Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Потребность в познании окружающего мира появляется у человека, буквально с самого рождения. Именно она помогает приобщить ребёнка к миру вещей, явлений природы и социальной действительности.

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей на занятии.

Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Зачастую обучение строится на применении только репродуктивных методов, направленных на усвоение детьми готовых истин. [5]

Как правило, занятия в детском саду строятся по типу школьного урока: воспитатель излагает систематизированные знания о той или иной сфере действительности и задает вопросы, направленные на закрепление этих знаний. Дети на таких занятиях лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации. К тому же при такой организации занятий освоение ребенком способов упорядочения собственного опыта (способов познавательной деятельности) остается без внимания. [3]

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер., А.И. Савенков, Г.И. Щукина) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. [1]

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.

Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Ограниченность методических разработок по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста затрудняет активное внедрение исследовательской деятельности дошкольников в образовательный процесс. Поэтому считаю, что разработанная мною методическая разработка по организации познавательно- исследовательской деятельности на занятии окажет существенную помощь педагогам дошкольных учреждений.

Конспект занятия по организации познавательно-исследовательской деятельности в выпускной группе

Тема: «Полезные ископаемые – торф и глина».

Программное содержание:

  1. Расширить представление о полезных ископаемых Чувашии (торфе и глине), об их свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных ископаемых.
  2. Развивать способности к поисковой деятельности:
  • определять задач, исходя из поставленной проблемы;
  • планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
  1. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
  2. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, шахта, карьер, буровая скважина.
  3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Материал: посылка и письмо от Лесовичка, мешочки с торфом и глиной, коллекция полезных ископаемых, «Уголок маленького исследователя» с карточками; материал для экспериментирования на каждого ребенка: карточка-схема, мерная ложка, лупа, стаканчик с водой, воронка, вата, тряпочки, поднос, цветные карандаши; видеофильм о добыче торфа и глины; карта Чувашской Республики с условными обозначениями местонахождения торфа и глины; проектор и экран, мультимедийная презентация

Предварительная работа:

  1. Наблюдение на прогулке за неживой природой (глиной, песком).
  2. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И. Перфильев
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.
  4. Рассматривание коллекции полезных ископаемых МДОУ «Детский сад № 98»
  5. Занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые», «Эта удивительная глина»
  6. Беседа о полезных ископаемых.

Методы и приемы:

  • Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, чтение энциклопедического материала, указания, педагогическая оценка
  • Наглядные: рассматривание посылки, коллекции полезных ископаемых, иллюстраций; просмотр видеофильмов
  • Практические: элементарные опыты, моделирование

План проведения занятия:

  1. Постановка проблемы
  2. Обсуждение проблемы, принятие задачи детьми
  3. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми:
  • работа в «Уголке маленького исследователя»;
  • проведение опытов с торфом и глиной;
  • физкультминутка;
  • рассказ воспитателя об образовании торфа и глины
  • просмотр видеофильмов о добыче торфа и глины
  • рассматривание карты Чувашии, определение местонахождения торфа и глины
  1. Постановка новой проблемы
  2. Подведение итогов

Ход занятия

1. Постановка проблемы

В группу приходит почтальон и сообщает, что от Старичка - Лесовичка для маленьких исследователей выпускной группы № 8 в научную лабораторию доставлена посылка. Дети вместе с воспитателем проходят в научную лабораторию.

Воспитатель. Ребята, вот и посылка, о которой сообщил нам почтальон. Откроем ее и посмотрим, что в ней находится. Вижу письмо, сейчас мы его прочитаем.

«Дорогие ребята! Вчера я получил посылку от своего друга, хранителя подземных сокровищ, с запиской и интересными мешочками. Он пишет, что в мешочках находятся природные богатства, которые он называет полезными ископаемыми. И он считает, что эти полезные ископаемые мне, Лесовичку, могут пригодиться. Только я о них ничего не знаю. Помогите мне узнать все об этих полезных ископаемых!

Буду очень вам за это благодарен.

Ваш Старичок-Лесовичок.»

II. Осуждение проблемы, принятие задачи

Воспитатель. Как же мы можем помочь Лесовичку?

Дети. Надо узнать, что за полезные ископаемые прислал Лесовичок и исследовать их.

III. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми

Воспитатель. Может вы уже догадались, что это за полезные ископаемые, как они называются? (Педагог предлагает детям рассмотреть содержимое мешочков.)

Дети. Это торф и глина.

Воспитатель. А не ошиблись ли мы? Как можно проверить правильность нашего предположения?

Дети. Можно спросить у другого человека.

Можно посмотреть и сравнить полезные ископаемые с нашей коллекцией.

(Воспитатель вместе с детьми подходить к столу, на котором размещена коллекция полезных ископаемых.)

Воспитатель. Какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции?

Дети. Уголь, песок, глина, торф.

Воспитатель: Как вы думаете, какие полезные ископаемые похожи на те, что прислал нам Лесовичок? (Дети сравнивают содержимое мешочков и содержимое коллекции, находят в ней торф и глину, объясняют свой выбор.)

Воспитатель.Значит мы не ошиблись, это действительно торф и глина.

Воспитатель. С какой просьбой обратился к нам Лесовичок?

Дети. Он просит нас узнать все о торфе и глине.

Воспитатель. Мы можем теперь определить тему нашего исследования?

Дети. Темой нашего исследования будет торф и глина

Воспитатель. Тему мы определили, теперь мы можем начать работу в «Уголке маленького исследователя».

Рисунок 1

(Воспитатель и дети подходят к стенду «Уголок маленького исследователя).

Воспитатель. Прежде чем начать работу в уголке давайте вспомним, что мы вообще знаем о полезных ископаемых.

Дети.

  • Полезные ископаемые - это то, что человек добывает из земли и использует в хозяйстве.
  • Они образовались из остатков растений и животных, из-за извержения вулканов.
  • Песок, уголь, нефть, газ - это полезные ископаемые.
  • Открытием полезных ископаемых занимаются геологи.
  • Способы добычи ископаемых: шахта, карьер, буровая скважина.
  • Полезные ископаемые используются как топливо, как материал для изготовления разных предметов.

Воспитатель. Теперь подумайте и скажите, а что вы знаете о торфе и глине?

Дети. Из глины лепят. Торфом удобряют землю.

Воспитатель. Посмотрите на схему сегодняшнего исследования (в «Уголке маленького исследователя» размещена схема исследовательской деятельности) Подумав, мы определили, что мы будем исследовать ((Рисунок 1) карточка №1, верхний ряд).

Что нам еще предстоит сегодня узнать?

Дети:

  • Какими свойствами обладают торф и глина?
    ((Рисунок 1) карточка №2, верхний ряд.)
  • Как они образовались? ((Рисунок 1) карточка №3, верхний ряд.)
  • Как добывают эти ископаемые? ((Рисунок 1) карточка №4, верхний ряд.)
  • Имеются ли эти полезные ископаемые у нас в Чувашии и где? ((Рисунок 1) карточка № 5, верхний ряд.)
  • Как Лесовичок может использовать эти полезные ископаемые? ((Рисунок 1) карточка № 6, верхний ряд.)

Воспитатель. Где и как мы можем получить ответы на свои вопросы?

Ребенок. О свойствах мы узнаем, проделав опыт-эксперимент ((Рисунок 1) карточка № 8, нижний ряд.)

Воспитатель. Об образовании этих полезных ископаемых, где мы узнаем?

Ребенок. Прочитав книгу (ребенок показывает на карточку № 9).

Воспитатель. О чем и где мы еще должны узнать?

Ребенок. Чтобы узнать о том, как их добывают нужно посмотреть фильм. (Показывает карточку № 10, нижний ряд.)

Воспитатель. Посмотрите на следующую карточку (показывает на карточку № 5), что она означает?

Дети. Имеются ли эти полезные ископаемые у нас в Чувашии и где?

Воспитатель. И где об этом мы можем узнать?

Дети. Рассмотрев карту Чувашии.

Воспитатель. На какой вопрос нужно еще найти ответ? (Показывает карточку № 6.)

Дети. Нужно подумать, как Лесовичок может использовать эти полезные ископаемые? (Карточка № 12.)

Воспитатель: Теперь, ребята, когда мы определили последовательность работы, начнем нашу исследовательскую работу. О чем мы вначале должны узнать?

Дети. Мы должны узнать о свойствах торфа и глины.

Воспитатель: Посмотрите, какую карточку-помощницу мы для этого выбрали?

Дети: На карточке нарисована перчатка, значит, мы должны провести в лаборатории опыты-эксперименты.

Воспитатель: Тогда пройдем в нашу лабораторию. (Дети надевают белые халаты и шапочки, отбирают необходимый материал и рассаживаются за столами, на которых лежат карточки-схемы опытов и цветные карандаши.)

Воспитатель. Какие свойства торфа и глины мы будем исследовать?

Дети: нужно определить цвет торфа и глины, структуру, пластичность, проверить пропускают ли воду и узнать тонут они или нет)

(Дети называют порядок определения свойств, глядя на карточку-схему (Рисунок 2), затем проводят исследования по одному из природных материалов, заполняя карточку-схему.)

Рисунок 2

По окончании работы каждая подгруппа делает презентацию своей работы.

Воспитатель. Ребята, проделав опыты-эксперименты, что нового вы узнали о свойствах торфа и глины?

(Дети называют свойства торфа и глины, двое ребят делают вывод по проделанным опытам.)

Ребенок 1. Глина бывает разного цвета: красная, белая, голубая, серая.

Глина состоит из мелких частичек слипшихся друг с другом. Влажная глина мягкая, из нее можно лепить. Глина плохо пропускает воду.

Воспитатель. Сырая глина мягкая и пластичная, ей можно придать любую форму.

Ребенок 2. Торф темно-коричневого цвета, рыхлый, состоит из мелких частичек. Из сырого торфа можно лепить, но изделия получаются не прочными. Через торф хорошо проходит вода.

Воспитатель. Проделав опыты, мы теперь знаем, что торф и глина имеют разные свойства.

Мы так хорошо поработали, что думаю, слегка устали, чтобы набраться сил проведем разминку.

(Проведение физкультминутки.)

Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо, влево наклонились
Начинаем приседать-
Раз-два, три-четыре-пять
Руки к верху поднимаем
И спокойно опускаем
Отдохнули все слегка?
-Да.
За работу нам пора.

Воспитатель. Переходим к следующему вопросу. Что и где мы должны узнать?

Дети. Как образовались торф и глина? Об этом мы узнаем из книги.

(Об образовании торфа дети узнают из рассказа педагога, который сопровождается показом слайдов.)

Воспитатель. Глина - одна из видов почв, которая образуется при разрушении камней и из остатков растений. Она бывает разного цвета. (показ слайда №2) (Приложение 2)

Торф образуется в болотах. Под слоем воды накапливаются остатки растений, которые не сгнивают до конца, а спрессовываются в слои. (показ слайда №3)

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран).

Воспитатель.На какой вопрос мы еще должны найти ответ?

Дети. Как добывают торф и глину? (Педагог дает детям возможность подумать.)

Воспитатель. Я думаю, что глину и торф добывают в шахте. Права ли я? (показ слайда № 4)

Дети. Нет, в шахте добывают полезные ископаемые, которые находятся на очень большой глубине.

Воспитатель. Значит, их добывают с помощью бурения.

Дети. Нет, таким способом добывают только жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Воспитатель. Так как же добывают глину и торф?

Дети. В карьере. С помощью бульдозеров и экскаваторов.

Дети вместе с воспитателем рассматривают видеофильм о добыче глины (слайд № 5).

Воспитатель.Просмотрев фильм, какой мы можем сделать вывод?

Дети. Глину добывают в карьере.

Воспитатель. А как же добывают торф?

Дети вместе с воспитателем рассматривают видеофильм о добыче торфа (слайд № 6).

Воспитатель. Что вы узнали из фильма о добыче торфа?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, торф добывают путем осушения болот. Для этой цели роют каналы, по которым уходит вода. Затем территорию очищают от растений бульдозерами. После очистки торф рыхлят и вывозят на торфоуборочных машинах.

Воспитатель. А как вы думаете, ребята, есть ли глина и торф в нашей местности?

Дети. Есть. Глину мы видели на склоне у леса. А торф должен быть, так как у нас есть болота.

Воспитатель. Посмотрим на карту нашей республики (Рисунок 2).

Воспитатель. Рассмотрите внимательно карту и определите, богата ли наша республика торфом и глиной? (Выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Самые большие запасы торфа расположены на левобережье Волги. Торфяные запасы имеются в Алатырском, Порецком районах.

В нашей республике насчитывается 47 месторождений глинистых пород. Самое крупное из них Ильбешевское, которое находится в Чебоксарском районе.

(Воспитатель показывает на карте наиболее крупные месторождения торфа и глины).

Воспитатель. На все ли вопросы мы получили ответы? На какой вопрос мы еще не нашли ответ?

Дети. Как Лесовичок может использовать эти ископаемые?

Дети. Слепить посуду, торфом удобрять землю.

IV. Постановка новой проблемы

Воспитатель. А еще как люди используют эти полезные ископаемые?

(Дети затрудняются ответить.)

Воспитатель. Человек по разному использует глину и торф в своей жизни. И нам об этом нужно будет обязательно узнать.

Воспитатель. Какую карточку мы выбрали в помощь?

Дети: Узнать у другого человека и подумать самим.

Воспитатель. У кого мы можем спросить об использовании этих полезных ископаемых? (Заслушивает варианты ответов детей).

Дети. Можно спросить у пап и мам, бабушек и дедушек, прочитать об этом в книге.

Воспитатель. Тогда каждый из вас постарается найти ответ на вопрос. А на следующем занятии каждый расскажет о своих исследованиях.

Воспитатель. Сможем ли мы сегодня ответить на письмо Лесовичка?

Дети. Нет, так как мы не на все вопросы нашли ответы.

V. Подведение итогов

Воспитатель. О чем бы вам хотелось рассказать Лесовичку. Что интересного о торфе и глине вы сегодня узнали? (Каждый ребенок высказывается.)

Воспитатель. Как много мы узнали о полезных ископаемых. Вашу работу, юные исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.

(На следующем занятии дети делятся знаниями с другими детьми, демонстрируют изготовленные вместе с родителями альбомы об использовании глины и торфа.)

Список используемой литературы:

  1. Евдакимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  2. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
  4. Программа воспитания ребенка-дошкольника. под рук. О.В.Драгуновой. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.
  5. Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2005
  6. Программа «Наш дом – природа» под ред. Рыжовой Н.А.
  7. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.:ООО «Карапуз», 2005.
  8. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду.// Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С.8-17.

Приложение 1