Цели:
- Познакомить учащихся с новым видом текста – письмо, с тем, какой путь проходит письмо до получателя.
- Развивать умения правильно составлять структуру письма, соблюдая при этом речевую грамотность.
- Воспитывать интерес к данному виду работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель читает загадку о письме.
Без ног приходит,
Без языка рассказывает.
(Письмо)
2. Работа с письмом, подготовленное учителем.
Ребята, я прочту вам сейчас текст. Послушайте и скажите, на что похож этот текст.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес? Скоро у меня начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости. Не скучай, не болей. До свидания, дорогая бабушка.
Твой внук Саша.
Учитель: итак, ответьте на вопрос, на что похож этот текст?
(Ответы детей.)
Учитель:
- о чём и как пишет Саша бабушке?
- сколько частей в этом письме?
- о чём пишет Саша в каждой части?
- какие слова использует мальчик для приветствия?
- обратите внимание на то, как пишутся слова приветствия. Запишите их в тетрадь.
3. Беседа о том, каков путь письма Саши к бабушке.
Учитель: Каков путь письма Саши к бабушке? Расскажите.
(Ответы детей.)
Учитель: как называют того, кому пишут письма? (Ответы.)
Того, кому приходит письмо, называют получатель или адресат (от слова адрес). Изобразим путь письма словами так:
Письмо – конверт – ящик – сортировщик – вагон – почтальон – домашний почтовый ящик – получатель.
Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в этих словах.
Почта |
|
|
адрес |
|
|
письмо |
Почтовый |
|
|
адресат |
|
|
писать |
Почтальон |
|
|
|
|
|
писатель |
4. Подписывание конверта.
Учитель: поучимся правильно подписать адрес.
- Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?
- Кто из вас сам уже подписывал конверт?
- Что пишут на нём?
(Работа проводится на большом демонстрационном конверте, а дети пишут у себя на маленьких конвертах.)
- Что обозначают цифры в углу?
- Сколько цифр?
- Что они обозначают?
(Ответы детей.)
Учитель: первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.
Например: 347 773
347 - это Ростовская область, 773 – это номер почтового отделения.
Учитель: какие правила нужно соблюдать при заполнении адреса на конверте? (Ответы детей).
Верно. Это облегчит чтение адреса получателю, почтальону, сортировщику.
Коллективное подписывание конверта.
5. Закрепление изученного.
Учитель: Давайте ещё раз вспомним путь письма, восстановим цепочку, проведём с вами заочную экскурсию «Путешествие письма». Но для этого надо знать слова: отправитель, адресат.
Прочитаем два письма. Определите, кто является отправителем (автором письма), а кто получателем (адресатом).
(Письма лежат на столах у учащихся.)
1 письмо:
Здравствуй, Ваня!
Как ты живёшь и отдыхаешь? Я пишу тебе из Риги. Приехал сюда вместе с родителями. Мы остановились у наших друзей. Сегодня ходили в зоопарк. Там мы ели мороженное, а потом смотрели медведей, обезьян, крокодилов, волков и других животных.
Мне очень понравилось в Риге. До свидания.
29. 03.2009г. Алёша.
2 письмо:
Здравствуй, дорогой Алёша!
Недавно получил от тебя письмо и отвечаю тебе на него.
Я живу хорошо. Утром каждый день делаю гимнастику, потом иду в школу. Я хожу в три кружка.
Почаще пиши мне письма. Передавай привет всем нашим друзьям.
23. 04. 2009г. Саша.
Учитель: Давайте определим, кто является отправителем и получателем писем. (Ответы детей).
- Что пишут в самом начале письма, а что в конце?
- В каких случаях пишут письма? (Ответы детей.)
Письма пишут тогда, когда надо что-то сообщить на расстоянии. Давайте ещё раз посмотрим на письма друзей. Сколько частей в письме Алёши?
- О чём он пишет в начале письма?
- Чем он заканчивает?
- Как подписывает письмо?
(Ответы детей.)
6. Беседа о различных темах для письма.
Письма могут содержать в себе различную тему:
- можно написать друзьям о живом уголке школы или о тех живых существах, которые которых дома держат ученики. Как за ними ухаживают, чем кормят.
- могут быть письма другу, родным о том, как идёт учёба в школе, какие уроки особенно любит тот, кто пишет, почему эти предметы любимые.
- можно в письме рассказать о прочитанной книге, изложить содержание любимой сказки, оформить в виде дружеского письма. И многие другие темы.
7. Работа над структурой письма.
Учитель: ребята, как обращаются в письме к друзьям, родным? (Ответы.)
В русском языке принято к близким людям – родителям, родственникам, к любимому учителю обращаться со словами родной, дорогой, милый, любимый, дорогой папа, родная сестрёнка, любимая бабушка.
Какими словами попрощаетесь, заканчивая письмо? (Ответы).
Учитель: внимательно посмотрите на таблицу и попытайтесь запомнить.
Обращения и слова приветствия
- К близким людям – родителям - к родственникам |
Родная, родной мой; |
- к учителю |
Уважаемая; |
- к друзьям и подругам |
Милая моя, любимый. |
- К взрослым или малознакомым людям |
Уважаемый, здравствуй, добрый день |
Слова прощения или слова, выражающие отношение.
До свидания, до скорой встречи, целую, жму руку, с уважением, с дружеским приветом.
Учитель: Ребята, в письмах люди не только сообщают друг другу что-то, но и договариваются в делах, помогают друг другу советами, делятся мыслями, планами, размышляют о будущем. Давайте рассмотрим таблицу.
Письмо родным и близким
Возможные части текста письма. |
Примеры |
1. Обращение. |
Мои дорогие друзья! Моя дорогая подруга. |
2. Начальная фраза о состоянии переписки. |
|
3. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях. |
|
4. Вопросы адресату. |
|
5. Благодарности. |
|
6. Просьба писать письма. |
|
7. Передаёт привет. Прощание. |
|
8.Концовка и подпись. |
|
9. Дата и место написания. |
5.12.2009г. с. Плодородное. |
Учитель: Какими примерами можно дополнить эту таблицу?
8. Чтение произведений в форме письма, их анализ. (Cерьёзные, деловые, смешные, сказочные тексты.)
Учитель: ребята, любое событие из жизни человека, которым он захочет поделиться, может быть отражено в письме. Письма также могут быть написаны и в стихотворной форме. Давайте ещё проанализируем два письма из повести А.Г. Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». В главе «Письма» помещена переписка Коли и Оли. Начинает писать Коля.
Коля пишет Оле.
Посылаю тебе первое письмо. В этом году останется написать ещё два.
Коля.
Оля пишет Коле.
Здравствуй, Коля! Прежде всего хочу напомнить тебе, что у меня есть имя. Меня зовут Олей, хотя из твоего письма этого узнать невозможно. И что за письмо такое – полторы корявых строчки? Адрес на конверте и то длиннее. Мне – то от тебя вообще никаких писем не нужно: не хочешь - и не пиши, пожалуйста! Но раз тебе дали задание, да ещё на бумаге, так уж пиши, будь добр, по-настоящему.
Оля.
Учитель: Уже эти два письма дают нам материал о том, как нужно писать письма.
- Какие правила переписки напомнила Оля однокласснику Коле?
- Выделите в письме эти строчки.
- Какие советы Оли и нам пригодятся?
- Какой тон письма Коли?
(Ответы детей.)
Дома самостоятельно продолжите чтение повести, в частности, письма. И вы увидите, как изменился Коля.
9. Практическая работа.
Учитель: сейчас мы попробуем с вами составить текст писем, используя тот материал, который вы получили сегодня на уроке. Я предлагаю вам следующие темы:
- «Письмо моей семье»
- «Мой учитель»
- «Хочу рассказать о своём родном крае»
- «Яркое событие моей жизни»
(Самостоятельная работа учащихся.)
10 Итог урока.
Учитель: Ребята, мы живём с вами в очень современное время, когда кругом, везде и у каждого есть мобильные телефоны. Они очень хорошо и легко могут передать любую информацию. Но, несмотря на это, подробнее, ярче, красивее пообщаться можно только через письмо. Пишите письма, радуйте своих родных, друзей. Поверьте, получать письма - это очень радостное событие.