Урок физической культуры в специальной медицинской группе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Тема: Разучивание комплекса упражнений на коррекцию осанки. Закрепление специальных развивающих упражнений.

Цели:

  • укрепление здоровья, профилактика плоскостопия, развитие различных физических качеств;
  • формирование правильной осанки и рационального дыхания;
  • формирование умения организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
  • воспитание волевых, нравственных и эстетических качеств личности.

Задачи:

  • закреплять навыки правильной осанки;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать дисциплинированность, самостоятельность.

Оборудование: скакалки на каждого, волейбольный мяч на пару, карточки с комплексами упражнений для глаз, на профилактику плоскостопия, теннисные мячи, палочки

Примечание: на протяжении всего урока учитель следит за: дозировкой упражнений, правильной осанкой, правильным дыханием, правильностью выполнения упражнений и их элементов, соблюдением техники безопасности.

Ход урока

I. Организационный момент. (Дети занимаются босиком.)

Построение. Сообщение задач урока.

II. Вводная часть.

Комплекс специальных развивающих упражнений.

Упражнения выполняются в чередовании: в движении, на месте (у детей ограниченная двигательная активность).

№ п/п

Упражнения

Воздействие на организм

1

Ходьба спортивная (с пятки на носок)

Развитие статической выносливости мышц

2

Захват большого пальца.

И.п. – о.с.

1 - Левая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись).

2 - И.п. (голову вниз).

3 - Правая нога в сторону, руки через стороны вверх (потянулись).

4 - И.п. (голову вниз).

Замерить ЧСС.

Предупреждение нарушений осанки

3

Ходьба спортивная со сменой направления движения (в другую сторону).

Улучшение кровообращения

4

Наклоны вперёд.

И.п. – стойка ноги врозь.

1 – 4 - Руки дугами через стороны вверх.

5 – 8 - Наклон вперёд.

1 – 4 - Встали, руки вверх.

5 – 8 - И.п., голову опустили

Восстановление дыхания.

Развитие гибкости

5

Ходьба в полуприседе на полупальцах с изменением положения рук (в стороны, вверх, вперёд), пальцы – фонарики (сжать-разжать)

Профилактика плоскостопия.

Развитие мелкой моторики

6

Выпады вперёд (со сменой положения ног), руки в замок сзади (одна сверху, другая снизу)

Развитие гибкости

7

Скрестный шаг, руки в стороны

Координация движений

8

Упражнение на восстановление дыхания.

И.п. стойка ноги врозь, руки в замок перед грудью (выдох).

1 - Руки вперёд (вдох).

2 - Руки к груди (выдох)

3 - Руки вверх (вдох).

4 - Руки к груди (выдох)

Выработка правильного дыхания

III. Основная часть.

Ходьба в движени: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

Перестроение в колонну по 3 (по ходу перестроения дети разбирают скакалки).

1. Упражнения на коррекцию осанки.

№ п/п

Упражнения

Воздействие на организм

I

Упражнения со скакалкой.

 

1

Выкруты в плечевом поясе.

И.п. стойка ноги врозь, скакалка в опущенных руках перед собой.

Руки вперёд, вверх, назад, опустили и обратно

Развитие подвижности плечевого пояса

2

Приседания.

И.п. – о.с., скакалка сложена в 4 у ног.

1 - Присели, взяли скакалку.

2 - Выпрямили ноги.

3 - Присели, положили скакалку.

4 - И.п.

Укрепление мышц

3

И.п. – о.с., положили скакалку на правую ногу (скакалка сложена в 4), руки на пояс.

Поднимаем прямую ногу вперёд на 45° – 90°, подержали, опустили. Тоже с левой ногой

Укрепление мышц.

Координация движений

II

Упражнения на профилактику плоскостопия

 

А

И.п. – сидя. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок от себя, носок на себя)

Укрепление мышц свода стопы

Б

И.п. – сидя. Выполнять круговые движения стопой (влево, вправо)

В

Массаж стопы — от пальцев к пяточной области костяшками пальцев (движения по кругу)

4

Наклоны вперёд.

И.п. – сидя, ноги прямые, носки на себя, скакалка опущена в руках перед собой.

1 - Наклон вперёд, скакалку за ноги.

2 - И.п.

Отдохнуть: потрясти ногами и руками

Развитие гибкости

5

И.п. – сидя, ноги прямые, скакалка в руках перед собой.

1 - Легли на спину.

2 - Руки положили вверх.

3 - Сели.

4 - Руки вверх.

Отдохнуть: потрясти ногами и руками

Укрепление мышц брюшного пресса

6

 

На полу сделать круг из скакалки.

Бег – прыжки по кругу: левая нога внутри, правая снаружи (или наоборот), руки произвольно

Улучшение кровообращения

7

В круге сели на пятки, наклонились вперёд, руки вперёд ладонями вниз, глаза закрыли, расслабились.

Замерить ЧСС

Восстановление систем организма

III

Упражнения с мячом.

Разделить детей по парам, раздать мячи (мяч на пару)

 

1

Броски мяча.

1 - Бросить мяч, присесть, встать.

2 - Поймать мяч, бросить, присесть, встать.

Развитие внимания.

Координация движений

2

Ловля катящегося мяча.

Повернуться спинами друг к другу.

1 - Руки с мячом вверх.

2 - Наклон вперёд.

3 - Толкнуть мяч партнёру (поймать мяч).

4 - Выпрямились (через левое плечо смотрим за партнёром)

Развитие внимания.

Координация движений

3

Массаж.

Ребёнок лежит на животе, голова повёрнута вправо, руки лежат вдоль тела ладонями вниз. Второй прокатывает мяч по всему телу от левой ноги к правой. Поменялись. Убрать мячи.

Восстановление систем организма

4

Потягивание. Легли на спину. Руки через стороны вверх и обратно.

Предупреждение нарушений осанки

2. Выполнение упражнений по группам. Дети делятся на 2 группы. В каждой группе назначается ответственный, который проводит зарядку. Ему даётся карточка с комплексом упражнений. Учитель следит за правильностью проведения и выполнения упражнений.

Первая группа выполняет упражнения для глаз.

  1. Поморгайте 15—20 раз.
  2. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. 3—5 раз.
  3. Повращайте глазами сначала влево, затем вправо. 3—5 раз.
  4. Поморгайте 10 раз.
  5. Крепко закройте глаза, надавливая веками на глазные яблоки.
  6. Поднимите палочку на уровень глаз. Закрыв один глаз, другим смотрите на палочку, затем вдаль. 6—8 раз каждым глазом.
  7. Вытяните вперёд руку с палочкой. Глядя на палочку, приближайте её к лицу (на 10 см), отодвигайте от лица. 3—5 раз.
  8. Поморгайте 20 раз.

Вторая группа выполняет упражнения на профилактику плоскостопия.

  1. И.п. – сидя, ноги согнуты. Приподнимай пятки одновременно и поочерёдно. 4-6 раз.
  2. И.п. – сидя, ноги согнуты. Прокатывай ступни ног с пятки на носок и наоборот. 6-8 раз.
  3. И.п. – сидя. Катай палочку серединой стопы вперёд, назад. 4-8 раз.
  4. И.п. – сидя. Катай мяч серединой стопы: вперёд, назад, по кругу, по и против часовой стрелки. 4-6 раз.
  5. И.п. – сидя. Захватив сводами ступней мяч, перенести его влево, опустить, вправо, опустить. 4-6 раз.
  6. И.п. – сидя. Перенеси  предмет с одного  места  на  другое, захватив пальцами ноги.
  7. И.п. – сидя. Поджимая пальцы ног, двигайся вперёд («Гусеница»). 4-6 раз.
  8. И.п. – сидя. Растопырь пальцы ног как можно шире. Попробуй сыграть ими гамму.

3. Эстафеты с мячом на развитие физических качеств.

Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу колонны.

1. Передача мяча над головой.

Мяч надо передавать над головой, руками назад. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.

2. Передача мяча под ногами.

Мяч надо передавать или прокатывать под широко расставленными ногами. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч под ногами. Примечание: игрок, стоящий сзади в колонне, держит ноги вместе.

3-4. Передача мяча справа (слева).

Мяч надо передавать справа (слева), ноги стоят на одном месте. Сзади стоящий игрок, получив мяч, бежит с ним, становится впереди колонны и вновь пускает мяч. Если кто-либо уронит мяч, он должен его поднять, встать на своё место и выполнить передачу мяча. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх.

5. Передача – броски мяча.

Капитаны становятся против своих команд на расстоянии 3-4 шага от них. У них в руках по мячу. По сигналу учителя капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и бежит в конец колонны. Капитан, получив мяч, бросает его следующему игроку и т.д. Игра заканчивается тогда, когда первый игрок займёт своё первоначальное место и поднимет руки с мячом вверх. Примечание: игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать, вернуться на своё место, а затем бросить мяч капитану.

Замерить ЧСС.

IV. Заключительная часть.

1. Упражнение на восстановление дыхания. Восстановление систем организма.

И.п.— лежа на спине, ноги полусогнуты в коленях, одна рука на грудь, другая на живот. Дыхание животом: вдох – живот надули, выдох – живот втянули.

2. Подведение итогов урока. Задание на дом (должно быть индивидуальным).