Идея компетентностного подхода появилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и в настоящее время рассматривается как симптом смены ценностных ориентиров и целей образования. Это идея открытого заказа на содержание образования. Изменения в нем связывают с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества.
Ориентация на освоение умений и обобщенных способов деятельности, которые лежат в основе компетентностей, была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако, данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.
Одними из основных компетентностей становятся информационные и коммуникативные компетентности.
Задача формирования информационной компетентности школьников является задачей всех учителей, но особая роль в решении этой проблемы принадлежит учителям информатики.
Стратегия модернизации содержания общего образования определяет необходимость выявления способности учащихся использовать освоенное содержание образования для решения практических и познавательных, ценностно-ориентированных, а также коммуникативных задач. По мнению авторов Стратегии, в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности».
Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. По определению Б.Д. Эльконина, компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Ключевая компетенция – это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.
Все ключевые компетентности имеют следующие характерные признаки.
Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, критического мышления и др.
Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), “ноу-хау”, а также здравый смысл.
Ключевая компетентность выпускника школы представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания школьного образования.
Образовательная компетентность в процессе образования обеспечивает содержательную и технологическую стороны личностного развития учащихся. Образовательная компетентность - интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению образовательной деятельности.
Существует множество подходов к определению набора ключевых компетентностей.
В структуре ключевых компетентностей могут быть представлены:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности(выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность);
- информационная и коммуникативная компетентность.
Предлагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это - практически все развитые страны). Вместе с тем, указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).
Все подходы к определению этого набора компетентностей имеют общее свойство: их можно развивать средствами информатики.
Обратимся к приведенному перечню компетентностей. Сама ситуация сложившаяся в образовании по информатике естественно предполагает построение учебного процесса с использованием множества информационных источников. Средствами этой предметной области можно научить учащихся грамотно работать с информацией.
Образовательные продукты создаваемые учащимися на курсах прикладных информационных технологий в большинстве своем общественно значимы. Средствами информатики прекрасно развивается и трудовая компетентность, т.к. создание многих информационных продуктов требует кропотливого интеллектуального и технологического труда. Естественно, что при использовании информационных технологий в учебном процессе развиваются и информационная и коммуникативная компетентности на современном технологическом уровне.
Средства информатики в силу специфики самой предметной области (новизна, быстрота обновления, престижность, перспективность, нешаблонность, многообразие и т.д.) могут стать фундаментом при внедрении компетентностного подхода в образовании при условии их активного проникновения во все сферы учебного процесса.
Самостоятельная работа по информатике (как и по любому другому предмету) может быть следующих типов:
- воспроизводящей (работа по образцу). Такая работа включает в себя задания на воспроизведение знаний и умений по известному, изученному ранее, алгоритму (тренировочные упражнения, отработка материала лекции, работа по готовой схеме и т.д.). Подобные работы, содействуя накоплению студентом опорных фактов и способов деятельности по образцу, закреплению умений и навыков, создают условия для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности;
- реконструктивной работой, требующей актуализации усвоенных знаний, умения выбирать и привлекать необходимые знания для решения поставленной задачи. В подобных заданиях сообщается общая идея решения, а учащемуся необходимо развить ее в конкретный способ применительно к условиям задачи;
- эвристической работой, предполагающей нестандартную ситуацию или являющуюся нетиповой задачей. В их основе – поиск, догадка, формулирование и реализация идеи. Однако это все может относиться к частным случаям и фрагментам общего задания;
- исследовательской, творческой работой. В ходе выполнения работ данного типа проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он проникает в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем.
В качестве образовательного стандарта по информатике и информационными технологиями, на которые должны опираться в своей работе учителя информатики могут служить следующие документы:
- Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»;
- письмо министра образования от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»;
- современные учебно-методических комплектов, методические пособия по курсу информатики.
Чтобы быть готовыми к решению поставленной задачи, учителя информатики должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого у учителей информатики имеются следующие возможности:
- обучение на длительных курсах повышения квалификации;
- обучение на краткосрочных проблемных курсах повышения квалификации и т.д.
Так, например, для методической поддержки учителей Мурманска в межкурсовой период создано виртуальное методическое объединение учителей информатики Мурманской области (ВМО). ВМО - это добровольное профессиональное сообщество преподавателей, применяющих в обучении со школьниками и учителями новейшие информационные и коммуникационные технологии, формы и методы.
Цели объединения:
- организация информационного образовательного пространства Мурманской области для дистанционного повышения квалификации, обмена передовым педагогическим опытом, методическими наработками, программами, электронными учебными материалами;
- популяризация прошедших практическую проверку форм и методов использования информационных технологий в практике работы образовательных учреждений;
- организация дистанционного взаимодействия учителей в области преподавания информатики и информационных технологий, создания единого информационного пространства образовательного учреждения;
- обобщение опыта экспериментальных площадок в области внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.
Создание подобных организаций и объединений решает проблемы разобщенности педагогов; возможности доступа к различным источникам информации; формирования коммуникативных навыков, культуры общения; получения оперативной консультационной помощи; создания условий для эффективного сотрудничества; систематизации информационных материалов; практического применения дистанционных форм
В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).