В Коломенском специализированном доме ребёнка воспитываются дети раннего возраста с поражением центральной нервной системы с нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка используются различные педагогические и медицинские технологии комплексной реабилитации детей. Одной из таких педагогических технологий является коррекционно-развивающая игротерапия, которая была разработана и апробирована в доме ребёнка.
Коррекционно-развивающая игротерапия – это цикл комплексных занятий по развитию и коррекции предметной и игровой деятельности, психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер детей с проблемами интеллектуального развития с использованием устного народного творчества.
Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с проблемами интеллектуального развития обусловлена тем, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей. Игротерапия активизирует формирование произвольности психических процессов, речи, познавательной деятельности, совершенствование опорно-двигательной и эмоционально– волевой сфер.
И, наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития детей, открывая им возможность для вступления в значимую личностную связь с взрослым.
Содержание цикла занятий носит коррекционно-развивающий характер. В основу цикла положены сложившиеся представления о структуре дефекта ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуального развития.
При отборе содержания обучения учитываются замедленный темп развития, отклонения в психическом и физическом развитии ребенка, поэтому в содержание работы по коррекционно-развивающей игротерапии вводятся не только общие возрастные, но и коррекционные задачи.
Основными задачами цикла коррекционно-развивающих занятий по игротерапии являются:
- Развитие и коррекция предметной и игровой деятельности
- Развитие и коррекция речи и психических процессов.
- Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер.
Содержание занятий по игротерапии строится с учетом закономерностей развития нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем при разработке коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие принципы построения занятий:
- Частая смена видов деятельности
- Структурная простота содержания.
- Доступность и постепенность усложнения игрового задания.
- Наглядность и выразительность игрового материала.
- Учет индивидуальных психических показателей с тенденцией к некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития.
Спецификой построения коррекционно-развивающих занятий является логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё занятие позволяет детям с нарушением интеллекта достаточно быстро овладевать предметными и игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и в поведении.
Положительный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.
Цикл коррекционно-развивающих занятий рассчитан на три года обучения. Каждый год обучения делится на этапы, которые соответствуют эпикризному сроку развития детей. Занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3–4 лет проводятся два раза в неделю. Время занятий колеблется от 5–7 минут до 15–20 минут в зависимости от возраста ребенка и уровня его развития. Занятия проводятся в первую и вторую половину дня. Продолжительность каждого этапа обучения зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием. Решение задач предыдущего этапа делает возможным переход на следующий этап, так как содержание его опирается на знания и умения, сформированные у детей на предыдущем этапе. Возможность перехода с одного этапа на другой определяется на основе динамики развития ребенка. Для этого проводится диагностика психического развития ребенка. Учитывая, что возможности и темп развития детей неодинаковы, проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, которые позволяют проводить работу в соответствии с потенциальными возможностями воспитанников. Для каждого этапа обучения определены основные задачи и содержание занятий по коррекционно-развивающей игротерапии с детьми с проблемами интеллектуального развития.
Технология коррекционно-развивающей игротерапии построена на использовании широко известных потешек, которые хорошо знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь слушают и обыгрывают. Потешки, песенки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи. Потешки используются с первых дней обучения. На разных этапах обучения одни и те же потешки используются с разными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно меняющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами, их легко инсценировать тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под чтение потешки дети могут изображать движение действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Поняв, как используется предмет или игрушка при инсценировке потешки, малыш с помощью педагога легче переходит к употреблению игрушек в самостоятельной игре.
Потешки, прибаутки, образные слова представляют ту ценную звуковую и речевую среду, которая благоприятствует освоению языка, помогает педагогу установить с ребенком эмоциональный контакт, а затем и деловое и речевое общение. Раннее соприкосновение с народным творчеством, с людьми, способными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм, музыкальность потешек, обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла. Кроме потешек в занятиях по коррекционно-развивающей игротерапии используются произведения русских и советских писателей.
Развитие предметной и игровой деятельности, психических процессов, перевоспитание особенностей личности и поведения осуществляется через систему разнообразных игр. Это дидактические игры, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи; театрализованные игры, подвижные игры.
Основной задачей цикла занятий по коррекционно-развивающей игротерапии является коррекция и развитие предметной и игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта. Предметная деятельность и игра имеют первостепенное значение для обогащения детского опыта, выступают ведущим средством коррекции недостатков психического и физического развития детей. Основным средством формирования игровой и предметной деятельности у детей с проблемами интеллектуального развития являются обучающие игры. Это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими людьми, ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры. У детей уже с самого раннего детства ярко проявляется снижение познавательной активности и отсутствие интереса к окружающему миру, поэтому они нуждаются в постоянно активизирующей стимуляции извне. В качестве такого средства и выступают обучающие игры.
Процесс формирования предметной и игровой деятельности на занятиях по игротерапии обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит практическим и наглядным методам. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений об окружающем. На первых этапах формирования предметно-игровых и игровых действий большое значение имеет использование таких приемов, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение детьми действий по подражанию взрослому, по образцу, демонстрируемому взрослым. Словесная инструкция и действия детей по собственному замыслу используется на этапе закрепления и повторения формируемых действий. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и детей, что позволяет вызвать интерес у каждого ребенка, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество.
В зависимости от уровня предметной деятельности обучающие игры направлены:
– на демонстрацию отдельных предметно-игровых
действий;
– на обучение выполнения цепочки
предметно-игровых действий;
– на демонстрацию новых, более обобщенных
способов решения игровых задач с помощью
предметов-заместителей, нарисованных или
воображаемых предметов.
К концу второго года обучения у детей должны быть сформированы умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером – взрослым, а затем сверстником. Это и будет свидетельствовать о том, что ребенок с проблемами интеллектуального развития усвоил азы сюжетно-отобразительной игры. Сюжетно-отобразительный этап игры создает возможность для перевода детей с нарушением интеллекта на этап сюжетно-ролевой игры.
Необходимым условием формирования предметной и игровой деятельности детей с нарушением интеллекта является организация пространственно-развивающей среды. Для занятий по коррекционно-развивающей игротерапии создана особая предметно-развивающая среда – кабинет игротерапии. Кабинет игротерапии, несмотря на столь “академическое” название, – это, прежде всего, игровое помещение, в котором проводятся игровые подгрупповые и индивидуальные занятия. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель – проникнуто теплом и уютом домашнего дружелюбного мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым. Комната разделена на зоны: игровая зона, “уголок русской избы”, театральная зона. В игровой зоне оборудован кукольный уголок, который оформлен в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклой. В процессе обучения используются натуральные предметы, предметы-орудия, различные образные игрушки, предметы-заместители и нарисованные предметы.
В “уголке русской избы” постелены домотканые половики, стоит печь с чугунками, висит колыбелька с куклой – младенцем, в углу находится сундук для ряженья. На столе стоит самовар, возле которого сидит бабка (кукла). В углу висит рукомойник и рушник. На занятиях используются все предметы, находящиеся в “уголке русской избы”, что позволяет не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и этнических ценностей русского народа.
В театральной зоне находится стол-сцена, полки с различными видами театра. В кабинете собраны различные виды театра: настольный, бибабо, конусный, мягкой игрушки, пальчиковый, театр плоскостной на фланелеграфе. В этой зоне дети не только смотрят кукольные спектакли, но и участвуют в них.
Во время коррекционно-развивающих занятий используется “звуковой дизайн”. Для этого в кабинете есть аудио– и видеозаписи. Кабинет игротерапии оснащен современной техникой: компьютером, телевизором, видеомагнитофоном, магнитофоном. В кабинете имеются методические книги и разработки, собрана картотека игр и потешек.
Создание кабинета игротерапии в специализированном доме ребёнка способствовало улучшению качества коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением интеллекта.
Итак, коррекционно-развивающая игротерапии – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: УЧИТЬ – ИГРАЯ!
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.
- Развитие и воспитание детей в домах ребёнка/ под ред. В.А.Доскина и З.С.Макаровой
- Реабилитация детей в домах ребёнка/ под ред. В.А.Доскина и З.С.Макаровой.
- Л.Б.Баряева, А.Зарин. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.
- А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания/под ред. Е.А.Стребелевой.
- О.Л.Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович Театр – творчество – дети (журнал “Дошкольное воспитание” № 8, 9 1996г, № 6 1997г, №2, 5, 1998г.)
- Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Развитие творческих способностей у детей от 1года до 3 лет средствами кукольного театра