Идея проекта.
Для того чтобы система обучения работала без нарушений, и был определен наиболее эффективный путь к поставленной цели, необходимо, прежде всего, обеспечить внутреннее единство содержания и методов обучения. Эта тесная связь содержания и методов обучения особенно явно обнаруживается при введении нового в процесс обучения.
Одной из современных форм ученического проекта может стать такая форма работы как историческое интервью. Создание этого проекта требует не просто знаний фактического материала, а прежде всего умение воспользоваться своими знаниями, навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой; умению самостоятельно находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, событиями. Создание интервью требует от учащегося умения:
- планировать вопросы;
- выстраивать их последовательность, используя навыки, полученные в ходе учебного процесса;
- анализировать информацию, привлеченную для создания проекта;
- давать объективную оценку при планировании ответов.
Особенность интервью в том, что автор проекта выступает сразу в 2-х ролях: журналист, задающий вопросы и исторический деятель, отвечающий на эти вопросы. Такая работа требует досконального изучения темы и творческого подхода к изучению темы.
Предлагаемый вариант проекта «Историческое интервью».
Название статьи : «Внешнеполитические откровения Екатерины Великой».
(Жирным шрифтом выделена работа журналиста).
Все мы стали свидетелями того насколько возрос международный авторитет нашего государства российского. Блистательная императрица Екатерина II Алексеевна проводит энергичную, активную внешнюю политику, которая имеет успех и способствует развитию России. Русская армия и флот показали всему миру чудеса героизма и храбрости, а выдающиеся русские полководцы и флотоводцы также покрыли себя неувядаемой славой. Сегодня мы имеем возможность задать свои вопросы самой императрице на интересующие нас вопросы внешней политики.
Решение, каких внешнеполитических задач стали приоритетом в вашей внешнеполитической деятельности?
Прежде всего, направления моей внешней политики продиктованы необходимостью дальнейшего экономического развития России и не допущения в России распространения крамольных идей и мыслей, создающих угрозу стране. Исходя из этого, я выделяю три основных внешнеполитических задачи: во-первых, необходимо было выйти к берегам Черного моря и закрепиться там, обезопасив южные границы от Турции и Крыма. Рост товарности сельского хозяйства диктовал необходимость обладания устьем Днепра.
Надо было продолжать воссоединение украинских и белорусских земель. Третья внешнеполитическая задача возникла в связи с трагическими событиями произошедшими во Франции.
Русская армия успешно провела военные компании против Турции в 1768-1774 гг., 1787-1791гг. Скажите, как изменилось соотношение сил в Европе после столь блистательных побед?
Произошла замена союзников России. Пруссия, выполнявшая эту роль с 60-х г, оказалась ненадежным и даже коварным союзником, и ее место заняла Австрия. Мы дали взаимное обязательство в случае нападения на одного из нас Османской империи выставить равное количество войск.
Скажите, что такое греческий проект? Когда он возник, в связи с чем и что подразумевает?
Именно с установлением союзнических отношений с Австрией у меня возник новый внешнеполитический план, получивший название «Греческого проекта». Он предусматривает изгнание Османской империи из Европы путем создания из ее владений (Бессарабии, Молдавии и Валахии) буферного государства Дакии во главу которого я поставлю своего внука Константина. Константин с детства воспитан в греческих традициях. Я приказала нанять ему греческую кормилицу, которая рассказывала ему греческие сказки и пела греческие песни. Смысл существования Дакии состоит в том, чтобы лишить Россию, Австрию и Османскую империю общих границ. Дакия должна стать частью Российской империи, но с правами автономии.
На данный момент насколько продвигается реализация этого плана?
Наши союзники – австрийцы, не возражают против проекта. Но их территориальные притязания слишком велики и непомерны. Нас это не устраивает. Но первым шагом на пути реализации этого проекта стало присоединение «под российскую державу» Крыма в 1783г.
Почему крымский хан сам просил о присоединении Крыма к России?
Крымский хан Шагин – Гирей человек европейски образованный, но плохой политик. Он вообразил себя просвещенным реформатором и решил осуществить европеизацию Крыма. Но его замыслы натолкнулись на сопротивление местного населения, в глазах которого он выглядел изменником и вероотступником. В Крыму постоянно вспыхивали мятежи. В 1781г. Крым охватил новый мятеж и хан бежал под защиту нашего русского оружия. Шагин-Гирею, развернувшему репрессии против мятежников, мы посоветовали добровольно отказаться от престола и просить меня – российскую императрицу принять Крым в свою державу. У хана, чья власть держалась только на поддержке России, выбора не было, он подчинился.
В апреле 1783г. я подписала манифест о принятии Крыма и Кубани «под российскую державу».
Екатерина Алексеевна, почему Россия согласилась на раздел Польши, который предложили Австрия и Пруссия?
Подписание мира с Турцией во многом зависело от позиции Австрии, которая на протяжении долгого времени подталкивала Турцию к войне с Россией. Для того, чтобы турки стали сговорчивее, необходимо было каким-то образом нейтрализовать Австрию. Выход был нами найден в принятии предложения Пруссии: воспользоваться слабостью Польши и присутствием там русских войск и разделить между тремя державами.
Насколько это согласовалось с интересами России?
Российское правительство ликвидировало своеволие польско-литовских магнатов, лишив их права держать свои войска и крепости. Россия присоединила территории Украины и Белоруссии, население которых втягивается в орбиту всероссийского рынка. Россия в очередной раз выступила защитницей православного населения. Прекратились религиозные преследования православных на этих землях.
А в отношении католиков?
Католикам предоставлена свобода вероисповедания.
Екатерина Алексеевна, почему после 1789г. вы изменили свое отношение к идеям просветителей и даже приказали вынести из своих покоев бюст Вольтера, с которым долгое время вы состояли в переписке?
Революция во Франции в 1789г., потрясла не только меня, но и всю Европу. Во Франции началась «кровавыя междоусобия, разоряя области и города, ввергают народы в нищету и отчаяние, и, отъемля личную и имущественную безопасность, тем самым соделывают их мятежными и к браням склонными». Особую опасность я вижу в ослаблении государственной власти, «безначалии». Меня возмущает мысль о возможности власти в руках «башмачников и сапожников», оскорбление королевского достоинства, отмена титулов, но в особенности, кровавые жестокости революционеров.
Дело французского короля, есть дело всех государей.
Почему Россия не принимает участия в военных действиях против Франции?
Все внимание европейских держав сконцентрировано на Франции, это дает русскому правительству свободу рук в решении турецкой и польской проблем. Если «Франция справится со своими бедами, она будет сильнее, чем когда-либо…»
Что, по вашему мнению, для этого необходимо?
«Для этого нужен человек недюженный, ловкий, храбрый, опередивший своих современников и даже, может быть, свой век».
Очень интересна ваша реакция на войну за независимость североамериканских колоний.
В войне Англии с ее северо-американскими колониями мы заняли нейтральную позицию. Я отказала английскому королю помочь Великобритании войсками. По инициативе Н.И.Панина в 1780г. Россия выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете, к которой присоединился ряд европейских государств, что, на мой взгляд, объективно способствовало победе колонистов. Но главное – значительно укрепила международный авторитет России.
Чем обусловлена такая позиция?
Война за независимость надолго поглотила все силы Англии, не способной вмешиваться в русско-турецкие отношения. Это лишило Турцию сильного союзника, что выгодно России.
Подводя итоги нашего интервью с великой государыней, мы можем смело сделать выводы о том, что благодаря мудрой внешней политике императрицы значительно возросла территория России. В ее состав вошли Правобережная Украина и Белоруссия, часть Прибалтики, Северное Причерноморье, ряд новых территорий на Дальнем Востоке и в Северной Америке. Население России увеличилось с 22 до 36 млн. человек.
Другим важным итогом внешней политики Екатерины Великой стало начало превращения России в великую мировую державу.
«При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко. Русский флот бороздит теперь просторы не только прибрежных морей, но и Средиземноморья, Тихого и Атлантического океанов, поддерживая силой своих орудий внешнюю политику России в Европе, Азии и Америке.
Список используемой литературы:
- Екатерина II. Записки. – СПб., 1907.
- История России. 1682-1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ / под общей редакцией В.Шелохаева. М.:ТЕРРА, 1996г.
- Кочетов Н.С. История России. Конец 17-19 век. 10класс.поурочные планы по учебнику В.И.Буганова, П.Н.Зырянова. Волгоград. «Учитель»2005г.
- Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861г.Учебник для педагогических институтов. М., Просвещение 1989г.
- Данилов А.А. История России. Пособие для подготовки к ЕГЭ и устным экзаменам по истории. М., Просвещение 2006г.
- 3000 тестов и проверочных работ по истории / Безносов А.Э., Данилов А.А., Жукова Л.В. М.: Дрофа, 2000г.