Технология педагогической мастерской была разработана французскими педагогами представителями ЖФЭН (groupе francais education nouvelle – французская группа нового образования). У истоков движения стояли такие знаменитые психологи, как П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируется в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
Структуру технологии педагогической мастерской можно представить следующим образом:
- Индукция;
- Создание творческого продукта индивидуально или в групповом
взаимодействии:
А) самоконструкция – создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
Б) социоконструкция – построение этих элементов. - Социализация:
А) афиширование – вывешивание “произведений” – работ учеников (текстов, рисунков, проектов, схем);
Б) собственно представление, выступление, защита, отчёт о работе. - Разрыв – внутренне осознание учеником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
- Промежуточная рефлексия и самокоррекция – формирование информационного запроса, выстраивание новых проблем.
- Обращение к новой информации и её обработка.
- Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы.
- Социализация.
- Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Именно на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит “вызов” уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация познавательной деятельности обучающихся. Ученик “вспоминает” что ему известно по изучаемому вопросу.
Приемы мотивации на стадии индукции различны, например:
- постановка проблемных вопросов, заданий;
- обсуждение спорных высказываний (провокационные вопросы);
- работа с документом;
- выявление противоречий в материале;
- ассоциативный ряд;
- сопоставление данных обыденного и научного опыта;
- перепутанные логические цепочки;
- метод мозгового штурма;
- Case study – исследование (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации).
Рассмотрим варианты мотивации на стадии индукции на примере уроков при изучении истории России в XX веке.
Урок “Внутренняя политика самодержавия в 1894 – 1904гг.”
Цели урока:
- дать характеристику политической системе Российской империи;
- сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью
- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, обобщать.
Индуктором к мастерской служит отрывок из произведения М.Горького “Детство”: “Незримая нить – как бы паутинка – исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ – министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня…Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство”.
Ученикам предлагается обсудить данный отрывок из произведения М.Горького, насколько данное высказывание соответствовало настроениям российского общества в отношении самодержавия. На следующем этапе “творческое задание” обучающимся предлагается, используя раздаточный материалы, определите понятия “самодержец”. Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897г., с полным правом назвал себя “хозяином земли русской”? В чём заключались его права и обязанности?
Урок “Февраль глазами современников”.
Цели урока:
- понять сущность Февральской революции, которая привела к падению монархии в России;
- учиться работать с документами и беллетризованными свидетельствами современников событий;
- на основе анализа текстов, материалов, мультимедийного учебника помочь учащимся почувствовать особенности эпохи.
Индуктором в данной мастерской служит песня “Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.
Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: “Можно ли согласиться с мнением: “В 1917г. царя “смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”
На этапе “творческое задание по группам” в ходе анализа документов необходимо заполнить таблицу “Хроника событий Февральской революции в Петрограде”.
Дата | Участие “улицы” в революции | Участие политических сил в революции | Попытки остановить революцию |
Урок “Гражданская война – величайшая трагедия в истории России 20 века ”.
Цели урока:
- систематизировать материал по теме “Гражданская война и интервенция в России”;
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения, корректировать деятельность;
- понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.
Индуктором в данной мастерской служит стихотворение М.Волошина “Гражданская война”.
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Учитель: “Представьте себе праздник “День Победы в Гражданской войне”. Как вы отнесётесь к такому предложению? Хотели бы вы ввести такой праздник?
Творческое задание обучающимся: в ходе анализа документов покажите позицию различных сторон в Гражданской войне. Попробуйте обосновать эту позицию, опираясь на знания по истории Гражданской войны, на своё представление и воображение.
Урок “Политические репрессии 30-х гг.”
Цели урока:
- изучение политических репрессий как составной части советской тоталитарной системы
- составить представление о сущности советской тоталитарной системы, неотъемлемой чертой которой являлись массовые репрессии
Индуктор к данной мастерской направлен на стимуляцию воображения её участников. По мере “приближения” к прошлому начинает звучать музыка – “Песня о встречном” (стихи Б.Корнилова, музыка Д.Шостаковича). Затем песня затихает. Участники мастерской “прибыли” в прошлое. Участники мастерской рассматривают репродукции картин советских художников. Рассматривая эти картины, участники мастерской видят жизнь страны глазами художников того времени, накапливают личные впечатления от живописного ряда. Общее настроение картин оптимистично, оно прославляет советский образ жизни.
На следующем этапе – творческое задание – участникам мастерской предлагается ответить на вопрос: “Какой представляется наша страна с картин советских художников?”
Затем группам выдаются тексты песен 30-х гг. Предлагается выполнить задание: “На основании текста песен представьте себе Советское государство в 30-х гг. Подберите из текстов песен соответствующие эпитеты, характеризующие нашу страну”.
Урок “XX съезд КПСС – исторический поворот?!”
Цели урока:
- определить историческое значение XX съезда КПСС;
- учиться работать с историческими документами;
- на основе анализа текстов, материалов, мультимедийного учебника помочь учащимся почувствовать особенности эпохи.
Индуктором в данной мастерской служит краткий рассказ учителя о событиях, предшествовавших съезду: “После смерти Сталина (5 марта 1953г.) партийная номенклатура стала готовиться к новой жизни. На роль нового руководителя партии и государства был выдвинут наиболее покладистый из всех членов бывшего сталинского Политбюро – Никита Сергеевич Хрущёв. Номенклатура считала его просто марионеткой, полностью послушной её воле. Этот был тот самый Хрущёв, который по приказу Сталина плясал гопака на заседаниях Политбюро, а все хохотали и хлопали в ладоши.
И вот Хрущёв на одном из закрытых совещаний в рамках XX съезда КПСС выступает с докладом “О культе личности и его последствиях”. Делегаты одобрили решение скрыть доклад от народа. Доклад так и не был опубликован и со временем стал превращаться в малоправдоподобную легенду.
Так что же содержал доклад Н.С.Хрущёва, почему делегаты решили не публиковать доклад, какими мотивами руководствовался Хрущёв, приняв решение выступить на XX съезде партии с докладом о культе личности – на эти вопросы можно ответить при непосредственном знакомстве с самим документом”.
Творческое задание по группам заключается в том, что вырабатывается алгоритм работы с историческим документом. Возможен такой вариант:
- выделение основных идей и положений;
- формулирование продуктивно – познавательных вопросов для уяснения их сущности;
- составление и запись ответов.
В течении 20 – 25 минут каждой группе предлагается поработать со своим отрывком из Доклада Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущёва Н.С. XXсъезду Компартии СССР “О культе личности и его последствиях”.
Таким образом, главной задачей учителя на уроке становится осуществление мотивационного управления учением, гибкое управление обучающимися, переходящее в самоуправление.
Ученики выступают как субъекты учения, общения, организации, сотрудничества с учителем. Развитие ученика как субъекта учебной деятельности осуществляется за счет планомерной деятельности самообразования и самообучения.
Список использованной литературы:
- Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. – Москва: Русское слово, 2002.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М., 2000.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В. История России. XX – начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. – Москва: Владос – Пресс, 2002.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М., 2000.
- Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в 20 веке, М., Просвещение, 2000.
- Мультимедийный учебник “История России. 20 век”: М., Клио Софт, 2000.
- Нестандартные уроки в школе.– Волгоград: Учитель, 2000.
- Орлова О.В. История Отечества 20 век: Методическое пособие.– Санкт – Петербург: Паритет, 2003.
- Педагогические технологии: Учебное пособие.– Москва: МарТ, 2004.
- Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. – М., 2005.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.– Москва: Владос, 2002.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – Москва: Владос, 2000.