Девиз урока: «Натуральное число тайн немало принесло».
Цели урока:
- образовательные: углубление и проверка знаний и навыков учащихся по теме, предотвращение забывания усвоенного;
- воспитательные: воспитание активности, взаимопомощи, интереса к предмету;
- развивающие: развитие логического мышления, устной и письменной речи, памяти.
Структура урока:
- Организация начала урока.
- Проверка домашнего задания.
- Основной этап урока – индивидуальная работа и работа в малых группах, проверка результатов учебной работы на уроке.
- Домашнее задание.
- Итог урока. Выставление отметок.
Ход урока
1. Приветствие
2. Сегодня наш урок мы начнем с проверки домашнего задания, чтобы узнать тему и цель нашего урока.
(Учитель ответы записывает на доске.)
1. Решите уравнение 29 * Х = 174
Вопрос: а) Как найти неизвестный множитель?
Ответ: Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель.
Х = 174 : 29
Х = 6
2. Сколько километров проедет велосипедист за полчаса, если его скорость 20 км/ч?
Вопрос: Как найти расстояние?
Ответ: Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время.
Вопрос: Как мы 20 км/ч умножим на полчаса?
Ответ: Если велосипедист проедет 20 км за час, то за полчаса он проедет в два раза меньше, 20 : 2 = 10 (км/ч).
3. Вычислить
2 808 : 27 + 1 904
2 808 : 27 = 104,
104 + 1 904 =2 008
4. На сколько площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см больше площади квадрата со стороной 5 см?
Вопрос: Какие знания необходимы для решения этой задачи?
Ответ: Как найти площадь прямоугольника, квадрата? Как найти на сколько одно число больше другого?
- 4 * 8 = 32 (кв. см) – площадь прямоугольника.
- 5 * 5 = 25 (кв. см) – площадь квадрата.
- 32 – 25 = 7 (кв. см)
Ответ: на 7 кв.см.
5. Вычислить 243 – ( 143 + 93 )
Вопрос: Как из числа вычесть сумму?
243– 143 – 93 = 7
6. Сколько натуральных чисел находится между числами 459 и 467?
(7)
3. На доске появилась запись 6 10 2008 7 7 7
Вопрос: Как вы думаете, с чем связаны данные числа?
Ответ: (хочется, чтобы ученики ответили сами) сегодня у нас 6.10.2008, 2008 год посвящен году семьи, а «семь» является корнем слова «семья». (Если будут затруднения с числами 7, 7, 7, то задать вопрос: «Чему посвящен 2008 год?»)
Запишем в тетради число 6.10.08, классная работа.
Тема нашего урока: «Действия с натуральными числами».
Девиз: «Натуральное число тайн немало принесло», и в конце урока мы должны эти тайны узнать (открывается «крыло» доски с названием темы и девиза урока).
4. Основной этап урока
У каждого ученика прикреплена карточка с числом 1000, 34, 0, 506 и т.д.
Инсценировка
Учитель: Если наш урок посвящен натуральным числам, тогда что здесь делает нуль? Я попрошу нуль выйти с нашего урока.
Ученик, у которого прикреплена карточка с числом 0, выходит из класса.
Ученики, у которых в записи числа встречается цифра 0, срывают 0 и начинают возмущаться по поводу своего уменьшения, изменения и высказывают просьбу вернуть нуль обратно.
Учитель: Хорошо, я разрешу нулю вернуться на урок, но при условии, что вы правильно проверите работу, которую выполнил Незнайка.
Задание 1.
Ученики получают карточку № 1 и выполнят задание индивидуально.
Работу выполнил Незнайка |
Работу проверил(а) |
1. Нуль относится к натуральным числам |
2. Нуль – самое маленькое натуральное число |
3. Любое натуральное число можно записать с помощью одиннадцати цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
4. Цифра 0 означает отсутствие единиц данного разряда |
5. Без цифры 0 натуральные числа не могут существовать |
Проверяем ответы, делаем вывод, что без цифры «нуль» натуральные числа существовать не могут и приглашаем ученика с карточкой «0» вернуться в класс.
Задание 2.
Ученики получают карточки №2, №3 и инструкцию к выполнению заданий (на каждой карточке выделены номера четырех заданий, которые должна выполнять каждая пара).
КАРТОЧКА № 2
Работу выполнили |
1. Вычислить 1365 : 13 + 32 * 60 = |
2. Найдите половину суммы предыдущего и последующего чисел для числа 29. |
3. Найти периметр треугольника со сторонами 2 дм 1 см, 1 дм 5 см, 1 дм 4 см. Ответ записать в дециметрах. |
4. Решить уравнение 1508 : Х = 52 |
5. Вычислить 7215 – (6015 + 1187) = |
6. На сколько грамм 13 кг 39 г больше 13012 г? |
7. Путь от города до озера 28 км. Туристы прошли 3 часа со скорость 4 км/ч и сделали привал. Оставшийся путь они проехали на автобусе. Сколько км туристы проехали на автобусе? |
8. Какое число пропущено в записи примера 51 * 12 - ……. = 598? |
9. Найти сумму координат точек А и В, если А(3), а точка В находится правее точки А на 9 единичных отрезков. |
10. Сколько нужно заплатить рублей за 2 ручки по 19 рублей и 2 альбома по 38 рублей? |
КАРТОЧКА № 3
Отгадайте кроссворд.
- Сложение, вычитание, умножение, деление – это арифметические ...
- Результат вычитания.
- Геометрическая фигура.
- Оно бывает числовое и буквенное.
- Антоним слова «меньше».
- Единица измерения площади.
Какое слово получили в выделенных клетках?
Инструкция к работе по карточкам №2, №3
- Работу выполняйте вдвоём, помогая друг другу при затруднениях. Ответы записывайте в карточке.
- Выполните выделенные задания в карточке №2.
- Разгадайте кроссворд (карточка №3).
- Если у вас до проверки работы останется время, тогда можете выполнять любые задания из карточки №2.
- На работу по карточкам №2 и №3 вам даётся 15 минут.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
Проверка выполнения заданий, кроссворда, составления текста с помощью перевернутых карточек.
Таблица ответов
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
2025 |
29 |
5 |
29 |
13 |
27 |
16 |
14 |
15 |
114 |
Получившийся текст (собирается как пазл): «В замечательной школе № 2025 города Москвы в 5 «А» классе учатся 29 учеников, из них 13 добрых, красивых, заботливых девочек и 16 внимательных, сильных, отзывчивых мальчиков. У них есть 27 пап и 29 мам, которые очень любят своих детей. А ещё рядом с учениками этого класса 15 братьев и 14 сестер! Всего вас вместе 115 человек. Вот такая большая прекрасная классная семья!»
Учитель: Я желаю вам быть дружными. Ведь слово «Дружба», которое мы получили в кроссворде очень объёмное. Дружба это забота друг о друге, внимание, любовь, сочувствие, уважение…(спросить учеников о том, как они понимают слово «дружба»). Пусть дружба объединяет вашу прекрасную классную семью и ваши родные семьи!
Ученики должны заметить, что в ответе есть число 114, а в тексте 115. Членом вашей классной семьи является ваша классная мама – классный руководитель.
5. Домашнее задание: составьте 3 задания (примеры, задачи, уравнения), чтобы при решении получилась дата вашего дня рождения (число, номер месяца, год) и решите эти задания в тетради. Свои задания (без решений) оформите на карточке (за выполнение д/з отметка выставляется в журнал, а карточки используются на других уроках для опроса учащихся).
6. Итог урока
Какую тайну мы сегодня открыли с помощью натуральных чисел?
Выставление отметок - за карточку №1 (проверяется при выполнении карточек №2, №3) на уроке, за карточки №2, №3 отметки выставляются на следующем уроке. Все отметки в журнал выставляются по желанию учащихся.