Цель урока:
- познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
- научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
- развивать логическое мышление, внимание, речь, память;
- воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.
Перспективы урока:
учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;
учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.
Оборудование урока: индивидуальные карты, схема морфологического разбора глагола.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие учащихся, определение целей и задач урока, включение учащихся в деловой ритм.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Словарная работа. (Один учащийся выполняет работу у доски.)
Бетон, объединил, искусство, маляр, профессия, приобретаю, фасоль, терраса, придумать.
Дополнительные вопросы отвечающему.
– Найди в словарном диктанте глаголы. Определи их вид, время, число, лицо/род.
– Что ты сделал для того, чтобы определить вид глагола?
– Почему в глаголе объединил ты определил род, а в глаголе приобретаю – лицо?
(Учащийся садится на место. Ему выставляется оценка с мотивацией.)
III. Знакомство с новым материалом.
1. Работа с индивидуальной картой. Приложение 1. (Карта есть у каждого учащегося.)
Задание 2 индивидуальной карты. Определите: вид глагола, время, число, лицо/род; поставьте ударение; выдели суффиксы (выполняется по цепочке.).
Советовать | советовал | советую |
Горевать | горевал | горюю |
Рассказывать | рассказывал | рассказываю |
Заканчивать | заканчивал | заканчиваю |
Вопросы к классу:
– Что мы выяснили, выполнив это задание? (у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). А в форме настоящего времени 1 лица единственного числа - суффиксы -у- (-ю-), -ыва- (-ива-).
– Как вы думаете, для чего мы это выясняли? (чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов).
– Каких суффиксов? (-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
– Есть ли отличия в написании суффиксов в форме 1 лица ед. ч. настоящего времени у пар советовать – горевать, рассказывать – заканчивать? В чем оно состоит?
2. Работа с индивидуальной картой.
Учитывая ответы на вопросы предыдущего задания, выполните задание 3.
Задание 3. Сделай самостоятельно то же, что и в предыдущем задании. (Самостоятельная работа.)
Завид…вать | завид…вал | завидую |
Корч…вать | корч…вал | корчую |
Огляд…вать | огляд…вал | оглядываю |
Выкрик…вать | выкрик…вал | выкрикиваю |
Проверка задания.
– Можем ли мы теперь вывести правило?
– Попробуйте это сделать (если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов есть суффиксы -у- и -ю-, то в инфинитиве и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-).
Если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов пишется суффикс -ыва- (-ива-), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени этот суффикс сохраняется).
– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
3. Работа с учебником.
– Давайте сверим с учебником ваши ответы. (Работа с учебником)
4. Составление опорной схемы.
– Для работы по этому правилу нам надо составить опорную схему. Поставьте вопросы, которые помогут в составлении схемы.
Учащиеся задают вопросы:
– Что мы будем проверять? (суффиксы глаголов)
– Для написания каких форм глагола нам важно делать проверку? (для начальной формы и формы прошедшего времени).
– Что выявляем в ходе проверки? Что может происходить в суффиксах глаголов? (могут меняться, а могут сохраняться).
Задание 4 в индивидуальной карте.
IV. Упражнения для закрепления.
(Учащиеся используют опорную схему).
Задание 5. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и форму ед. числа м. р. прош. вр.
Н. ф. | Пр. вр. | |
Захлебываюсь | ||
Приветствую | ||
Придумываю | ||
Исследую |
– Обоснуйте свое решение (отвечающий ученик получает отметку)
Задание 6. Образуй от данных слов глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Объясни выбор суффикса.
Уговорить
Окутать
Команда
Расход
Проверка задания с последующим выводом.
– От каких частей речи образуются глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Задание 7. Работа по развитию речи.
Прочитай текст. Определи тему. Сформулируй и запиши его основную мысль. Найди в тексте слова на изучаемое правило. Подчеркни их, выдели суффиксы. Проверь, все ли эти слова написаны правильно.
«Захотелось мне однажды родителей обрадывать и к их приходу обед приготовить. Продукты долго разыскивать не пришлось: мама всегда все аккуратно по полкам раскладывает. Я решил приготовить борщ и картошку. Вспомнил, как мама советовала все при варке помешивать. Я все сделал, как надо. Попробовал – получилось вкусно.
Только родители не обрадывались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрасывал!
Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «Сделать хорошее дело – это еще половина дела. Нужно так делать, чтобы…»
V. Домашнее задание (дифференцированное).
1 группа учащихся. Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
2 группа учащихся. Придумать 10 слов с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
3 группа учащихся. Упр. 522.
VI. Итог урока.
– От чего зависит написание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) в глаголах?