Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством Джанни Родари и сказками других зарубежных писателей, дать понятие “логическое ударение”.
- Совершенствовать умение определять тему и идею произведения, развивать умение читать текст выразительно, формировать коммуникативную компетентность учащихся.
- Воспитывать интерес к чтению и предмету, развивать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Оборудование: книги для выставки, распечатки текста сказки, шкала настроения (Приложение 1), презентация “ Великий сказочник” (Приложение 2), интерактивная доска, “чудесный горшочек”, мяч, карточки со словами (Приложения 3), игра “Бином фантазии” (Приложения 4).
Доска (эпиграф):
Ход урокаСо сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А, может быть, и нет.
1. Организационный момент
– Я рада встрече с вами. Думаю, вы не будете скучать на уроке и вам будет интересно.
– Возьмите полоску бумаги. Что вам это напоминает? (Градусник, термометр.)
– А мы сегодня будем измерять ваше настроение. (Приложение 1)
– Зелёным карандашом сделайте отметку на шкале, на сколько баллов вы оцениваете своё настроение? В конце урока проверим его ещё раз. А сейчас улыбнитесь мне, своим одноклассникам. Я думаю, ваше настроение уже стало лучше.
2. Планирование урока
– Решите все вместе, чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?
– Постараюсь исполнить все ваши пожелания.
3. Разминка
– Чему мы учимся на уроках чтения в этой четверти? (Выразительно читать.)
– Что нам помогает хорошо проговаривать звуки? (Скороговорки.)
В парах отрабатывают скороговорки. (1 минутка.)
– Кто молодец? (Взаимооценка.)
4. Проверка домашнего задания
– Разминка поможет вам выразительно прочитать стихотворение Юсупова “Серый волк”.
– Кто его выучил?
Читаем по ролям.
– Чьё чтение понравилось? Почему? Какие пожелания?
– Какие отметки вы бы себе поставили? (Самооценка.)
Вы тоже смелые – не испугались.
5. Новый материал
1) Определение темы. (“чудесный горшочек” с вещами из сказок :горошиной, орехом, оловянным солдатиком, хрустальной туфелькой и др.))
– Сегодня вы сами сможете назвать тему урока, если отгадаете, откуда эти вещи, кому принадлежат?
– Кто из вас любит сказки?
– Кто создаёт сказки? (народ, писатели)
– Писатели бывают русские и зарубежные. Сегодня мы познакомимся со сказками зарубежных авторов.
По внеклассному чтению вы уже читали такие книги . (выставка)
Кто расскажет нам о них? (слушаем двоих учеников)
Отметки с комментированием. Остальных мы послушаем на следующих уроках. Продолжайте читать.
Сообщение темы.
– Сегодня на уроке вы сможете больше узнать о Джанни Родари и его сказках.
Кто с ним уже знаком? Тогда знакомьтесь !
2) Биография писателя. (Презентация “Великий сказочник”, очерк биографии Джанни Родари, Приложение 2)
– Что новое узнали?
– Кому захотелось прочитать его сказки?
Сегодня на уроке мы постараемся понять и выразительно прочитать одну сказку.
Физкультминутка
Игра с мячом. “Перевирание сказки”.
Жила- была девочка, … и звали её красная, …
3) Подготовка к восприятию сказки..
Отгадайте загадку:
В водоёмах мы живём.
Без воды- пропадём. (рыбы)
– И сказка Д.Родари называется “Рыбы”.
– Что вы знаете про рыб?
Интересно, что нам поведал о них сказочник?
4) Словарная работа.
– Выберите слово к определению:
Овощи, каша и т. п., добавляемые к мясным и рыбным блюдам. (гарнир)
Повод, предлог для к.н. действия (причина)
Катать с боку на бок, покрывая чем-нибудь. (обвалять)
Заранее известить о ч.-н. (предупредить)
– Дайте толкование слову салат. (гарнир.)
5) Упражнение с текстом.
– Найдите эти слова в тексте.
Дочитайте слово:
Осто….
Пойма…
Обва….
Под…
Сково… преду….
6) Первичное чтение текста.
– Прочитаем сказку вместе .Определите, какая эта сказка:
весёлая
грустная
поучительная
страшная
Читают “ цепочкой”, начинаю я.
7) Анализ сказки.
– Так какая же история рассказывается в сказке?
– О чём она?
– Кто герои?
– Какой герой вам больше симпатичен? Почему?
– Почему маленькая рыбка попала в беду?
– А вам приходилось быть в подобной ситуации?
6. Домашнее задание.
– Запишите задание:с.146, выбор (выр. чит., подобный пересказ), читать сказки Д. Родари.
Но не все сказки писателя такие серьёзные, есть очень весёлые.
Резерв.
Отрывок аудиозаписи сказки Джанни Родари “Дворец из мороженого”. (если позволяет время).
7. Новый материал. (продолжение)
Работа над выразительным чтением.
– "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок", – так писал великий Пушкин.
Чему нас учит эта сказка? (как выжить в нашем, порой очень жестоком мире.)
– Всегда думать самому, прежде чем что-то сделать. И нельзя доверять незнакомым людям, даже если они больше или старше вас.
– Мы должны так прочитать сказку, чтобы тот, кто нас слушает, это понял.
Это значит- выразительно.
Текст на листе. Работа с карандашом.
– Выберите, чему мы уже научились на уроках. (Приложение 3)
Темп речи
Интонация
Паузы
Тембр голоса
Логическое ударение
– Сегодня мы учимся голосом выделять в предложении главные слова. Попробуем.
В первой части предложения? Во второй? (вместе)
– Если есть слова противоположные, выделяются голосом они.
– Какие ещё слова главные, важные?
Работа в группах по 3 человека.
– Отметьте свои слова.
Одна группа читает.
Отметки.
8. Творческая мастерская. (Если позволяет время) (интерактивная доска).
Игра “ Досочини сказку” (Приложения 4)
9.Итог урока. Рефлексия.
– Как вы думаете, чем закончилась история, которая приключилась с маленькой рыбкой?
Проверим наше настроение. (шкала)
– У кого оно стало лучше? Почему?
– Чему научились?
– Что узнали?
– Мне понравился наш урок. А вам? Мы план выполнили.
Вы молодцы!