Цели:
- познакомить с понятием “граф”, с его основными элементами: вершина, ребра;
- учить составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами;
- учить читать граф: определять отношения между предметами и существами;
- формирование умения работать во времени, умения работать в группе;
- развитие логического и образного мышления, воображения.
Урок служит для решения следующих задач:
- получить представление о “графе” и его элементах – вершинах и ребрах;
- научиться строить и читать граф;
- научиться строить граф в графическом приложении текстового процессора Word.
Аппаратные средства: учебный компьютер, принтер.
Программные средства:
- операционная среда Windows;
- текстовый процессор Word.
- А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях, часть 2. – М.: Баласс, 2005. (Образовательная система “Школа 2100”).
Практические работы:
- работа в учебной тетради, задание № 27.
- работа со схемой (приложение № 1, 2, 3), на основе которой, происходит знакомство с “графом” и его элементами;
- работа по раздаточному материалу (приложение № 4);
- создание графов на компьютере по заданному пути (приложение № 5, 6, 7);
- создание собственного “графа”.
Ход урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный. момент | 2 мин. | Сегодня на уроке мы будем путешествовать по различным картам и по различным маршрутам. Посмотрим, как строить эти маршруты и как находить нужный путь по заданному маршруту. | |
Подготовка к вводу понятий (парная работа) | 5 мин. | Для этого мы рассмотрим следующую карту,
которая вам очень знакома. Ваша задача начертить путь, который вам предложен (Приложение 1) |
Работа в парах. |
Вопрос: всегда ли понятно, куда мы пошли
сначала, а куда потом? Почему? Чего не хватает на нашей схеме? |
Нет Не указано направление, необходимо поставить стрелочки. |
||
Ввод понятий | 10мин. | Каждый раз чертить такую карту неудобно,
Можно ли быстро указать путь на листе бумаги? Как можно обозначить наши
объекты? Путь нашего передвижения? Когда важна стрелочка, а когда можно нарисовать отрезок? |
Квадратом, прямоугольником, кругом и т.д. Отрезками, стрелочками. Стрелочка, когда важно направление. |
Договоримся, что объекты мы будем обозначать кружочком. | |||
Давайте схематично изобразим наши маршруты на доске (можно на большом листе бумаги). Первую схему рисует учитель. | |||
Чего не хватает на нашей схеме? Но каждый раз писать полностью названия долго, как его можно сократить? |
Названий. Записать только первую букву. |
||
На доске рассматриваются все 4 варианта (Приложение 2). | |||
Такие схемы в математике и информатике называются графом, точки вершинами, отрезки – ребрами. | |||
Отработка понятий | 15 мин. | Давайте посмотрим, сколько вершин и сколько ребер в каждом графе. | в-3, р-3 в-4. р-4 в-5, р-4 в-5, р-6 |
Мы видим, что кол-во ребер и вершин может быть разным. | |||
Рассмотрим следующую схему (Приложение 3).Сколько здесь вершин и ребер? | В-4, р-3 | ||
Т.о. могут быть вершины, которые не соединяются ни с одной другой, и, тем не менее, мы ее считаем. | |||
Задание № 27 из тетради. | |||
Посмотрите, как изображены наши страны и дороги между ними на графах | Страны в виде точек разных цветов с названиями по первой букве в слове, дороги в виде отрезков. | ||
Сравним первый граф с нашей картой. Все ли вершины и дороги обозначены верно? | Нет. Нет дороги между Ш и В. Значит, этот граф нам не подходит. | ||
Рассматриваем 2,3.4 графы | 2-нет, т.к. лишняя дорога З-Ш 3-да, 4-да. |
||
Какие графы мы будем обводить? | 3,4.Обводят. | ||
Давайте определим, сколько вершин и сколько ребер на каждом графе | 1-4,4 2-4,5 3-4,4 4-4,4 |
||
Можно ли ответить, глядя на граф, а не на
карту, на следующие вопросы:
|
|
||
15 мин. | Задание про друзей (Приложение
4). Обсудить общий вид графа: 4 вершины, обозначения. |
Читают задания 1-4 и последовательно моделируют ситуации в виде графов на доске, указывая количество вершин и ребер. | |
Устное выполнение задания 5 | |||
Творческое задание 6. Рассмотреть 2-3 работы. | |||
Групповая работа | 20-25 мин | Задание “Созвездия”. Можно обсудить, что
такое созвездие. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по звездному
небу и для этого разобьемся на группы – экипажи. Ваша задача, получив
космические маршрутные листы (Приложение
5), проследовать по указанному пути
от одной звезды к другой. Свой путь отмечаете в виде графа на звездной
карте (на листочке). Так вы получите свое созвездие. Т.к. у вас 2
маршрута, то вы получаете 2 созвездия, каждое на отдельной карте.
Ваша задача:
Задание 3 не является обязательным. |
|
После получения созвездия на бумажной карте, они вывешиваются на доске. Получается кусочек звездного неба. | Командир экипажа докладывает о выполнении
задания в соответствии с поставленной задачей. 1 группа: дракон.
Лебедь; |
||
Подведение итогов | 7 мин. | Приведите пример, где в жизни мы можем с
ними встретиться?
Как изображаются графы?
Как по-другому мы можем назвать граф? Назовите шаги, которые нужно сделать, чтобы построить граф? Всегда ли поможет нам граф ответить на интересующий нас вопрос? Приведите пример? |
Любой маршрут передвижения по городу,
странам, воде, зданию. Изображения отношений людей, животных. Круги с буквами и отрезками, стрелочками, если нужно указать направление. Схема, карта, чертеж, рисунок.
|
Домашнее задание | 3 мин. |
|
Приложения 8–14 |