Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся с новым жанром балетом.
- Развивающая: формировать умение вдумчиво анализировать услышанное произведение, тренировать память и развивать речь учащихся.
- Воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию,
Оборудование и материалы к уроку:
- фортепиано;
- мультимедийный проектор и презентация “История балета”;
- хрестоматия для 5 класса;
- таблички с названиями новых терминов.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
(Музыкальное приветствие, исполняется попевка “Музыкальный урок”.)
– Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами отметим день рождения нового жанра – балета.
II. Основная часть
Учитель: Вы пришли на урок музыки, так давайте начнём его с прекрасной музыки. И как обычно после прослушивания я вас спрошу: “О чём эта музыка? Можете ответить словами, а можете нарисовать то, что вам эта музыка расскажет. Приготовились?” (Звучит “Сцена” из балета “Лебединое озеро”).
– Судя по вашим ответам точного названия произведения, вы не знаете. Тем лучше. Тогда я вам задаю музыкальную загадку. Вы прослушаете ещё один фрагмент из этого произведения, по которому, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем идёт речь.
(Звучит “ Танец маленьких лебедей”.)
Учитель: Теперь узнали? Верно, “Лебединое озеро” П.И.Чайковского. А кто знает, что это за жанр у данного произведения? Балет. А что же такое балет? Давайте сначала вспомним, что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все поют.)
Учитель: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.
Слайд 1
История возникновения балета (Сценка)
Учитель: Родился балет давно. А случилось это следующим образом.
Глашатай: Дорогие зрители! 5 октября вы приглашены на день рождение. В этот день в 1581 году в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.
Слайд 2
Учитель: Так родился балет. Первые балеты выглядели совсем не так как современные и представляли собой отдельные сцены, изображающие войну или быт людей.
Слайд 3
Слайд 4
Учитель: А постольку, поскольку день рождения балета был совсем недавно, 5 октября ему исполнилось 424 года, давайте и мы поздравим балет с этой знаменательной датой. А кого мы выберем Балетом? (Выбираем Балет из числа учащихся и предлагаем ему место на троне).
– Пожалуйста, многоуважаемый Балет займите свой трон. Вы сегодня король! Есть желающие поздравить Балет? Представьтесь.
(Участники сценки по очереди поздравляют Балет.)
1. Автор либретто
– Уважаемый Балет! Кто лучше меня знает Вашу необыкновенную любознательность, щедрость вашей души?!
Вы вдохновляетесь сказками, мифами, легендами. Взрослые и дети с удовольствием смотрят на танцующих фей, волшебников, богов.
А ваше увлечение историей! Благодаря вам знаменитые люди всех времён оживают в танце перед восхищенными зрителями.
А ваша литературная образованность! Сколько героев любимых книг вы одарили, согрели своим вниманием.
Уважаемый балет! От всей души желаю вам дальнейшего процветания.
Слайд 5
2. Композитор
- Дорогой друг Балет! День вашего рождения – большой праздник и для меня. Музыка и танец нужны друг другу, как птице два крыла для полёта. В древности люди пели, играли на своих нехитрых инструментах, танцуя. Вместе появились на свет музыка и танец, вместе идут они по человеческой истории.
Слайд 6
Учитель: Редкая опера обходится без танца. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Если быть очень внимательными в музыке всегда можно услышать пульс Вашего горячего балетного сердца. Да здравствует нерушимая дружба искусства звука и искусства танца!
Слайд 7
3. Слово балетмейстеру
– Мой горячо любимый Балет! День Вашего рождения я встречаю как свой собственный. Да и может ли быть иначе? Либреттист пишет сценарий балета языком слов. Композитор пишет музыку балета языком звуков. Я, балетмейстер, сочиняя танцы, пользуюсь языком жестов и движений.
Помню первые шаги балета-малыша в придворных танцах. Вспоминаю уверенные шаги взрослого балета – шаги образцовой, отточенной, можно сказать классической красоты.
Вы, дорогой Балет, никогда не отворачивали своё лицо от жизни. А в жизни люди, когда разговаривают, обычно жестикулируют, всячески помогая себе мимикой, разного рода движениями. Уберите при этом слова – что получится? Пантомима (Общение при помощи мимики, жестов, движения тела).
Слайд 8
– Могу ли я умолчать и о том, сколько времени Вы уделяете народному танцу. А ведь каждый народ, как известно, танцует на свой лад.
Слайд 9
– Никогда не устану восхищаться Вашими выдающимися качествами, Вашей неувядаемой юностью!
– Наступила очередь говорить балерине.
5. Балерина
– С тех пор как я встала на пуанты Вы, обожаемый Балет, наполнили мою жизнь до краёв. С раннего детства каждый день с утра до вечера- экзерсисы, экзерсисы, экзерсисы (упражнения). Балет это бесконечный труд. Я знаю счастье полета и тогда когда порхаю в сольном танце, и тогда когда плету танцевальные кружева в балетных ансамблях. Спасибо великий Балет!
Слайд 10
Учитель: Вы, наверное, догадались ребята, что все наши гости это ни кто иные, как люди, создающие балет. Но это ещё не все. Есть ещё художник, пишущий декорации и костюмы, симфонический оркестр и дирижер – которые дают музыке жизнь. А мы зрители и слушатели разве не самые близкие балету люди? Разрешите мне от имени всех зрителей и слушателей тоже поздравить балет. А в день рождения полагаются подарки. Давайте подарим балету песню. Какой сюжет был у прослушанного балета? Волшебный.
Давайте споём “Песню о волшебниках”.
Слайд 11
– И как на любом дне рождения гостям полагается угощение.
(Артисты раздают детям угощение.)
III. Заключительная часть
– А теперь давайте подведем итог нашего урока.
– С каким жанром мы с вами сегодня познакомились? (С балетом.)
– Кто принимает участие в создании балета? (Либреттист, композитор, балетмейстер, художник-декоратор.)
– Кто принимает участие в исполнении балета? (Артисты балета, симфонический оркестр, дирижер.)
– С какими новыми музыкальными терминами вы сегодня познакомились? (Либретто, пантомима, экзерсисы.)
– Верно, ребята, молодцы. На этом наш урок окончен.
До свидания!