Урок математики в 5-м классе "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Девиз урока: «Натуральное число тайн немало принесло».

Цели урока:

  • образовательные: углубление и проверка знаний и навыков учащихся по теме, предотвращение забывания усвоенного;
  • воспитательные: воспитание активности, взаимопомощи, интереса к предмету;
  • развивающие: развитие логического мышления, устной и письменной речи, памяти.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Основной этап урока – индивидуальная работа и работа в малых группах, проверка результатов учебной работы на уроке.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог урока. Выставление отметок.

Ход урока

1. Приветствие

2. Сегодня наш урок мы начнем с проверки домашнего задания, чтобы узнать тему и цель нашего урока.

(Учитель ответы записывает на доске.)

1. Решите уравнение 29 * Х = 174

Вопрос: а) Как найти неизвестный множитель?

Ответ: Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель.

Х = 174 : 29

Х = 6

2. Сколько километров проедет велосипедист за полчаса, если его скорость 20 км/ч?

Вопрос: Как найти расстояние?

Ответ: Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.

Вопрос: Как мы 20 км/ч умножим на полчаса?

Ответ: Если велосипедист проедет 20 км за час, то за полчаса он проедет в два раза меньше, 20 : 2 = 10 (км/ч).

3. Вычислить

2 808 : 27 + 1 904

2 808 : 27 = 104,

104 + 1 904 =2 008

4. На сколько площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см больше площади квадрата со стороной 5 см?

Вопрос: Какие знания необходимы для решения этой задачи?

Ответ: Как найти площадь прямоугольника, квадрата? Как найти на сколько одно число больше другого?

  1. 4 * 8 = 32 (кв. см) – площадь прямоугольника.
  2. 5 * 5 = 25 (кв. см) – площадь квадрата.
  3. 32 – 25 = 7 (кв. см)

Ответ: на 7 кв.см.

5. Вычислить 243 – ( 143 + 93 )

Вопрос: Как из числа вычесть сумму?

243– 143 – 93 = 7

6. Сколько натуральных чисел находится между числами 459 и 467?

(7)

3. На доске появилась запись 6 10 2008 7 7 7

Вопрос: Как вы думаете, с чем связаны данные числа?

Ответ: (хочется, чтобы ученики ответили сами) сегодня у нас 6.10.2008, 2008 год посвящен году семьи, а «семь» является корнем слова «семья». (Если будут затруднения с числами 7, 7, 7, то задать вопрос: «Чему посвящен 2008 год?»)

Запишем в тетради число 6.10.08, классная работа.

Тема нашего урока: «Действия с натуральными числами».

Девиз: «Натуральное число тайн немало принесло», и в конце урока мы должны эти тайны узнать (открывается «крыло» доски с названием темы и девиза урока).

4. Основной этап урока

У каждого ученика прикреплена карточка с числом 1000, 34, 0, 506 и т.д.

Инсценировка

Учитель: Если наш урок посвящен натуральным числам, тогда что здесь делает нуль? Я попрошу нуль выйти с нашего урока.

Ученик, у которого прикреплена карточка с числом 0, выходит из класса.

Ученики, у которых в записи числа встречается цифра 0, срывают 0 и начинают возмущаться по поводу своего уменьшения, изменения и высказывают просьбу вернуть нуль обратно.

Учитель: Хорошо, я разрешу нулю вернуться на урок, но при условии, что вы правильно проверите работу, которую выполнил Незнайка.

Задание 1.

Ученики получают карточку № 1 и выполнят задание индивидуально.

Работу выполнил Незнайка

Работу проверил(а)

1. Нуль относится к натуральным числам

2. Нуль – самое маленькое натуральное число

3. Любое натуральное число можно записать с помощью одиннадцати цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

4. Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда

5. Без цифры 0 натуральные числа не могут существовать

Проверяем ответы, делаем вывод, что без цифры «нуль» натуральные числа существовать не могут и приглашаем ученика с карточкой «0» вернуться в класс.

Задание 2.

Ученики получают карточки №2, №3 и инструкцию к выполнению заданий (на каждой карточке выделены номера четырех заданий, которые должна выполнять каждая пара).

КАРТОЧКА № 2

Работу выполнили

1. Вычислить 1365 : 13 + 32 * 60 =

2. Найдите половину суммы предыдущего и последующего чисел для числа 29.

3. Найти периметр треугольника со сторонами 2 дм 1 см, 1 дм 5 см, 1 дм 4 см. Ответ записать в дециметрах.

4. Решить уравнение 1508 : Х = 52

5. Вычислить 7215 – (6015 + 1187) =

6. На сколько грамм 13 кг 39 г больше 13012 г?

7. Путь от города до озера 28 км. Туристы прошли 3 часа со скорость 4 км/ч и сделали привал. Оставшийся путь они проехали на автобусе. Сколько км туристы проехали на автобусе?

8. Какое число пропущено в записи примера 51 * 12 - ……. = 598?

9. Найти сумму координат точек А и В, если А(3), а точка В находится правее точки А на 9 единичных отрезков.

10. Сколько нужно заплатить рублей за 2 ручки по 19 рублей и 2 альбома по 38 рублей?

КАРТОЧКА № 3

Отгадайте кроссворд.

  1. Сложение, вычитание, умножение, деление – это арифметические ...
  2. Результат вычитания.
  3. Геометрическая фигура.
  4. Оно бывает числовое и буквенное.
  5. Антоним слова «меньше».
  6. Единица измерения площади.

Какое слово получили в выделенных клетках?

Инструкция к работе по карточкам №2, №3

  1. Работу выполняйте вдвоём, помогая друг другу при затруднениях. Ответы записывайте в карточке.
  2. Выполните выделенные задания в карточке №2.
  3. Разгадайте кроссворд (карточка №3).
  4. Если у вас до проверки работы останется время, тогда можете выполнять любые задания из карточки №2.
  5. На работу по карточкам №2 и №3 вам даётся 15 минут.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Проверка выполнения заданий, кроссворда, составления текста с помощью перевернутых карточек.

Таблица ответов

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2025

29

5

29

13

27

16

14

15

114

Получившийся текст (собирается как пазл): «В замечательной школе № 2025 города Москвы в 5 «А» классе учатся 29 учеников, из них 13 добрых, красивых, заботливых девочек и 16 внимательных, сильных, отзывчивых мальчиков. У них есть 27 пап и 29 мам, которые очень любят своих детей. А ещё рядом с учениками этого класса 15 братьев и 14 сестер! Всего вас вместе 115 человек. Вот такая большая прекрасная классная семья!»

Учитель: Я желаю вам быть дружными. Ведь слово «Дружба», которое мы получили в кроссворде очень объёмное. Дружба это забота друг о друге, внимание, любовь, сочувствие, уважение…(спросить учеников о том, как они понимают слово «дружба»). Пусть дружба объединяет вашу прекрасную классную семью и ваши родные семьи!

Ученики должны заметить, что в ответе есть число 114, а в тексте 115. Членом вашей классной семьи является ваша классная мама – классный руководитель.

5. Домашнее задание: составьте 3 задания (примеры, задачи, уравнения), чтобы при решении получилась дата вашего дня рождения (число, номер месяца, год) и решите эти задания в тетради. Свои задания (без решений) оформите на карточке (за выполнение д/з отметка выставляется в журнал, а карточки используются на других уроках для опроса учащихся).

6. Итог урока

Какую тайну мы сегодня открыли с помощью натуральных чисел?

Выставление отметок - за карточку №1 (проверяется при выполнении карточек №2, №3) на уроке, за карточки №2, №3 отметки выставляются на следующем уроке. Все отметки в журнал выставляются по желанию учащихся.