Цели:
- Обобщить знания детей о действии умножения.
- Учить умножению трехзначного числа на однозначное столбиком без перехода через десяток.
- Вывести алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное столбиком без перехода через десяток.
- Повторить знание таблицы умножения.
- Развивать умение находить площадь многоугольника.
- Развивать логическое мышление, совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитывать аккуратность, желание помочь товарищу.
- Учить бережному отношению к природе.
Оборудование: компьютер, диск с презентацией, учебники, рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в страну “Математики”. Как в любой экскурсии, у нас будут остановки с необычными заданиями. Во время путешествия мы вспомним таблицу умножения, научимся умножать трехзначное число на однозначное столбиком, решим задачи и выражения. Прочитайте тему урока. <Рисунок 2. См. Приложение 1>
Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие:
Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду –
На всякой глубине
Лишь по пояс мне. (Корабль) <Рисунок 3>
2. Устный счет
– На борт нашего корабля могут подняться только те, кто справится с устным счетом. Это вам входной билетик. Некоторым ребятам я дам специальные пропуска – карточки.
1) Индивидуальные карточки:
40 : = 2 | : 3 = 40 | : 2 = 50 | : 6 = 20 |
: 7=20 | 60 : = 3 | 80 : = 4 | 90 : = 3 |
80 : 4 = | 60 : 3 = | 40 • 2 = | 2 • 30 = |
2) Математический диктант:
- Сумма чисел 34 и 25, разность тех же чисел, разность результатов.
- Разность чисел 61 и 29, сумма тех же чисел, сумма результатов.
- Из числа 91 вычесть произведение чисел 3 и 8.
- Произведение чисел 5 и 7, частное 42 и 7, сумма результатов.
- Ива живет 100 лет, а дуб в 4 раза больше. Сколько лет живет дуб?
- Семья собрала летом 16 кг клюквы и 14 кг черники. 8 кг ягод съели, а из остальных ягод сварили варенье. Сколько кг ягод пошло на варенье?
<Рисунок 4>
– Итак, кто справился с заданием смело поднимаемся на борт. Какую песню вы бы спели своему капитану? (поют все припев)
– Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка это флаг корабля!
Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым покоряются моря!
3. Работа по новой теме
– Проплываем “Озеро математических действий”. Выполните действия с объяснением: № 189 уч. Аргинской И.И. Математика 3 класс.
385 + 497, 276 + 567, 935 – 676, 761 – 463.
– Каким алгоритмом вы пользовались при сложении и вычитании трехзначных чисел?
1. Пишу…
2. Складываю (вычитаю) …
3. Читаю ответ…
<Рисунок 5>
– Выполните умножение, сделав подробную запись:
243 * 2, | 312 * 3, | 424 * 2 |
(н-р: 243 * 2 = (200+40+3)*2 = 200*2 + 40*2 + 3*2 = 400+80+6 = 486)
– Подумайте, как можно проще записать выполнение умножения?
– Сравните свой способ с предложенными в учебнике. Как рассуждали дети? Какой способ самый удобный?
– Вы заметили, что Костя использовал знак ? для обозначения действия. Это тоже знак умножения. За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в XV – начале XVI века итальянский математик Лука Пачиоли приводит 8 различных способов умножения в своем трактате об арифметике.
Знак умножения ? впервые в 1631 году ввел английский математик Вильям Оутред (1272–1660 гг.), а позже, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц ввел знак умножения “точку”.
– Составим алгоритм умножения: <Рисунок 6>
- Пишу единицы под единицами и т.д.
- Умножаю единицы на число, пишу под единицами, умножаю десятки на число, пишу под десятками и т.д.
- Читаю ответ.
– Используя алгоритм, решите выражения:
112 * 4, | 123 * 3, | 413 * 2, | 333 * 3, | 242 * 2, | 334 * 2. |
4. Физкультминутка
<Рисунки 7–9>
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.Наши нежные цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают
Головой качают.
5. Решение задачи. № 190
– Если нас встретили цветочки, значит мы прибыли на остров “Задачкино”. Прочитайте условие задачи.
– О чем говорится в задаче?
– Простая задача или сложная?
Анализ и выбор решения.
1 ящ с деталями – 96 кг 3 ящ пустых – 24 кг |
на ? кг легче. |
Самопроверка. <Рисунок 10>
1) 24 : 3 = 7 (кг) весит 1 пустой ящик
2) 96 – 7 = на 89 (кг) легче
Ответ: на 89 кг легче.
– Измени задачу так, чтобы новая задача стала сложнее данной.
Н-р: Два ящика с деталями весят 192 кг, а три таких же пустых ящика весят 24 кг. На сколько килограммов пустой ящик легче ящика с деталями?
1) 24 : 3 = 7 (кг) весит 1 пустой ящик
2) 192 : 2 = 96 (кг) весит полный ящик.
2) 96 – 7 = на 89 (кг) легче
Ответ: на 89 кг легче.
– Кто справился с задачей, может подниматься на борт корабля и плывем дальше.
6. Геометрическая задача
– Проплываем “Рифы Геометрии”. Я думаю, что никто не отстанет от нас на рифах. № 192.
– Работа в парах. Найдите площадь данного многоугольника, выполнив необходимые измерения.
Ответ: 28 см?
– Постройте прямоугольник, площадь которого равна площади данного многоугольника.
– Какими могут быть стороны этого прямоугольника?
(7см и 4см, 14 см и 2 см, 28 см и 1 см) . <Рисунок 11>
7. Логическое задание
– Кто преодолел “Рифы Геометрии” предлагаю решить задачу Нептуна.
– Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12. <Рисунки 12–13>
– Мы с вами прибыли в страну Математики. Кто справился со всеми заданиями во время нашего путешествия, поставьте себе оценки 5. Я надеюсь, что в пути мы с вами никого не потеряли.
8. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Каким алгоритмом надо пользоваться при умножении трехзначного числа на однозначное?
<Рисунок 14>
9. Домашнее задание
№ 191.