Жизнь леса. "Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе.
  • Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов, лесной подстилкой и микроорганизмами.
  • Развивать познавательную и творческую активность, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения наблюдать, рассуждать, выражать свои мысли, работать с книгой, дополнительной литературой.
  • Воспитывать у младших школьников уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу.

Оборудование. Плакат “Смешанный лес”, выполненный учащимися класса, сообщения, рисунки животных, запись голосов птиц, раздаточный материал, фрагмент видеозаписи “Осень в лесу”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Сегодня отправимся с вами мы в лес. А на лесных тропинках даже взрослые могут встретиться с неведомым, удивительным, таинственным. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эти тайны леса.

Работа будет проходить в группах.

Повторение правил совместной работы.

Правила совместной работы.

– Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указание старшего.

– Работать по плану (сверять дела с планом).

– Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

– Качественно выполнять работу (как задумано, аккуратно, стараться избежать ошибок).

– Каждый учащийся группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

2. Сообщение темы и целей урока

Лес не только для нашей забавы,
В нем деревья, ягоды, травы.
Птицы и звери,
И прочие твари.
Ученые тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Учитель. И так тема урока открыта, цели поставлены. Мы отправляемся в лес.

3. Вступительная беседа. Повторение

Учитель. Но прежде напомним, как мы будем беречь природу, какие правила поведения в лесу вы знаете? (2 учащихся читают стихотворение)

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом.

4. Работа над темой урока

На доске плакат – схема “Смешанный лес”. Звучит запись голосов птиц. Перед каждой группой план работы. Дальнейший ход урока выполняется в соответствии с планом работы.

Учитель. Мало кто задумывается над тем, что такое лес, из чего он слагается? Сегодня мы с вами попытаемся ответить на данный вопрос, открыть некоторые тайны и секреты леса.

Лес сложный растительный организм, в состав которого входят множество разнообразных растений.

Крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землей (сосны, ели, березы и дубы, осины и лиственницы, рябины и клены);

Кустарники (относительно высокие) – малина, смородина, калина, шиповник, орешник (лещина), бузина, крушина, волчье лыко, бересклет;

Кустарнички низкие – голубика, черника, брусника;

Всевозможные травы – кислица, ландыш, колокольчик, грушанка, копытень;

Совсем маленькие – мхи и лишайники.

Будто ступеньки подняты вверх
Чем же для нас видится лес?

Да, растения в лесу располагаются этажами. Ученые называют их – ярусами леса. Ярусы располагаются в порядке уменьшения.

Самый верхний ярус занимают деревья, средний – кустарники относительно высокие и низкие, нижний ярус занимают разнообразные травы, и практически стелятся по земле мхи и лишайники.

Как вы думаете, растения какого яруса получают больше всего света?

(Ответ: верхний – деревья).

Особенностью кустарников, является то, что даже при самых благоприятных условиях по высоте кустарники не могут догнать взрослые деревья. Поэтому они остаются под пологом леса и называются – подлеском.

Кустарники являются местом гнездования птиц. Плоды подлеска являются пищей разным зверям, птицам.

Травы, кустарнички – теневыносливы – костяника, кислица, ландыш, лесная орхидея (фиалка), копытень.

План работы в группах

Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа получает план работы с заданиями.

Задание 1. Растения леса

Назовите группу лесных растений по описанию (Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей. Приведите примеры)

а) Наблюдение за этажами леса. (Коллективная работа с плакатом “Смешанный лес”).
б) Сообщения знатоков леса (об особенностях деревьев, кустарников, травах).
в) Красная книга — некоторые представители травянистых растений.
г) Распредели растения по ярусам (Приложение1Карточка 1, Карточка 2)

Задание 2. Животные леса

а) Какие животные встречаются в нашем лесном краю?
б) Легко ли найти в лесу животных?
в) Почему?
г) Лес для животных является.... (продолжите мысль)
д) Сообщения знатоков лесных животных. Заселение лесных животных по ярусам леса. (Приложение1 – Карточка 3)
е) Составление цепей питания (работа в парах) (Приложение1 – Карточка 4)

Задание 3. Экологическое равновесие

Пример взаимоотношения дерева и жука короеда.

а) Страшен ли жук короед молодому дереву?
б) А когда дерево стареет?
в) Пользу или вред наносят короеды в лесу?

Задание 4. Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?

Привести примеры такой помощи.

Задание 5. Нужны ли лесу грибы?

Работа с книгой в группах (отвечают учащиеся).

а) Докажите значение грибов для леса?

Задание 6. О лесной подстилке и микроорганизмах.

Просмотр видеофрагмента “Осень в лесу”.

а) Что такое лесная подстилка?
б) Чем образована лесная подстилка?
в) Кому она помогает выжить зимой? Сформулируйте значение лесной подстилки.

Задание 7. Охрана леса.

Поведение в лесу (индивидуально). Рисунки по охране леса.

Обобщение. Выводы.

– Что вы можем сказать о жизни леса?
– Как можно назвать лес?

5. Рефлексия. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Стр. 35–41. Ответить на вопросы “Проверь себя”, выполнить задания 1,2.

Используемая литература

  1. В.В. Петров “Лес и его жизнь”, Книга для учащихся, – М., Просвещение, 1986.
  2. А.А. Плешаков “Зеленые страницы”, Книга для учащихся начальных классов, – М., Просвещение, 1996.
  3. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова “Мир вокруг нас” 4 класс. Часть 2, – М., Просвещение, 2007.
  4. А.А. Плешаков “Природа”, Учебное пособие для начальной школы, – М., Вентана-Граф, 1996.