Тема: «Искусство строителей пирамид».
Класс: 5.
Учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009 г. (стр.64-69)
Программа: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008 г.
Цели и задачи урока по линиям развития личности.
- Линия 1-2: Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя памятники культуры Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян.
- Линия 3: С помощью исторических фактов, понятий научить объяснять, почему достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих современных цивилизаций.
- Линия 5: Научить давать собственную оценку о должном и справедливом в отношении порядков египетского общества (повинность египтян работать на строительстве пирамид.)
Обязательный минимум содержания: Божественное происхождение власти фараона. Культурное наследие Древнего Египта: пирамида Хеопса.
Оборудование:Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009 г.
Раздаточный материал: таблицы, тесты, информации, карточки с вопросами и заданиями для групп. Использование средств мультимедиа (приложение).
Ход урока
- Проверка домашнего задания
- Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
- Актуализация знаний. Планирование деятельности.
- Выражение решения. Применение нового знания.
- Закрепление изученного.
I. Проверка домашнего задания
Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога) |
Ученики (ожидаемые действия, ответы) |
||||||||||||||||||||||||
Разминка 1. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с основными группами населения Древнего Египта. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним основное содержание предыдущих тем. Для этого вам необходимо обратить внимание на утверждения и ответить на них утвердительно или отрицательно. (Утверждения выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки) |
Обучающиеся исправляют ошибки в утверждениях |
||||||||||||||||||||||||
2. Работа по тестам. Выполнив работу, учащиеся меняются карточками и проводят взаимопроверку. Бланк ответов
(Вопросы теста выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки) |
Вопросы теста. 1. Как называется река, протекающая по территории Египта? А) Нил Б) Тигр В) Евфрат 2. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами? А) амулет Б) саркофаг В) мумия 3. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? а) союз богов неба и земли б) объединение Южного и Северного царств в) царство мертвых и царство живых 4. Что обозначает понятие «религия»? а) вера в сверхъестественные силы б) вера в силы природы в) умение подчиняться кому-либо 5. Первая столица Египетского царства. а) Атон б) Фивы в) Мемфис |
||||||||||||||||||||||||
3. Решение кроссворда. (Учитель задает вопрос, обучающиеся отвечают на него и постепенно появляется ключевое слово - ПИРАМИДА) Вопросы:
|
|||||||||||||||||||||||||
4. Учитель формулирует тему урока. Искусство строителей пирамид |
|||||||||||||||||||||||||
Обучающимся демонстрируется карта. Вопрос учителя: Определите место расположения пирамид. |
Ответ обучающихся: Место расположения пирамид – левый западный берег реки Нил (наносят условные обозначения на контурную карту). |
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
1. Учитель демонстрирует изображения египетских пирамид, рассказывая о глобальных размерах этих сооружений с помощью видеоролика. В процессе демонстрации изображений пирамид учитель может задать ученикам следующие вопросы:
|
Ученики высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают восхищение, удивление, восторг по поводу того, как можно было это всё построить вручную без техники. |
2. Учитель обращает внимание обучающихся на стр. 68 (чтение беседы Антошки, Археолога и Источниковеда). |
Читает один из обучающихся: Симпатичная фигурка, - сказал Антошка, разглядывая фотографию пирамиды. - В высоту эта «фигурка», - заметил Археолог, - почти 150 метров, как большой футбольный стадион, поставленный вертикально. Она сложена из двух миллионов каменных «кубиков», каждый весом с автомобиль (более 2 тонн). В самом центре пирамиды скрывается погребальная камера фараона. - Нет! – воскликнул Антошка. – Люди ни за что не стали бы трудиться ради одной могилы. Тут наверняка инопланетяне постарались! |
- Какое впечатление вызвали пирамиды у Антошки? |
Люди ни за что не стали бы трудиться ради одной могилы. Тут наверняка инопланетяне постарались! |
Читают продолжение документа. |
- Ну, египтяне точно знали, что это они сами построили, - ответил Источниковед. – Их воспоминания записал и сохранил для нас древнегреческий историк Геродот. Они свидетельствуют: «На стройке постоянно находилось 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца. Они потратили 10 лет на прокладку дороги, по которой перетаскивали камни…Сама пирамида потребовала 20 лет работы». |
- Что ответил Источниковед? |
- Ну, египтяне точно знали, что это они сами построили, - ответил Источниковед |
-Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие? |
На строительство пирамид было потрачено много времени и задействовано огромное количество людей. И всё это для одного человека – фараона. |
Фиксирует проблему урока |
Почему египтяне тратили столько сил ради одного фараона? |
-Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? |
Ученики могут выдвинуть разные версии, например,
|
Версии
|
Записывают версии в тетради. |
III. Актуализация знаний. Планирование деятельности
- Что мы уже знаем по этой проблеме? |
Знаем:
|
||||||||||||||||
- Что нам нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? (Определяют план действий по решению проблемы.)
|
Раз мы уже знаем, что пирамиды, в которых находились гробницы, были необходимым условием для загробной жизни, и что их строили для фараона, нам необходимо узнать, как личность фараона была связана с религиозными представлениями египтян о мире и существовании Египта. С какими богами египтяне ассоциировали фараона. |
||||||||||||||||
-Используя текст (п.1 с. 64-65), попробуйте объяснить, почему жители Древнего Египта считали, что страна будет существовать, пока ими правят фараоны? |
Класс индивидуально, самостоятельно в течение нескольких минут работают с текстом учебника, выполняют задание. |
||||||||||||||||
- Давайте проверим, как вы справились с заданием. |
Ученики по желанию высказывают свои мнения. |
||||||||||||||||
Вывод: Благодаря божественной силе фараона существует Египет. (данный вывод выводится на экран) |
|||||||||||||||||
Речь учителя: - Когда фараон умирал, он становился воплощением бога возрождающейся жизни – Осириса. От того, возродится фараон в подземном мире или нет, зависело, продолжится ли жизнь на земле – взойдут ли колосья в Египте. Для встречи духа и души фараона с мумией его тела была необходима надежная гробница. Поэтому египтяне создали величественную архитектуру. Для этого требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности. Это уже не просто строительство, но и искусство созидания. |
|
||||||||||||||||
Далее работа по группам. |
1 группа – подготовить рассказ о гробнице Джосера (стр.65-66). 2 группа – подготовить рассказ о гробнице Хеопса (стр. 66-67). 3 группа – подготовить рассказ о внутреннем устройстве пирамиды (стр. 67-70). (Ответы учеников сопровождаются иллюстрацией слайдов с изображением пирамид) |
||||||||||||||||
Почему гробницы со временем стали строить в виде пирамид? Выскажите своё мнение. |
Ученики могут сказать, что пирамида это более величественное сооружение в отличие от гробницы, которую строили из красных кирпичей. Пирамида олицетворяла собой образ священной горы, связывающий мир небесный, земной и подземный. |
||||||||||||||||
Пирамида – священная гора, связующая мир небесный, земной и подземный (данный вывод выводится на экран) |
IV. Выражение решения. Применение нового знания
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? - Какие версии подтвердились? |
Примерный вывод по проблеме: - Египтяне тратили столько сил ради одного фараона, так как его считали живым воплощением бога на земле. От его божественной силы зависело существование Египта. Ученики могут сказать, что египтяне и боялись и их заставляли работать на строительстве пирамид. Ученики могут сказать, что создавать пирамиды было сложно, трудно. Для этого требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности (расписывая стены гробниц различными рисунками). Это уже не просто строительство, а искусство создавать. |
V. Закрепление изученного
Учитель предлагает обучающимся составить синквейн. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. 2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово. 3-я строка – три глагола, показывающее действие понятие. 4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию. 5-я строка – резюме; одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. |
Для I варианта ключевым словом является: ФАРАОН. Для II варианта – ПИРАМИДА. Для III варианта – ИСКУССТВО. (Заслушиваются варианты ответов) |
Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за работу на уроке, и демонстрирует видеофрагмент о пирамиде Хеопса, где заключительными словами автора является поговорка: «Все боятся времени, но время боится пирамид». |
|
Домашнее задание: § 9, написать мини-сочинение на тему: «Все боятся времени, но время боится пирамид» |