Разработка открытого урока "Граф. Вершины и ребра графа" (3-й класс)

Разделы: Астрономия, Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить с понятием “граф”, с его основными элементами: вершина, ребра;
  • учить составлять граф по словесному описанию отношений между предметами и существами;
  • учить читать граф: определять отношения между предметами и существами;
  • формирование умения работать во времени, умения работать в группе;
  • развитие логического и образного мышления, воображения.

Урок служит для решения следующих задач:

  • получить представление о “графе” и его элементах – вершинах и ребрах;
  • научиться строить и читать граф;
  • научиться строить граф в графическом приложении текстового процессора Word.

Аппаратные средства: учебный компьютер, принтер.

Программные средства:

  • операционная среда Windows;
  • текстовый процессор Word.
  • А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях, часть 2. – М.: Баласс, 2005. (Образовательная система “Школа 2100”).

Практические работы:

  • работа в учебной тетради, задание № 27.
  • работа со схемой (приложение № 1, 2, 3), на основе которой, происходит знакомство с “графом” и его элементами;
  • работа по раздаточному материалу (приложение № 4);
  • создание графов на компьютере по заданному пути (приложение № 5, 6, 7);
  • создание собственного “графа”.
Ход урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный. момент 2 мин. Сегодня на уроке мы будем путешествовать по различным картам и по различным маршрутам. Посмотрим, как строить эти маршруты и как находить нужный путь по заданному маршруту.  
Подготовка к вводу понятий (парная работа) 5 мин. Для этого мы рассмотрим следующую карту, которая вам очень знакома.

Ваша задача начертить путь, который вам предложен (Приложение 1)

Работа в парах.
Вопрос: всегда ли понятно, куда мы пошли сначала, а куда потом?
Почему? Чего не хватает на нашей схеме?
Нет
Не указано направление, необходимо поставить стрелочки.
Ввод понятий 10мин. Каждый раз чертить такую карту неудобно, Можно ли быстро указать путь на листе бумаги? Как можно обозначить наши объекты?
Путь нашего передвижения? Когда важна стрелочка, а когда можно нарисовать отрезок?
Квадратом, прямоугольником, кругом и т.д.
Отрезками, стрелочками.
Стрелочка, когда важно направление.
Договоримся, что объекты мы будем обозначать кружочком.  
Давайте схематично изобразим наши маршруты на доске (можно на большом листе бумаги). Первую схему рисует учитель.  
Чего не хватает на нашей схеме?
Но каждый раз писать полностью названия долго, как его можно сократить?
Названий.
Записать только первую букву.
На доске рассматриваются все 4 варианта (Приложение 2).  
Такие схемы в математике и информатике называются графом, точки вершинами, отрезки – ребрами.  
Отработка понятий 15 мин. Давайте посмотрим, сколько вершин и сколько ребер в каждом графе. в-3, р-3
в-4. р-4
в-5, р-4
в-5, р-6
Мы видим, что кол-во ребер и вершин может быть разным.  
Рассмотрим следующую схему (Приложение 3).Сколько здесь вершин и ребер? В-4, р-3
Т.о. могут быть вершины, которые не соединяются ни с одной другой, и, тем не менее, мы ее считаем.  
  Задание № 27 из тетради.  
Посмотрите, как изображены наши страны и дороги между ними на графах Страны в виде точек разных цветов с названиями по первой букве в слове, дороги в виде отрезков.
Сравним первый граф с нашей картой. Все ли вершины и дороги обозначены верно? Нет. Нет дороги между Ш и В. Значит, этот граф нам не подходит.
Рассматриваем 2,3.4 графы 2-нет, т.к. лишняя дорога З-Ш
3-да, 4-да.
Какие графы мы будем обводить? 3,4.Обводят.
Давайте определим, сколько вершин и сколько ребер на каждом графе 1-4,4
2-4,5
3-4,4
4-4,4
Можно ли ответить, глядя на граф, а не на карту, на следующие вопросы:
  1. Сколько стран на карте?
  2. Сколько км от Зефирии до Конфетии?
  3. Какая страна расположена южнее: Вафландия или Зефирия?
  4. Сколько дорог на карте?
  5. Построена ли дорога из Шоколандии в Зефирию или нужно добираться проездом через другую страну?
 

 

  1. 4-сколько вершин
  2. Нет
     
  3. Нет

     
  4. 4-сколько ребер
  5. Нет, через Конфетию или через Вафландию и Конфетию.
  15 мин. Задание про друзей (Приложение 4).

Обсудить общий вид графа: 4 вершины, обозначения.

Читают задания 1-4 и последовательно моделируют ситуации в виде графов на доске, указывая количество вершин и ребер.
Устное выполнение задания 5  
Творческое задание 6. Рассмотреть 2-3 работы.  
Групповая работа 20-25 мин Задание “Созвездия”. Можно обсудить, что такое созвездие. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по звездному небу и для этого разобьемся на группы – экипажи. Ваша задача, получив космические маршрутные листы (Приложение 5), проследовать по указанному пути от одной звезды к другой. Свой путь отмечаете в виде графа на звездной карте (на листочке). Так вы получите свое созвездие. Т.к. у вас 2 маршрута, то вы получаете 2 созвездия, каждое на отдельной карте.

Ваша задача:

  1. начертить граф
  2. определить количество вершин и ребер
  3. угадать название созвездия (набор названий в Приложении 6)

Задание 3 не является обязательным.

 
После получения созвездия на бумажной карте, они вывешиваются на доске. Получается кусочек звездного неба. Командир экипажа докладывает о выполнении задания в соответствии с поставленной задачей.

1 группа: дракон. Лебедь;
2 группа: рак, скорпион;
3 группа: стрелец, б.Медведица;
4 группа: лев, м.Медведица.(Приложение 7).

Подведение итогов 7 мин. Приведите пример, где в жизни мы можем с ними встретиться?

 

Как изображаются графы?

 

Как по-другому мы можем назвать граф?

Назовите шаги, которые нужно сделать, чтобы построить граф?

Всегда ли поможет нам граф ответить на интересующий нас вопрос? Приведите пример?

Любой маршрут передвижения по городу, странам, воде, зданию. Изображения отношений людей, животных.
Круги с буквами и отрезками, стрелочками, если нужно указать направление.
 Схема, карта, чертеж, рисунок.
  1. Определить и нарисовать вершины
  2. Обозначить вершины
  3. Изобразить ребра
Домашнее задание 3 мин.
  1. № 28
  2. придумай те свое созвездие и постройте его в виде графа на отдельном листке, описав путь, вершины и ребра
Приложения 8–14