "бунташного" века. Урок истории в 7-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Сформировать представление о народных движениях XVII века.
  2. Развивать мыслительные навыки и познавательные умения.
  3. Воспитывать интерес к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

Развивающие:

  • Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  • Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия в рабочей группе.

Воспитательные:

  • Вызвать заинтересованность и желание познать новое;
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Карта “Россия с к.XVIIв. до 60-х гг. XVIIIв.”
  • Картина “Народное восстание под предводительством Степана Разина”
  • Раздаточный материал “Прелестные грамоты” С.Разина
  • Фонограммы “Из-за острова на стержень”, “Ой, то не вечер”
  • Учебник История России: Конец XVI – XVIII век: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Посвещение, 2005. – 240 с.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводное слово учителя

XVII век в истории России назван “бунташным” веком. Почему? Давайте вспомним, какие выступления народных масс XVII века нам известны? (Восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова).

  • Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового

  • Как вы думаете, в чем причины народных выступлений?
  • Работа с учебником с. 61
    События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы.

1) “Соляной бунт”, “Медный бунт”, восстание в Соловецком монастыре.

  • Работа в группах (3 группы)

Задание: В ходе работы учебной группы выяснить причины, ход и итоги бунта. Результаты работы занести в таблицу.

Дата события Очаг восстания Причины Участники Итоги
  • Представление образовательного продукта

– Что общего между причинами “Соляного бунта” 1648 года и “Медного бунта” 1662 года?
– В чем особенности выступления старообрядцев?
– В чем схожесть развития событий этих восстаний? О чем это свидетельствует?
– Чем различаются результаты? Чем вызваны эти различия?

2) Восстание под предводительством Степана Разина.

Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны.

– Почему именно в этих краях зародилось восстание? (варианты ответов)

Задание “Незаконченное предложение”

Особенности казачества как социального слоя состояли в …
Важнейшими источниками существования казачества являлись …
Российское правительство рассматривало казачество как…

В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, и так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна стекались недовольные из Центральных областей (существовало негласное правило “с Дона выдачи нет”, т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец.

Степан Тимофеевич Разин сумел собрать отважных и непокорных людей.

  • Сообщение учащегося (биографическая справка о С.Т.Разине)
    Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа.

1-й этап. “Поход за зипунами”

  • Работа с картой
  • Работа с учебником с. 64-65

Разглядеть не успели стрельцы,
Как на струги неслыханно быстро
Налетели в челнах удальцы.
С диким гиканьем, с посвистом страшным
Осаждала суда голытьба.
Царским слугам в бою рукопашном
Приготовила гибель судьба.

В начале октября 1669 года Разин со своим отрядом вернулся на Дон и стал готовиться к новому походу.

– Какое значение имел 1 этап движения для дальнейших событий?

2-й этап.

  • Работа с картой.

И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан…

В середине мая отрядам Разина открыли городские ворота жители Царицына. Вторым населенным пунктом, где закрепились восставшие, стал Черный Яр.

  • Работа с картиной “Народное восстание под предводительством Степана Разина”

– Как народ встречал и воспринимал восставших? (варианты ответов)

19 июля войско повстанцев подошло к Астрахани.

Да, Степан пошел не приступом,
А вокруг повел, в обход,
По садам, по виноградникам
Рать повел он в те места,
Где открыла ходы ратникам
Городская беднота.

– Почему восставшие легко одерживали победы? (варианты ответов)

К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.

И туда к Степану тянется
Отовсюду беглый люд,
Кто прийдет, тот и останется
В эти сотни всех берут.
Тут свои казаки местные
И крестьяне беглецы…
Разин грамоты “прелестные”
С Дона шлет во все концы.

  • Работа с документом “Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государству служить, да великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить… и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам”.

– Почему грамоты назывались “прелестные” (призывные)?

– Против кого в поход созывает Разин “кабальных и опальных”? (восставшие считали приказных людей виновниками всех бед, т.к. они мешали царю узнать об истинном положении вещей в России).

Призывы Разина имели широкое хождение. Они писались на русском, украинском языках, на языках народов Поволжья и распространялись в городах и селах. Письма Степана Тимофеевича производили везде сильное впечатление.

В конце июля выступил Разин из Астрахани. Серьезным препятствием стал город Симбирск. Экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю.Барятинский.

Ой, Симбирск, стена высокая,
Двадцать восемь дней под стенами
Со своими неизменными
Силачами атаманами,
С войском, с пушками, с таранами
Разин город осаждал,
Но Симбирска царь не сдал.

Симбирск взять не смогли и отошли на Дон.

  • Работа с картой.

Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили С.Т.Разина и выдали властям.

  • Звучит песня “Ой, то не вечер”

– Каковы причины поражения восстания?

В народной памяти сохранился образ вождя восстания, как защитника.

Прошло уже три сотни лет,
Прошло уже три века.
Но не забудет белый свет
Такого человека.

Имя Разина отразилось в песнях “Из-за острова на стрежень”, “Ой, то не вечер”, “Есть на Волге утес”; в пословицах и поговорках, крылатых выражениях, например, “Стенька вел себя важно, говорил отважно”, “Умел Стенька слово сказать, себя показать”.

Разные поколения людей в зависимости от своего исторического сознания, нравственных установок по-разному воспринимали и воспринимают имя и дело С.Разина. Ведь у каждой эпохи свое отношение к истории, свои герои и антигерои. Пожалуй, ни один русский человек из столь отдаленной эпохи не отмечен такой народной любовью, не воспет в таких прекрасных песнях, не окружен такой многовековой славой.

IV. Рефлексия

Закончите предложение.

1. Своей работой на уроке я:

  • Доволен
  • Я не доволен, потому что…

2. Что мне этот урок дал для жизни?

  • Мне показалось важным…
  • Я понял, что…
  • Я почувствовал, что…

3. Рефлексивные вопросы.

  • Какие задания понравились больше всего?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
  • Над чем еще надо поработать?

Итог урока.

Домашнее задание

1. § 8.
2. Ответить на вопросы 1–5 § 8.

3. По выбору:
* Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А что отталкивает?
* Нарисовать рисунок – иллюстрацию по теме урока.

Спасибо за сотрудничество на уроке!

Использованные источники и литература :

1. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. Для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 159 с.