Тема: Разучивание комплекса упражнений на коррекцию осанки. Закрепление специальных развивающих упражнений.
Цели:
- укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, развитие различных физических качеств;
- формирование правильной осанки и рационального дыхания;
- формирование умения организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
- воспитание волевых, нравственных и эстетических качеств личности.
Задачи:
- закреплять навыки правильной осанки;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование: скакалки на каждого, волейбольный мяч на пару, карточки с комплексами упражнений для глаз, на профилактику плоскостопия, теннисные мячи, палочки
Примечание: на протяжении всего урока учитель следит за: дозировкой упражнений, правильной осанкой, правильным дыханием, правильностью выполнения упражнений и их элементов, соблюдением техники безопасности.
Ход урока
I. Организационный момент. (Дети занимаются босиком.)
Построение. Сообщение задач урока.
II. Вводная часть.
Комплекс специальных развивающих упражнений.
Упражнения выполняются в чередовании: в движении, на месте (у детей ограниченная двигательная активность).
№ п/п |
Упражнения |
Воздействие на организм |
1 |
Ходьба спортивная (с пятки на носок) |
Развитие статической выносливости мышц |
2 |
Захват большого пальца. И.п. – о.с. 1 - Левая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись). 2 - И.п. (голову вниз). 3 - Правая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись). 4 - И.п. (голову вниз). Замерить ЧСС. |
Предупреждение нарушений осанки |
3 |
Ходьба спортивная со сменой направления движения (в другую сторону). |
Улучшение кровообращения |
4 |
Наклоны вперёд. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 - Руки дугами через стороны вверх. 5 – 8 - Наклон вперёд. 1 – 4 - Встали, руки вверх. 5 – 8 - И.п., голову опустили |
Восстановление дыхания. Развитие гибкости |
5 |
Ходьба в полуприседе на полупальцах с изменением положения рук (в стороны, вверх, вперёд), пальцы – фонарики (сжать-разжать) |
Профилактика плоскостопия. Развитие мелкой моторики |
6 |
Выпады вперёд (со сменой положения ног), руки в замок сзади (одна сверху, другая снизу) |
Развитие гибкости |
7 |
Скрестный шаг, руки в стороны |
Координация движений |
8 |
Упражнение на восстановление дыхания. И.п. стойка ноги врозь, руки в замок перед грудью (выдох). 1 - Руки вперёд (вдох). 2 - Руки к груди (выдох) 3 - Руки вверх (вдох). 4 - Руки к груди (выдох) |
Выработка правильного дыхания |
III. Основная часть.
Ходьба в движени: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
Перестроение в колонну по 3 (по ходу перестроения дети разбирают скакалки).
1. Упражнения на коррекцию осанки.
№ п/п |
Упражнения |
Воздействие на организм |
I |
Упражнения со скакалкой. |
|
1 |
Выкруты в плечевом поясе. И.п. стойка ноги врозь, скакалка в опущенных руках перед собой. Руки вперёд, вверх, назад, опустили и обратно |
Развитие подвижности плечевого пояса |
2 |
Приседания. И.п. – о.с., скакалка сложена в 4 у ног. 1 - Присели, взяли скакалку. 2 - Выпрямили ноги. 3 - Присели, положили скакалку. 4 - И.п. |
Укрепление мышц |
3 |
И.п. – о.с., положили скакалку на правую ногу (скакалка сложена в 4), руки на пояс. Поднимаем прямую ногу вперёд на 45° – 90°, подержали, опустили. Тоже с левой ногой |
Укрепление мышц. Координация движений |
II |
Упражнения на профилактику плоскостопия |
|
А |
И.п. – сидя. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок от себя, носок на себя) |
Укрепление мышц свода стопы |
Б |
И.п. – сидя. Выполнять круговые движения стопой (влево, вправо) |
|
В |
Массаж стопы — от пальцев к пяточной области костяшками пальцев (движения по кругу) |
|
4 |
Наклоны вперёд. И.п. – сидя, ноги прямые, носки на себя, скакалка опущена в руках перед собой. 1 - Наклон вперёд, скакалку за ноги. 2 - И.п. Отдохнуть: потрясти ногами и руками |
Развитие гибкости |
5 |
И.п. – сидя, ноги прямые, скакалка в руках перед собой. 1 - Легли на спину. 2 - Руки положили вверх. 3 - Сели. 4 - Руки вверх. Отдохнуть: потрясти ногами и руками |
Укрепление мышц брюшного пресса |
6
|
На полу сделать круг из скакалки. Бег – прыжки по кругу: левая нога внутри, правая снаружи (или наоборот), руки произвольно |
Улучшение кровообращения |
7 |
В круге сели на пятки, наклонились вперёд, руки вперёд ладонями вниз, глаза закрыли, расслабились. Замерить ЧСС |
Восстановление систем организма |
III |
Упражнения с мячом. Разделить детей по парам, раздать мячи (мяч на пару) |
|
1 |
Броски мяча. 1 - Бросить мяч, присесть, встать. 2 - Поймать мяч, бросить, присесть, встать. |
Развитие внимания. Координация движений |
2 |
Ловля катящегося мяча. Повернуться спинами друг к другу. 1 - Руки с мячом вверх. 2 - Наклон вперёд. 3 - Толкнуть мяч партнёру (поймать мяч). 4 - Выпрямились (через левое плечо смотрим за партнёром) |
Развитие внимания. Координация движений |
3 |
Массаж. Ребёнок лежит на животе, голова повёрнута вправо, руки лежат вдоль тела ладонями вниз. Второй прокатывает мяч по всему телу от левой ноги к правой. Поменялись. Убрать мячи. |
Восстановление систем организма |
4 |
Потягивание. Легли на спину. Руки через стороны вверх и обратно. |
Предупреждение нарушений осанки |
2. Выполнение упражнений по группам. Дети делятся на 2 группы. В каждой группе назначается ответственный, который проводит зарядку. Ему даётся карточка с комплексом упражнений. Учитель следит за правильностью проведения и выполнения упражнений.
Первая группа выполняет упражнения для глаз.
- Поморгайте 15—20 раз.
- Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. 3—5 раз.
- Повращайте глазами сначала влево, затем вправо. 3—5 раз.
- Поморгайте 10 раз.
- Крепко закройте глаза, надавливая веками на глазные яблоки.
- Поднимите палочку на уровень глаз. Закрыв один глаз, другим смотрите на палочку, затем вдаль. 6—8 раз каждым глазом.
- Вытяните вперёд руку с палочкой. Глядя на палочку, приближайте её к лицу (на 10 см), отодвигайте от лица. 3—5 раз.
- Поморгайте 20 раз.
Вторая группа выполняет упражнения на профилактику плоскостопия.
- И.п. – сидя, ноги согнуты. Приподнимай пятки одновременно и поочерёдно. 4-6 раз.
- И.п. – сидя, ноги согнуты. Прокатывай ступни ног с пятки на носок и наоборот. 6-8 раз.
- И.п. – сидя. Катай палочку серединой стопы вперёд, назад. 4-8 раз.
- И.п. – сидя. Катай мяч серединой стопы: вперёд, назад, по кругу, по и против часовой стрелки. 4-6 раз.
- И.п. – сидя. Захватив сводами ступней мяч, перенести его влево, опустить, вправо, опустить. 4-6 раз.
- И.п. – сидя. Перенеси предмет с одного места на другое, захватив пальцами ноги.
- И.п. – сидя. Поджимая пальцы ног, двигайся вперёд («Гусеница»). 4-6 раз.
- И.п. – сидя. Растопырь пальцы ног как можно шире. Попробуй сыграть ими гамму.
3. Эстафеты с мячом на развитие физических качеств.
Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу колонны.
1. Передача мяча над головой.
Мяч надо передавать над головой, руками назад. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.
2. Передача мяча под ногами.
Мяч надо передавать или прокатывать под широко расставленными ногами. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч под ногами. Примечание: игрок, стоящий сзади в колонне, держит ноги вместе.
3-4. Передача мяча справа (слева).
Мяч надо передавать справа (слева), ноги стоят на одном месте. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.
5. Передача – броски мяча.
Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 3-4 шага от них. У них в руках по мячу. По сигналу учителя капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и бежит в конец колонны. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку и т.д. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх. Примечание: игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на своё место, а затем бросить мяч капитану.
Замерить ЧСС.
IV. Заключительная часть.
1. Упражнение на восстановление дыхания. Восстановление систем организма.
И.п.— лежа на спине, ноги полусогнуты в коленях, одна рука на грудь, другая на живот. Дыхание животом: вдох – живот надули, выдох – живот втянули.
2. Подведение итогов урока. Задание на дом (должно быть индивидуальным).