Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста появилось сравнительно недавно. Начало этой работы пришлось на время увеличения социального напряжения, связанного с социально-экономическими преобразованиями в России и, как следствие, со снижением рождаемости. В стране стало меньше дошкольников, и освободившиеся в детских садах помещения были переоборудованы в кабинеты, студии, классы. В дошкольных учреждениях появились дополнительные образовательные услуги: студии по обучению изобразительной деятельности, хореографии, изучению иностранных языков, школы раннего развития и т.д. Содержание, формы организации, методы и приемы дополнительного образования педагоги выбирали самостоятельно, рассматривая кружок или студию просто как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития.
На данном этапе своего развития, дополнительное образование в ДОУ дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Приобщение детей к творческой деятельности в студиях, кружках, секциях способствует развитию у них качеств творческой личности: быстрой обучаемости, умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления и способности добывать новые знания. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка: это качество во многом определяет все сферы его жизни.
Дополнительное образование не заменяет, а расширяет и обогащает программу детского дошкольного учреждения, что благоприятно отражается на воспитанниках и воспитательно-образовательном процессе в целом. Ведь каждый ребенок имеет право на свой собственный уникальный путь развития.
Изучить возможности и интересы наших воспитанников позволяет педагогическая диагностика, анкетирование родителей, ежедневные наблюдения за детьми, тесты-опросники для воспитателей. Такое тщательное изучение показателей позволяет нам скорректировать и запланировать необходимые мероприятия, учесть желания наших воспитанников и предоставить все условия для того, чтобы они смогли заняться любимым делом.
В нашем детском саду весь спектр дополнительных услуг поделен на три направления:
- художественно-эстетическое: клубы по интересам «Волшебные ножницы» и «Читалочка», театральный клуб «Радужка»
- интеллектуально-познавательное: клуб по интересам «Капелька»
- оздоровительное: клуб по интересам «Крепыш».
Для каждого клуба создана своя программа, в которой отражены цели, задачи, принципы работы, стратегия развития клуба, программное обеспечение, основные методы работы с детьми и перспективное планирование.
С 1999 года я являюсь руководителем клуба по интересам «Читалочка», который призван реализовать художественно-исполнительский потенциал дошкольников, а также создать условия для самовыражения детей через звучащее слово, драматическую интерпретацию.
Общение с литературой сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попытками выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают творческим процесс чтения, наш клуб – школой их освоения, а рукописные книги – собранием первых авторских публикаций.
Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей. При этом необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, уникален. Теплая дружественная и непринужденная атмосфера клуба помогает ребенку легче и спокойнее войти в мир поэзии. Поэтому я работаю, как правило, с одним или несколькими детьми, помогая им преодолевать застенчивость и робость. Внутренняя раскованность создает наиболее благоприятную обстановку для закрепления поэтического материала.
Большое значение в нашем клубе придается подбору произведений. Особое внимание уделяю местным авторам, которые описывают в своих стихах чудесную северную природу, с любовью пишут о своих городах, восхваляют наш прекрасный Северный край. Знакомство с этими стихами позволяет детям лучше узнать свой край, город. При выборе стихотворений придерживаюсь определенных параметров:
- простота и четкость ритма;
- краткость самого стиха и отдельных строк;
- простота и яркость знакомых детям образов;
- отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Следуя этим требованиям, подбираю произведения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
Доброй традицией у нас в клубе стали вечера семейного чтения. Ведь как приятно собраться всем вместе в теплом, уютном зале за чашечкой чая и послушать любимые всеми произведения в замечательном исполнении не только детей, но и взрослых. Именно для этого, вместе с воспитанниками клуба «Читалочка» и их родителями, а также при поддержке других сотрудников ДОУ, мы начали собирать библиотечку произведений местных поэтов и писателей. Желающих принять участие в подобных семейных вечерах оказалось так много, что мы даже решили провести среди них конкурс «на лучшего чтеца», в котором с огромным удовольствием поучаствовали многие родители со своими детьми.
С 2000 года мы с воспитанниками клуба «Читалочка» участвуем в городском конкурсе «Овация», где занимаем первые и вторые места. Дети с удовольствием принимают участие в городских праздниках «День города», «День матери», «День защиты детей» и других торжественных мероприятиях.
Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения.
Одним из эффективнейших методов развития творческого воображения дошкольников считается метод проектирования. Его популярность объясняется тем, что инструментарий данного метода дети осваивают непосредственно на практических примерах. Используя метод проектов, педагог становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
Участие в проектировании ставит детей и педагогов в позицию, когда ребенок сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е., изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества, в процессе которого интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Именно поэтому в работе своего клуба я часто использую метод педагогического проектирования. Он позволяет создать детям благоприятные условия для занятий разными видами деятельности, разбудить творческие наклонности ребенка. Ведь, как правило, его креативные возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В этом году, обобщая опыт работы педагогов ДОУ по проблеме патриотического воспитания и ориентируясь на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.г.», а также ее продолжение до 2010 г. в нашем ДОУ на базе клуба «Читалочка» был разработан проект «Моя маленькая Родина в стихах».
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами.
Цель проекта: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников на основе приобщения их к традиционной культуре родного края.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
- формировать представления детей о родном крае, используя поэтическое слово;
- развивать у детей интерес и желание заниматься декламацией стихотворений;
- развивать образное мышление, воображение, творческие проявления у детей;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать правильное произношение;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и родному краю.
В разработке и реализации проекта «Моя маленькая родина в стихах» приняли участие все сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.
За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными учреждениями. Дети стали частыми посетителями Дома Детского Творчества и «Библиотеки семейного чтения», лично встречались с поэтами и писателями Мурманской области. Экскурсии в краеведческий музей и по памятным местам родного города помогли детям в увлекательной форме узнать о природе и истории родного города и края. Дети с удовольствием посещали выставки детского творчества в библиотеке микрорайона Ст. Апатиты и сами принимали в них участие.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивных потребителей образовательных услуг. Родители вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках, помогали в создании мини-библиотеки «Поэты и писатели Мурманской области», принимали активное участие в прошедшей в ДОУ акции «Подари книгу», а также с большим удовольствием включились в семейный конкурс «Лучшее представление стихотворения».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это – корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжать работу над выразительностью речи детей посредством знакомства с новыми и интересными поэтическими произведениями, чтобы речь детей была еще более красива, и выразительна, и чтобы посещение клуба «Читалочка» приносило детям максимум пользы и удовольствия. Ведь многие впечатления детей еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А патриотизм напрямую связан с духовным миром человека, его глубиной.