Цели.
- Сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов, лесной подстилкой и микроорганизмами.
- Развивать познавательную и творческую активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения наблюдать, рассуждать, выражать свои мысли, работать с книгой, дополнительной литературой.
- Воспитывать у младших школьников уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу.
Оборудование. Плакат “Смешанный лес”, выполненный учащимися класса, сообщения, рисунки животных, запись голосов птиц, раздаточный материал, фрагмент видеозаписи “Осень в лесу”.
Ход урока
1.
Организационный моментУчитель. Сегодня отправимся с вами мы в лес. А на лесных тропинках даже взрослые могут встретиться с неведомым, удивительным, таинственным. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эти тайны леса.
Работа будет проходить в группах.
Повторение правил совместной работы.
Правила совместной работы.
– Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указание старшего.
– Работать по плану (сверять дела с планом).
– Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
– Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, стараться избежать ошибок).
– Каждый учащийся группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
2.
Сообщение темы и целей урокаЛес не только для нашей забавы,
В нем деревья, ягоды, травы.
Птицы и звери,
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Учитель. И так тема урока открыта, цели поставлены. Мы отправляемся в лес.
3.
Вступительная беседа. ПовторениеУчитель. Но прежде напомним, как мы будем беречь природу, какие правила поведения в лесу вы знаете? (2 учащихся читают стихотворение)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом.
4.
Работа над темой урокаНа доске плакат – схема “Смешанный лес”. Звучит запись голосов птиц. Перед каждой группой план работы. Дальнейший ход урока выполняется в соответствии с планом работы.
Учитель. Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается? Сегодня мы с вами попытаемся ответить на данный вопрос, открыть некоторые тайны и секреты леса.
Лес сложный растительный организм, в состав которого входят множество разнообразных растений.
Крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землей (сосны, ели, березы и дубы, осины и лиственницы, рябины и клены);
Кустарники (относительно высокие) – малина, смородина, калина, шиповник, орешник (лещина), бузина, крушина, волчье лыко, бересклет;
Кустарнички низкие – голубика, черника, брусника;
Всевозможные травы – кислица, ландыш, колокольчик, грушанка, копытень;
Совсем маленькие – мхи и лишайники.
Будто ступеньки подняты вверх
Чем же для нас видится лес?
Да, растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их – ярусами леса. Ярусы располагаются в порядке уменьшения.
Самый верхний ярус занимают деревья, средний – кустарники относительно высокие и низкие, нижний ярус занимают разнообразные травы, и практически стелятся по земле мхи и лишайники.
Как вы думаете, растения какого яруса получают больше всего света?
(Ответ: верхний – деревья).
Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья. Поэтому они остаются под пологом леса и называются – подлеском.
Кустарники являются местом гнездования птиц. Плоды подлеска являются пищей разным зверям, птицам.
Травы, кустарнички – теневыносливы – костяника, кислица, ландыш, лесная орхидея (фиалка), копытень.
План работы в группах
Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает план работы с заданиями.
Задание 1
. Растения лесаНазовите группу лесных растений по описанию (Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей. Приведите примеры)
а) Наблюдение за этажами леса. (Коллективная
работа с плакатом “Смешанный лес”).
б) Сообщения знатоков леса (об особенностях
деревьев, кустарников, травах).
в) Красная книга — некоторые представители
травянистых растений.
г) Распредели растения по ярусам (Приложение1
– Карточка 1, Карточка 2)
а) Какие животные встречаются в нашем лесном
краю?
б) Легко ли найти в лесу животных?
в) Почему?
г) Лес для животных является.... (продолжите мысль)
д) Сообщения знатоков лесных животных. Заселение
лесных животных по ярусам леса. (Приложение1 – Карточка
3)
е) Составление цепей питания (работа в парах)
(Приложение1 – Карточка 4)
Задание 3.
Экологическое равновесиеПример взаимоотношения дерева и жука короеда.
а) Страшен ли жук короед молодому дереву?
б) А когда дерево стареет?
в) Пользу или вред наносят короеды в лесу?
Задание 4.
Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?Привести примеры такой помощи.
Задание 5.
Нужны ли лесу грибы?Работа с книгой в группах (отвечают учащиеся).
а) Докажите значение грибов для леса?
Задание 6.
О лесной подстилке и микроорганизмах.Просмотр видеофрагмента “Осень в лесу”.
а) Что такое лесная подстилка?
б) Чем образована лесная подстилка?
в) Кому она помогает выжить зимой? Сформулируйте
значение лесной подстилки.
Задание 7.
Охрана леса.Поведение в лесу (индивидуально). Рисунки по охране леса.
Обобщение. Выводы.
– Что вы можем сказать о жизни леса?
– Как можно назвать лес?
5.
Рефлексия. Выставление оценок.6.
Домашнее задание.Стр. 35–41. Ответить на вопросы “Проверь себя”, выполнить задания 1,2.
Используемая литература
- В.В. Петров “Лес и его жизнь”, Книга для учащихся, – М., Просвещение, 1986.
- А.А. Плешаков “Зеленые страницы”, Книга для учащихся начальных классов, – М., Просвещение, 1996.
- А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” 4 класс. Часть 2, – М., Просвещение, 2007.
- А.А. Плешаков “Природа”, Учебное пособие для начальной школы, – М., Вентана-Граф, 1996.