Цели:
- обобщить, расширить и систематизировать знания детей о жизни диких животных зимой;
- закрепить умения понимать и устанавливать существующие в природе связи между объектами и явлениями: средой обитания и особенностями питания и поведения животных и птиц, экоситемой и приспособлением животных и птиц к условиям данной среды;
- совершенствовать логическое мышление, фантазию, связанную речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать интерес к жизни животных и птиц, желание беречь и защищать природу родного края.
Оборудование: комплект карточек «Птицы», «Звери», схемы – модели групп животных, аудиозапись «Голоса леса», пиктограммы «О правилах поведения в природе», фломастер, карточки с заданиями «Кто лишний», костюм Елочки.
Предварительная работа: серия тематических занятий и бесед, чтение произведений об обитателях нашей тайги, разучивание стихов, загадок, рассматривание иллюстраций, картин и атласа «Люби и знай свой край родной», посещение музея природы ПГСХА, художественное творчество детей.
Ход занятия
Дети входят и свободно размещаются вокруг воспитателя.
Воспитатель:
«То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной на век любимый
Где найдешь еще такой».
Наш край – это наш дом? А что входит в понятие «Дом»?
Наш город - Уссурийск. А как называется лес вокруг? (Уссурийская тайга.)
Вот сейчас мы и пойдем в лес на прогулку. Но прежде повторим правила поведения в лесу.
Воспитатель показывает пиктограммы «О правилах поведения в лесу». На картине изображена лесная поляна после посещения туристами: дети зачеркивают разоренное гнездо, топор, торчащий в стволе дерева, надпись, растоптанные грибы, сорванные цветы, предметы мусора.
Звучит аудиозапись «Голоса леса».
«Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как узор».
(Дятел).
Беседа по содержанию загадки, рассматривание картинки.
Почему решили что это дятел? Дятла называют «лесным доктором». Почему? Как он узнает, есть личинки или нет? (Стук глухой или звонкий). Зачем дятлу нос – как «топор»? А язык ему помогает? Что помогает дятлу удержаться на дереве? Какую пользу приносит дятел? Каких дятлов вы знаете? Почему его пестрым называют? Желна – это кто? (Черный дятел).
Дети рассматривают картинку. Загадка.
«Эта птичка – невеличка
Чуть похожа на синичку,
Но умеет вниз головой
По дереву бегать».
(Поползень).
Почему эту птичку так назвали? Поползень умеет кору долбить? Как же он насекомых достает? Как он к зиме готовится? Как вы думаете, он может сам дупло построить?
Воспитатель: А это что за птица?
«Ты с модницей этой,
Конечно, знаком.
Вертушке на месте ни как не сидится.
Все хвастает синим своим сюртуком,
И шапочкой синей гордится …»
(Синица).
За что эту птичку назвали синицей? Почему «вертушке» не сидится на месте? Как вы думаете, синичка делала запасы на зиму? Что страшнее синичкам, голод или холод? Где они ночуют? Кто помогает синичкам добывать корм? (В лесу синички находят корм около «кузницы дятла»). Вы слышали синичку? Как вы думаете почему она запела?
В народе существует примета «Синица запела – тепло ворожит». Зимой в феврале часто становится теплее – наступает оттепель. Синички чувствую приближение весны и поют.
Воспитатель загадывает загадку.
«От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает на далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь –
Рад красавец красногрудый
Житель севера - …»
(Снегирь).
Как узнать снегиря? На что похожи снегири? Почему снегиря называют «зимним гостем»? Чем питаются снегири? Зачем снегирю крепкий клюв?
Воспитатель показывает картинку.
«Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
Кле, кле, кле поет со свистом.»
(Клест).
Чем интересен клест? Для чего ему такой клюв? На каких деревьях любят поселяться клесты? Чем клест отличается от других птиц? (Клесты выводят птенцов зимой).Как вы думаете, почему птенцы не замерзают?
Воспитатель загадывает загадку.
«Пить – пи – пить, - кричит щегол,
Стройный, пестрый щеголь птица.
На репейник, как на стол
Семена лущить садится».
Это нарядная птичка меньше воробья. Но ползу приносит огромную. Зимой поедает семена сорняков. Не боится колючек на репейнике. И если другие птицы питаются на деревьях, то щегол на кустах, на траве.
Воспитатель показывает иллюстрацию птицы кедровку и кедровую шишку.
А про эту птицу говорят, что она лес сажает. Почему ее кедровкой назвали? С какого дерева эта шишка? Кедр растет только в тайге. Это огромное большое дерево. И поэтому кедровка живет только в тайге. А кто еще питается орешками? Почему все птицы не улетели в теплые края? Что страшнее для птицы – голод или холод? Как люди могут помочь птицам? (Подкармливая, заботясь о лесе).
Звучит аудиозапись, слышен треск сороки.
Инсценировка «Елочка».
Жалоба елочки: «Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем я одна осталась. А ведь у меня были подружки – елочки. Но под Новый год появились жестокие люди с топорами, они срубили десять елочек, и увезли их… Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались несколько дней, а затем выбросили. И славные елочки превратились в мусор. А какие славные они были. Правда и детей мне жаль: что за Новый год без елки? Как же быть?»
Воспитатель вместе с детьми решает, как помочь елочкам.
Физминутка:
Вот пришли мы в зимний лес. Дети шагают на месте.
Сколько здесь вокруг чудес
Вот и зайка проскакал, Дети подпрыгивают на месте,
От лисы он убежал. руки вместе перед грудью.
А это серый волк рыщет, Имитируют движения волка.
Он к лисе дорогу ищет.
Все мы спрячемся сейчас. Приседают, руки домиком над головой
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит. Ладошки складывают вместе под щекой.
Очень сильно он храпит.
А на ветках снегири, Встают, поднимают руки вверх
Словно яблоки красны с раскрытыми ладонями.
Здесь в лесу красота и покой,
А нам уже пора домой. Шагают на месте.
Елочка предлагает поиграть в игру «Брей-ринг». Дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается серия вопросов. Призы: елочки и шишки.
- Кто это может быть? (демонстрируется схема-модель птиц).
- Почему решили, что это птицы?
- Как птицы на свет появляются?
-У кого яйцо больше, у синички или вороны?
- Кто это? (Картинка куропатки).
- Где живет куропатка?
- А это кто? (Картинка курицы).
- Чем похожи? (Курочки, клюв, лапы, перья, крылья, хвост; приносят пользу людям).
- Чем отличаются? (Дикая - домашняя; летает - не летает; нет дома – есть дом; куропатка сама себе добывает пищу – за курицей человек ухаживает; куриные яйца есть в магазине – яиц куропаток нет).
- Каких еще курочек вы знаете?
- Узнайте кто это. (Картинки: тетерев и глухарь).
- Чем питаются лесные куры? (Семена трав, почки деревьев).
- Кто хвою ест? (Глухарь).
- Где ночуют лесные куры?
- О ком пойдет речь? (Схема-модель «Звери»).
- Какие звери зимой спят?
- Говорят медведь зимой лапу сосет. Это правда?
- Кто может просыпаться, а потом уснуть опять? (Белка, барсук).
- Самая чистая нора у кого? (У барсука).
- Кому хвост помогает? (Лиса, белка, куница).
- Земляная белка – это кто? (Бурундук).
- Кто запасы на зиму делает?
- Кто из породы лесных кошек? Чем питаются?
- Что помогает хищникам охотиться?
- Хищники пользу приносят или вред?
- Птицы из яиц появляются, а звери как?
- У кого зимой рождаются детеныши? (У медведицы).
- Каких зверей называют копытными?
- Чем они зимой питаются?
- Как спасаются от врагов?
- Кто лишний? (Демонстрируются картинки: лиса, олень, тигр, рысь; лось, олень, волк, косуля).
Итог: дети в качестве приза получают елочки и шишки, и дарят их елочке.
Елочка благодарит детей за новых подружек и шишек для птиц.