Урок окружающего мира во 2-м классе "Экологические системы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с экосистемами и их обитателями;
  • показать особую роль живых организмов на Земле;
  • развивать умение обмениваться мнениями и делать общие выводы;
  • воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.

Задача урока: исследовать связь живого и неживого в природе; удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.

Оборудование:

  • учебник «Наша планета Земля»;
  • ТСО – компьютер, мультимедиапроектор, экран;
  • (для сценки) пень, водоросли, зеленый мох, опята, земля, муравейник.

Презентация (приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка цели.

- Ребята, сегодня мы проведем маленькие исследования. А еще ребята поделятся новыми знаниями, полученными из энциклопедий и своими познавательными наблюдениями. В конце урока каждая группа выскажет свое понимание.

Слайд № 1:

  1. Что такое экосистема?
  2. Кто ее обитатели?

3. Совместное открытие новых знаний.

- Первый шаг нашего исследования – место обитания. Сейчас каждая группа рассмотрит на картинках живые организмы и проведет исследование по заданиям.

Слайд № 2: (читаем вслух)

  1. Определить место обитания.
  2. Выделить лишнего обитателя. Почему?
  3. Почему обитатели чувствуют себя как дома?

Исследователи: (белка, бурый медведь, белый медведь).

Профессора: (одуванчик, клевер, дуб).

Следопыты: (осьминог, кит, карась).

Путешественники: (кувшинка, кубышка, роза).

- Выскажите свое понимание по 1 и 2 заданиям.

Слайд № 3.

- Почему они чувствуют себя как дома?

- Даниил подведет итог нашему исследованию.

- Что такое место обитания.

Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, где достаточно пищи и воды.

Это - его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.

- Как связаны друг с другом животные и растения? Своими наблюдениями поделится Хасанов Женя.

Слайд № 4.

«Мои наблюдения помогли дать ответ на вопрос «Как связаны друг с другом животные и растения?» они связаны друг с другом пищевыми связями.

В нашем лесу я наблюдал, как белка грызет орешки, а потом узнал, что хищники куница или горностай питаются белками.

Слайд № 5.

Или другой пример: корой осины питается травоядное животное – заяц, а на зайцев охотятся хищники лисы и волки.

В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. различные животные и растения объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи».

- Кому принадлежит главная роль в экосистеме?

- Вот что узнал о растениях Саша Новиков.

Слайд № 6.

«Я увлекаюсь чтением книг о растениях. Оказывается, главная роль в экосистеме принадлежит растениям, поэтому их называют «кормильцами».

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Сами же растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и минеральные, то есть питательные вещества, необходимые для роста. Из них на свету производятся богатые энергией органические вещества. Эти вещества служат и пищей самим растениям, и другим обитателям экосистемы».

- Итак, растения – это кормильцы. Почему?

- О животных расскажет Бучельникова Ксюша.

Слайд № 7.

«Читая книги о животных, я узнала, что их называют «едоками». Животные едят готовую пищу. Это их главная роль в экосистеме. Животные получают органические вещества, поедая растения. Хотя «едоки» и питаются растениями, они не съедают их целиком, так что растения снова вырастают. Многие животные помогают растениям размножаться и расселяться, перенося их пыльцу и семена. Кроме того, животные дышат, поглощая из воздуха кислород».

- Почему животных называют «едоками»?

- Наши исследования продолжаются. Как вы думаете, живет ли кто-нибудь еще вместе с растениями и животными?

- Послушаем Анвера.

«Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: останков животных, прошлогодней травы, опавших листьев и веток, пней.

- Ребята, послушайте сказку и объясните, куда исчез пень?

«Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, березовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. Отдохнул Мишка на пне, поворчал всласть, поохал и отправился домой. А пень так и остался стоять – крепкий, даже Медведю тяжелому не под силу его развалить.

Первыми прослышали про свеженький пень жуки. Есть говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами.

Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие споры-кружочки. Выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями.

А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под моховую крышу. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Дружная семейка грибов-опят выросла. Грибы тоже пень разрушают.

Так новые жители необыкновенного домика бегали, бегали, суетились, суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Прошло какое-то время. Снова Мишка забрел в знакомые места. Сонливость его одолела, тут он о пенечке и вспомнил. Пришел Медведь на полянку, где пень стоял, а там, кроме муравейника, ничего и не видать: «Как же так? – подумал Медведь. – Помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался?» почесал лапой в затылке и подумал: «Да, стар я, видно, стал».

Старый Медведь мудрый, но так ничего и не понял.

- А вы, ребята, поняли, куда подевался или исчез пень?

- О своих исследованиях расскажет Кристина.

Слайд № 8.

«Я наблюдала в лесу под опавшей листвой, под корой старых деревьев за букашками, червями, жуками. Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные, то есть питательные вещества, нужные растениям. поэтому их называют «мусорщиками». «Мусорщиками» являются дождевые черви, грибы, микроскопические бактерии.

Слайд № 9.

Разрушенные останки растений и животных придают верхнему слою земли темную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием».

- Так, благодаря живым организмам, превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. И поддерживается жизнь на Земле.

4. Итог урока.

- Подведем итог нашего исследования.

1. Что такое экосистема?

- Откройте учебник на с. 9, прочитаем.

2. Назовите обитателей экосистемы. Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи?

3. Как вы думаете, зачем мы исследовали экологические системы?

Слайд № 10.

«В любую экосистему мы должны приходить, как в гости, потому что вокруг нас столько полезного, удивительного, прекрасного, и мы можем этим пользоваться, любоваться, не нарушая целостности экосистем.

- Спасибо вам, ребята, за старание на уроке.