Цель: познакомить с произведением Н.Носова, дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, заинтересовать проблемой произведения, развивать навыки беглого выразительного чтения, сформировать умение правильно выражать свои мысли, воспитывать честность, правдивость.
Оборудование: выставка книг Н.Носова, рисунки по его рассказу.
Ход урока
1. Организационный момент
2.
Беседа. Эмоциональный настройУчитель: Ребята, сейчас у нас урок литературы, урок общения. По традиции начнём наш урок с песни В. Шаинского “Улыбка”, ведь приятно общаться с весёлым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Игра “Привет, сосед!”
(Ученики поворачиваются к своему соседу и,
глядя в глаза друг другу, произносят слова:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
(Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”, дети подпевают)
3. Погружение в тему урока
– Сегодня мы продолжим путешествие по страницам любимых книг Н.Н.Носова. Эти книги стали нашими добрыми и умными друзьями. Давайте поговорим с ними. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы.
И чем там закончится – тоже известно.
Хорошие книжки всегда интересны.
Пусть подождут компьютеры,
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных книг.
– Ребята, посмотрите внимательно на выставку книг Носова.
– Дайте название выставке книг. (Книги Н.Носова. Книги о мальчишках и девчонках. О наших сверстниках,)
– На протяжении нескольких уроков мы читали книги детского писателя Н. Носова. Носов умеет рассказывать весело, шутливо о серьёзных и важных делах.
Книги просят:
– А сейчас вы, друзья,
Узнайте нас!
– Определите, из каких произведений Н. Носова взяты эти строки:
1) Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – Говорит.- Скользкая! (“На горке”.)
2) Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним. (“Затейники”.)
3) Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от страха. (“Живая шляпа”.)
– Молодцы!
Угадайте-ка, ребятки,
Теперь такую вот загадку...Все дети дружно строят горку во дворе.
Один лишь не помощник этой ребятне.
Стоит и терпеливо ждёт,
Когда же народ по домам пойдёт,
Когда же ему, наконец, повезёт:
Он с горки поедет вперёд и вперёд?
(Инсценировка эпизода из рассказа “На горке” стр. 94 в учебнике Кубасовой “Любимые страницы. 2 класс”.)
– Ребята, как вы считаете, Котька понял свою ошибку?
– А этот рассказ не страшный – смешной.
Ребята испугались шляпы живой.
Скорей назовите героев рассказа
И будьте готовы у доски к пересказу.
(Пересказ по рисункам детей у доски)
4. Знакомство с рассказом Н.Носова “Фантазеры”
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Н. Носова “ Фантазёры”.
– С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что с тобой произошло, рассказать обо всём этом так увлекательно, чтобы тебя внимательно слушали.
– Кто такие фантазёры?
Из словаря Ожегова:
- Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.
- Фантазировать – выдумывать что – нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное.
- Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.
– Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н.Носова.
– Что нам скажут страницы,
Говорящие птицы,
Волшебства мастерицы-
Ты услышать готов?
– Сейчас я посмотрю, как вы внимательно прочитаете рассказ и ответите на вопрос (вопрос на доске, дети читают его хором):
– Почему героев своего рассказа Носов назвал фантазёрами?
(Они придумывали смешные, интересные, невероятные истории)
Чтение по ролям – стр. 177–181
На доске:
Небылицы
Африка
Космическое пространство
5. Физкультминутка
У.: К запуску космической ракеты
приготовиться!
Д.: Есть приготовиться.
У.: Включить контакты.
Д.: Есть включить контакты.
У.: Завести мотор.
Д.: Есть завести мотор.
( Хлопают в ладоши 5 раз, вжих –влево, вжих – вправо, вниз, вверх. 5 раз – вверх, вниз, влево, вправо. Ура!)
6. Работа над рассказом “Фантазеры”
Стр.181
– А сейчас обьявляется конкурс ораторов. (Оратор –тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия).
– Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.
– Представьте себя Игорем. Какую историю вы бы рассказали ребятам?
(Рассказывают 2-3 человека)
А сейчас познакомимся с тем , как закончил свою книгу Н.Носов. (чтение учителем до стр. 182. Стр 182 (середина) –чтение хором)
Беседа по вопросам:
1) Чем вам понравился рассказ?
2) С кем из ребят вы хотели бы дружить? Почему? (Хотели бы дружить со Стасом, Мишуткой, они были весёлые, умные, смешные, добрые, справедливые, честные.)
3) Чтение вопроса с доски.
4) А был ли фантазёром Игорь? (Нет.)
5) Как назвали его ребята? (Брехун.)
6) Чем отличаются выдумки фантазёров Мишутки и Стасика от выдумки Игоря? (У Стасика и Мишутки выдумки весёлые, добрые, а у Игоря плохие, злые. Он сочинял ради своей выгоды.)
7) Подумайте, что лучше: фантазировать, как Мишутка и Стасик, или обманывать, как Игорь? Почему?
8) Чему хотел научить ребят Носов в этом рассказе?
9) Не случилось ли подобное с вами?
10) В чем главная мысль рассказа?
Вывод: с человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно, он способен окрасить мир в самые яркие краски. Фантазии безобидны. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает других – это плохо, нечестно, не по - дружески. Н. Носов написал свой рассказ в жанре мягкой сатиры, чтобы дети, смеясь над чужими недостатками могли исправить свой.
– Давайте, ребята, сейчас, после того, как мы поняли ошибку Игоря, дадим символическую клятву самим себе и друг другу.
Встаньте, положите правую руку на левую сторону груди, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте за мной:
Мы, ученики 2-го «А» класса школы №5, клянёмся и обещаем:
Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянёмся друг другу всегда!
Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
– Читая рассказы и повести Н.Носова, вы запросто можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми. Отличников среди носовских произведении почти нет. Ребята, о которых пишет Носов – Это самые обыкновенные школьники: шумные, весёлые, любознательные, деятельные, в чём-то похожи на самого Н.Носова в детстве.
В. Катаев сказал о нем замечательные слова: “У этого талантливого человека вечно юная детски чистая, чудесная душа”
7. Итог урока
– Молодцы, ребята! Вы прекрасно работали над произведением Н. Носова “Фантазёры”. Сделаем краткое обобщение урока, заполнив маленькую анкету.
Напишите на листках:
– Какой герой больше всего понравился?
– Какое главное слово произведения? (честность)
– Я очень рада, что вам понравились Сашка и Мишутка, а главное слово – честность. Надеюсь, что рассказы Носова будут полезны и вам. Спасибо за урок.
8.
Домашнее задание1) Поиграть в фантазёров: сочинить небылицы;
2) Подумать, пофантазировать, как бы ответил Носов
на вопрос: как писать для детей?