Урок математики в 3-м классе "Умножение трехзначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания детей о действии умножения.
  • Учить умножению трехзначного числа на однозначное столбиком без перехода через десяток.
  • Вывести алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное столбиком без перехода через десяток.
  • Повторить знание таблицы умножения.
  • Развивать умение находить площадь многоугольника.
  • Развивать логическое мышление, совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитывать аккуратность, желание помочь товарищу.
  • Учить бережному отношению к природе.

Оборудование: компьютер, диск с презентацией, учебники, рабочие тетради.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну “Математики”. Как в любой экскурсии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Во время путешествия мы вспомним таблицу умножения, научимся умножать трехзначное число на однозначное столбиком, решим задачи и выражения. Прочитайте тему урока. <Рисунок 2. См. Приложение 1>

Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие:

Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду –
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. (Корабль) <Рисунок 3>

2. Устный счет

– На борт нашего корабля могут подняться только те, кто справится с устным счетом. Это вам входной билетик. Некоторым ребятам я дам специальные пропуска – карточки.

1) Индивидуальные карточки:

40 : = 2 : 3 = 40 : 2 = 50 : 6 = 20
: 7=20 60 : = 3 80 : = 4 90 : = 3
80 : 4 = 60 : 3 = 40 • 2 = 2 • 30 =

2) Математический диктант:

  • Сумма чисел 34 и 25, разность тех же чисел, разность результатов.
  • Разность чисел 61 и 29, сумма тех же чисел, сумма результатов.
  • Из числа 91 вычесть произведение чисел 3 и 8.
  • Произведение чисел 5 и 7, частное 42 и 7, сумма результатов.
  • Ива живет 100 лет, а дуб в 4 раза больше. Сколько лет живет дуб?
  • Семья собрала летом 16 кг клюквы и 14 кг черники. 8 кг ягод съели, а из остальных ягод сварили варенье. Сколько кг ягод пошло на варенье?

<Рисунок 4>

– Итак, кто справился с заданием смело поднимаемся на борт. Какую песню вы бы спели своему капитану? (поют все припев)

– Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка это флаг корабля!

Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым покоряются моря!

3. Работа по новой теме

– Проплываем “Озеро математических действий”. Выполните действия с объяснением: № 189 уч. Аргинской И.И. Математика 3 класс.

385 + 497, 276 + 567, 935 – 676, 761 – 463.

– Каким алгоритмом вы пользовались при сложении и вычитании трехзначных чисел?

1. Пишу…
2. Складываю (вычитаю) …
3. Читаю ответ…

<Рисунок 5>

– Выполните умножение, сделав подробную запись:

243 * 2, 312 * 3, 424 * 2

(н-р: 243 * 2 = (200+40+3)*2 = 200*2 + 40*2 + 3*2 = 400+80+6 = 486)

– Подумайте, как можно проще записать выполнение умножения?

– Сравните свой способ с предложенными в учебнике. Как рассуждали дети? Какой способ самый удобный?

– Вы заметили, что Костя использовал знак ? для обозначения действия. Это тоже знак умножения. За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в XV – начале XVI века итальянский математик Лука Пачиоли приводит 8 различных способов умножения в своем трактате об арифметике.

Знак умножения ? впервые в 1631 году ввел английский математик Вильям Оутред (1272–1660 гг.), а позже, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц ввел знак умножения “точку”.

– Составим алгоритм умножения: <Рисунок 6>

  1. Пишу единицы под единицами и т.д.
  2. Умножаю единицы на число, пишу под единицами, умножаю десятки на число, пишу под десятками и т.д.
  3. Читаю ответ.

– Используя алгоритм, решите выражения:

112 * 4, 123 * 3, 413 * 2, 333 * 3, 242 * 2, 334 * 2.

4. Физкультминутка

<Рисунки 7–9>

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают
Головой качают.

5. Решение задачи. № 190

– Если нас встретили цветочки, значит мы прибыли на остров “Задачкино”. Прочитайте условие задачи.

– О чем говорится в задаче?

– Простая задача или сложная?

Анализ и выбор решения.

1 ящ с деталями – 96 кг
3 ящ пустых – 24 кг
на ? кг легче.

Самопроверка. <Рисунок 10>

1) 24 : 3 = 7 (кг) весит 1 пустой ящик
2) 96 – 7 = на 89 (кг) легче

Ответ: на 89 кг легче.

– Измени задачу так, чтобы новая задача стала сложнее данной.

Н-р: Два ящика с деталями весят 192 кг, а три таких же пустых ящика весят 24 кг. На сколько килограммов пустой ящик легче ящика с деталями?

1) 24 : 3 = 7 (кг) весит 1 пустой ящик
2) 192 : 2 = 96 (кг) весит полный ящик.
2) 96 – 7 = на 89 (кг) легче

Ответ: на 89 кг легче.

– Кто справился с задачей, может подниматься на борт корабля и плывем дальше.

6. Геометрическая задача

– Проплываем “Рифы Геометрии”. Я думаю, что никто не отстанет от нас на рифах. № 192.

– Работа в парах. Найдите площадь данного многоугольника, выполнив необходимые измерения.

Ответ: 28 см?

– Постройте прямоугольник, площадь которого равна площади данного многоугольника.

– Какими могут быть стороны этого прямоугольника?

(7см и 4см, 14 см и 2 см, 28 см и 1 см) . <Рисунок 11>

7. Логическое задание

– Кто преодолел “Рифы Геометрии” предлагаю решить задачу Нептуна.

– Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12. <Рисунки 12–13>

– Мы с вами прибыли в страну Математики. Кто справился со всеми заданиями во время нашего путешествия, поставьте себе оценки 5. Я надеюсь, что в пути мы с вами никого не потеряли.

8. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Каким алгоритмом надо пользоваться при умножении трехзначного числа на однозначное?

<Рисунок 14>

9. Домашнее задание

№ 191.