Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Тема: «Искусство строителей пирамид».

Класс: 5.

Учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009 г. (стр.64-69)

Программа: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008 г.

Цели и задачи урока по линиям развития личности.

  • Линия 1-2: Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя памятники культуры Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян.
  • Линия 3: С помощью исторических фактов, понятий научить объяснять, почему достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций.
  • Линия 5: Научить давать собственную оценку о должном и справедливом в отношении порядков египетского общества (повинность египтян работать на строительстве пирамид.)

Обязательный минимум содержания: Божественное происхождение власти фараона. Культурное наследие Древнего Египта: пирамида Хеопса.

Оборудование:Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009 г.

Раздаточный материал: таблицы, тесты, информации, карточки с вопросами и заданиями для групп. Использование средств мультимедиа (приложение).

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
  3. Актуализация знаний. Планирование деятельности.
  4. Выражение решения. Применение нового знания.
  5. Закрепление изученного.

I. Проверка домашнего задания

Учитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога)

Ученики

(ожидаемые действия, ответы)

Разминка

1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными группами населения Древнего Египта. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним основное содержание предыдущих тем. Для этого вам необходимо обратить внимание на утверждения и ответить на них утвердительно или отрицательно.

(Утверждения выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки)

В Древнем Египте насчитывалось более 6000 иероглифов

 Да

Верховный чиновник поручал фараону строительство каналов

Нет

Раб – это свободный человек, землевладелец

Нет

Жрецы знали молитвы для обращения к богам

Да

Обучающиеся исправляют ошибки в утверждениях

2. Работа по тестам. Выполнив работу, учащиеся меняются карточками и проводят взаимопроверку.

Бланк ответов

 

а

б

в

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

(Вопросы теста выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки)

Вопросы теста.

1. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил

Б) Тигр

В) Евфрат

2. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет

Б) саркофаг

В) мумия

3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) союз богов неба и земли

б) объединение Южного и Северного царств

в) царство мертвых и царство живых

4. Что обозначает понятие «религия»?

а) вера в сверхъестественные силы

б) вера в силы природы

в) умение подчиняться кому-либо

5. Первая столица Египетского царства.

а) Атон

б) Фивы

в) Мемфис

3. Решение кроссворда.

(Учитель задает вопрос, обучающиеся отвечают на него и постепенно появляется ключевое слово - ПИРАМИДА)

Вопросы:

  1. Что египтяне использовали для письма? (Папирус)
  2. Как называется река, протекающая по территории Египта? (Нил)
  3. Из чего изготавливали папирус? (Тростник)
  4. Как называли земляные преграды, обмазанные глиной, для сбора воды? (Дамбы)
  5. Какое название получила соседская община в Древнем Египте? (Ном)
  6. Как называется легендарное сказание о героях, богах, явлениях природы, общественных событиях? (Миф)
  7. Как называлась форма правления в Древнем Египте? (Деспотия)
  1. Кто управлял Древним Египтом? (Фараон)

4. Учитель формулирует тему урока.

Искусство строителей пирамид

Обучающимся демонстрируется карта. Вопрос учителя: Определите место расположения пирамид.

Ответ обучающихся: Место расположения пирамид – левый западный берег реки Нил (наносят условные обозначения на контурную карту).

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

1. Учитель демонстрирует изображения египетских пирамид, рассказывая о глобальных размерах этих сооружений с помощью видеоролика.

В процессе демонстрации изображений пирамид учитель может задать ученикам следующие вопросы:

  • Какое впечатление на вас произвели эти сооружения?
  • Как вы думаете, легко ли было построить пирамиду без машин и техники, которой тогда не существовало в Египте?

Ученики высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают восхищение, удивление, восторг по поводу того, как можно было это всё построить вручную без техники.

2. Учитель обращает внимание обучающихся на стр. 68 (чтение беседы Антошки, Археолога и Источниковеда).

Читает один из обучающихся:

Симпатичная фигурка, - сказал Антошка, разглядывая фотографию пирамиды.

- В высоту эта «фигурка», - заметил Археолог, - почти 150 метров, как большой футбольный стадион, поставленный вертикально. Она сложена из двух миллионов каменных «кубиков», каждый весом с автомобиль (более 2 тонн). В самом центре пирамиды скрывается погребальная камера фараона.

- Нет! – воскликнул Антошка. – Люди ни за что не стали бы трудиться ради одной могилы. Тут наверняка инопланетяне постарались!

- Какое впечатление вызвали пирамиды у Антошки?

Люди ни за что не стали бы трудиться ради одной могилы. Тут наверняка инопланетяне постарались!

Читают продолжение документа.

- Ну, египтяне точно знали, что это они сами построили, - ответил Источниковед. – Их воспоминания записал и сохранил для нас древнегреческий историк Геродот. Они свидетельствуют: «На стройке постоянно находилось 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца. Они потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни…Сама пирамида потребовала 20 лет работы».

- Что ответил Источниковед?

- Ну, египтяне точно знали, что это они сами построили, - ответил Источниковед

-Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие?

На строительство пирамид было потрачено много времени и задействовано огромное количество людей. И всё это для одного человека – фараона.

Фиксирует проблему урока

Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона?

-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Ученики могут выдвинуть разные версии, например,

  • египтян заставляли работать на строительстве пирамид,
  • люди боялись своего фараона и вынуждены были подчиняться ему
  • египтяне любили фараона, потому что считали его главным в государстве.

Версии

  1. заставляли
  2. боялись
  3. любили

Записывают версии в тетради.

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Знаем:

  1. Что такое культура, искусство
  2. 3000г.до н.э.- образование в Египте единого государства во главе с фараоном.
  3. Необходимые условия для загробной жизни египтян: мумия, гробница, « Книга мёртвых», что бы пройти суд Осириса.

- Что нам нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

(Определяют план действий по решению проблемы.)

 

Раз мы уже знаем, что пирамиды, в которых находились гробницы, были необходимым условием для загробной жизни, и что их строили для фараона, нам необходимо узнать, как личность фараона была связана с религиозными представлениями египтян о мире и существовании Египта.

С какими богами египтяне ассоциировали фараона.

-Используя текст (п.1 с. 64-65), попробуйте объяснить, почему жители Древнего Египта считали, что страна будет существовать, пока ими правят фараоны?

Кто управлял Египтом?

 

Кто считался отцом фараона?

 

Воплощением, какого бога был фараон?

 

Что обеспечивало урожаи по всему Египту?

 

К кому обращался фараон, чтобы узнать о разливах реки Нил?

 

Кто вел наблюдения за звездами в Древнем Египте?

 

Что было создано на основе наблюдений за звездами?

 

Какие науки зародились в Египте?

 

Класс индивидуально, самостоятельно в течение нескольких минут работают с текстом учебника, выполняют задание.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Ученики по желанию высказывают свои мнения.

Вывод: Благодаря божественной силе фараона существует Египет.

(данный вывод выводится на экран)

Речь учителя:

- Когда фараон умирал, он становился воплощением бога возрождающейся жизни – Осириса. От того, возродится фараон в подземном мире или нет, зависело, продолжится ли жизнь на земле – взойдут ли колосья в Египте. Для встречи духа и души фараона с мумией его тела была необходима надежная гробница. Поэтому египтяне создали величественную архитектуру. Для этого требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности. Это уже не просто строительство, но и искусство созидания.

 

Далее работа по группам.

1 группа – подготовить рассказ о гробнице Джосера (стр.65-66).

2 группа – подготовить рассказ о гробнице Хеопса (стр. 66-67).

3 группа – подготовить рассказ о внутреннем устройстве пирамиды (стр. 67-70).

(Ответы учеников сопровождаются иллюстрацией слайдов с изображением пирамид)

Почему гробницы со временем стали строить в виде пирамид? Выскажите своё мнение.

Ученики могут сказать, что пирамида это более величественное сооружение в отличие от гробницы, которую строили из красных кирпичей. Пирамида олицетворяла собой образ священной горы, связывающий мир небесный, земной и подземный.

Пирамида – священная гора, связующая мир небесный, земной и подземный

(данный вывод выводится на экран)

IV. Выражение решения. Применение нового знания

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

- Какие версии подтвердились?

Примерный вывод по проблеме:

- Египтяне тратили столько сил ради одного фараона, так как его считали живым воплощением бога на земле. От его божественной силы зависело существование Египта.

Ученики могут сказать, что египтяне и боялись и их заставляли работать на строительстве пирамид.

Ученики могут сказать, что создавать пирамиды было сложно, трудно. Для этого требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности (расписывая стены гробниц различными рисунками). Это уже не просто строительство, а искусство создавать.

V. Закрепление изученного

Учитель предлагает обучающимся составить синквейн.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово.

3-я строка – три глагола, показывающее действие понятие.

4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию.

5-я строка – резюме; одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Для I варианта ключевым словом является: ФАРАОН.

Для II варианта – ПИРАМИДА.

Для III варианта – ИСКУССТВО.

(Заслушиваются варианты ответов)

Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за работу на уроке, и демонстрирует видеофрагмент о пирамиде Хеопса, где заключительными словами автора является поговорка: «Все боятся времени, но время боится пирамид».

Домашнее задание:

§ 9, написать мини-сочинение на тему: «Все боятся времени, но время боится пирамид»